Приглашаем посетить сайт

Шафаренко И. Я.: Шенье́ (Chénier), Мари Жозеф.

Шенье́ (Chénier), Мари Жозеф.

Краткая литературная энциклопедия.

́ (Chénier), Мари Жозеф (11. II. или 28. IV. 1764, Константинополь, — 10. I. 1811, Париж) — франц. драматург, поэт и публицист. Брат А. М. Шенье. Окончил Наваррский коллеж в Париже. Сторонник классицизма, воспитанный на соч. Вольтера, Ж. Ж. Руссо и Г. Б. Мабли, Ш. начал с подражат. трагедий. Накануне Великой франц. революции Ш., уже созревший революционер, разработал на классицистской основе новую эстетич. систему, стремясь превратить театр в политич. трибуну. В 1788 он прочитал в Театре франц. комедии трагедию «Карл IX, или Урок королям» («Charles IX ou L’Ecole des rois», пост. 1789, опубл. 1790), впоследствии назв. «Карл IX, или Варфоломеевская ночь». Тема ее — истребление гугенотов по прямому указанию католич. королевской власти. Несмотря на историч. сюжет, пьеса была жгуче современна, ее постановка стала политич. событием. «Карл IX» утвердил во франц. драматургии новый стиль — революц. классицизм, ставший ведущим стилем эпохи. В связи с посмертным чествованием Вольтера в Театре Республики была пост. трагедия Ш. «Жан Калас» (1791, опубл. 1793), направленная против мракобесия и фанатизма. Там же пост. и трагедия «Генрих VIII» (1791, опубл. 1793), развенчивающая идею «просвещенной монархии».

Воплощением революц. классицизма явилась трагедия «Кай Гракх» (пост. 1792, опубл. 1793), где Ш. окончательно освобождается от конституц. -монархич. иллюзий, утверждает превосходство респ. формы правления и провозглашает принцип не только политич., но и имуществ. равенства. Трагедия Ш. «Тимолеон» (опубл. 1794, пост. 1795) не была допущена к постановке, т. к. автор высказал неприятие террора в период якобинской диктатуры, чем вызвал недовольство М. Робеспьера. Не были поставлены и последние его трагедии «Филипп II», «Кир» и «Натан Мудрый», написанные после революции.

В годы революции Ш. — член Якобинского клуба и Клуба кордельеров, автор брошюр и статей, политич. оратор; после низвержения монархии — деп. нац. Конвента. Вместе с композиторами Э. Н. Мегюлем и Ф. Ж. Госсеком Ш. участвовал в создании массовых революц. празднеств, создал гимны «Равенству», «Разуму», «Победе», «Верховному существу», «Свободе»; его песни «14 июля», «Выступление в поход» по обществ. значению и популярности следуют за «Марсельезой». В период Директории и в нач. правления Наполеона Бонапарта Ш. оставался на политич. арене. Однако, разочарованный диктаторскими стремлениями Наполеона, он начал критиковать его и навлек на себя опалу. За сатиры, распространявшиеся в списках, автор подвергался преследованиям. Ш. умер в нужде.

éâtre, v. 1—2, P., 1797; Œuvres, v. 1 — [8], P., 1824—27; в рус. пер. — Карл IX, или Урок королям, в кн.: Франц. театр эпохи просвещения, т. 2, М., 1957; Убийство по закону (из трагедии «Жан Калас, или Школа судей»), пер. В. Шора, в кн.: Отцы тьмы, М., 1960.

«Уч. зап. ЛГУ. Серия филологич. наук», 1957, в. 37; Великовский С., Поэты франц. революций 1789—1848, М., 1963; Шор В., М. Ж. Шенье, в кн.: Писатели Франции, М., 1964; Обломиевский Д., Лит-ра франц. революции 1789—1794 гг., М., 1964; его же, Франц. классицизм, М., 1968; Geoffroy J. -L., Cours de littérature dramatique, v. 3, P., 1819; Lieby A., Etude sur le théâtre de M. J. Chénier, P., 1901.