Приглашаем посетить сайт

Саркитов Н. Шарль Луи Монтескьё

Шарль Луи МОНТЕСКЬЕ (Charles-Louis de Montesquieu, 1689-1755)

http://www.belletrist.ru/definit/montesquieu-defnt.htm

Шарль Луи Монтескье является одним из ранних представителей просветительской философии XVIII в., идейным предшественником французской буржуазной революции. Будучи самым старшим в кругу просветителей, он, вместе с Вольтером, открывал век французского Просвещения. Однако для нас здесь особенно важна роль Монтескье как одного из крупнейших и важнейших социальных философов (социологов) того периода: он глубже многих других своих современников поставил вопрос о закономерностях и движущих силах развития общества. Наиболее полно, ярко, последовательно, в строго научной форме общесоциологические, правовые и политологические взгляды и убеждения этого мыслителя были выражены в его монументальном труде «О духе законов».

«Персидские письма» являются одним из самых ярких образцов философской художественной прозы, в котором в лицах, ярких образных картинах и живой речи представлены политические и социальные доктрины мыслителя.

Монтескье родился 18 января 1689 г. (т. е. ровно за 100 лет до начала французской буржуазной революции) в замке Ла-Брэд недалеко от города Бордо в семье небогатого дворянина де Секонда. Одиннадцатилетний Шарль был отдан в духовное училище - ораторианский коллеж в селе Жюильи около Мо, в котором пробыл пять лет, до 1705 г., а потом принялся за изучение права, готовясь к деятельности судьи. Его бездетный дядя, богатый аристократ, занимавший наследственный пост президента парламента (председателя суда) в Бордо, завещал ему своё имя (Монтескье), состояние и должность. Это предопределило жизненный путь будущего писателя и учёного, по необходимости занявшегося практической деятельностью в области права. Но поскольку с юных лет будущий автор «Духа законов» проявил склонность к научным изысканиям, он начал применять их сначала в сфере своей профессиональной судейской деятельности, очень скоро выйдя за её пределы и увлёкшись исследованиями в самых разных сферах науки. Заняв должность, унаследованную от дяди, он вскоре был избран членом Бордоской академии, в трудах которой принял самое деятельное участие.

Монтескье выступил с рядом исследований по различным вопросам гуманитарных и точных наук: «О морском приливе и отливе», «О тяжести», «О прозрачности тел», «Об относительном движении», «Проект физической истории земли в прошлом и настоящем» и др., а также о «Политике римлян в религиозных делах», «О системе идей» и т. д.

В 1720 г. Монтескье закончил «Персидские письма», которые издал анонимно в следующем году. (Издание «Персидских писем» стало серьёзным препятствием для его избрания академиком во Французскую академию. Книга даже была подвергнута церковному запрещению.)

После «Персидских писем» Монтескье уже не обращался серьезно к художественному творчеству. Правда, он написал две галантные поэмы в духе тогдашней классицистической поэзии - «Храм в Книде» и «Путешествие на Пафос». Этим поэмам сам Монтескье не придавал большого значения. Он всецело отдался исследовательскому труду в области исторических и юридических наук. Мысли, изложенные в «Персидских письмах», не переставали волновать писателя. Он решил проверить правильность своих взглядов на политические учреждения, законодательство, различные государственные системы и для этого отправился в путешествие по Западной Европе. В течение трех лет (с апреля 1728 по апрель 1731 г.) он жил вне Франции, серьёзно и основательно изучая социально-политическое устройство Италии, Голландии, Германии и особенно Англии. На родину он вернулся убеждённым сторонником английских политических учреждений.

«Размышления о причинах величия и падения римлян», в которой теперь уже не в аллегорической, а в научной форме изложил основные идеи «Персидских писем».

«О духе законов», над которой он работал двадцать лет. В ней он привел в систему свои философские, социологические, правовые, экономические и исторические взгляды, в той или иной степени затронутые в его более ранних трудах и особенно в «Персидских письмах» и в «Размышлениях о причинах величия и падения римлян».

«Дух законов», Монтескье уже больше не предпринимал попыток начать работу над каким-либо новым трудом. Его силы иссякли, зрение ослабло, глаза едва различали окружающие предметы. Монтескье уже не мог читать. В 1754 г. до него дошли слухи о том, что французский профессор Ла Бомель, выступивший в Датском университете с пропагандой изложенных в «Духе законов» идей, арестован в Пруссии полицией Фридриха II и передан французскому правительству. Монтескье счел своим гражданским долгом помочь посаженному в Бастилию смелому распространителю его идей. Он покинул замок Ла-Брэд, приехал в Париж, но в хлопотах об освобождении профессора Ла Бомеля заболел и 10 февраля 1755 г. умер.

Н. Саркитов, 2002