Приглашаем посетить сайт

Смолицкая О. Вольтер

Вольтер (1694 - 1778)

http://smolitskaya.livejournal.com/96814.html

Имя этого человека имя стало символом эпохи. Его жизнь была яркая, бурная и, вместе с тем, характерная для эпохи, в которую он жил.

Франсуа Мари Аруэ ( Вольтер - литературный псевдоним) был сыном человека из "третьего сословия", нотариуса. королевского советника. Отец постарался дать сыну образование, которое приличествует дворянину. С 1701 по 1711 гг Франсуа Мари учится в коллеже Людовика Великого. Здесь он знакомится с отпрысками многих знатных семей Франции. Он сближается с группой "либертенов" - молодых людей, пишущих остроумные, злые, вольнодумные и не вполне приличные стихи.

Сам Франсуа-Мари начал писать стихи еще на школьной скамье, он быстро входит в круг молодых стихотворцев, становится популярен и берет псевдоним "Вольтер". составленный из букв словосочетания "молодой Аруэ -"L'jeune Arouet".

В 1716 году за сатирические стихи и эпиграммы, направленные против регента Франции герцога Филиппа Орлеанского Вольтер выслан из Парижа, а затем и посажен в Бастилию. Он провел в тюрьме почти год, а после освобождения быстр стал известен Парижу и всей Франции как литератор, автор трагедий, поэм и остроумных стихотворений. Из уст в уста передавались в Париже "словечки" Вольтера - так называемые "mot". Но чем популярнее был Вольтер, тем больше было у него врагов и завистников. Его язвительный язык и независимый нрав нрав , нежелание поступаться своими принципами не раз то заставляли его скрываться от властей, то приводили в тюрьму.

В 1726 году он опять заключен в Бастилию за ссору с герцогом де Роганом. Через пять месяцев его выпускают из тюрьмы с тем, чтобы он уехал из Франции. Вольтер направляется в Англию, а в 1729 году возвращается в Париж, и пишет серьезные философские и исторические труды. Однако вскоре он опять оказался под угрозой заточения в Бастилию - на этот раз причиной стал труд "Философские письма", где Вольтер осмыслял все увиденное в Англии, сопоставлял общественное устройство Англии и Франции. Книга была публично сожжена, издатель посажен в Бастилию, а Вольтеру удалось скрыться

. У него были не только враги, но и друзья, готовые оказать приют и убежище. Несмотря на свою прославленную язвительность, Вольтер умел быть верным другом, нежным возлюбленным и встречал ответную дружбу и ответную любовь.

по 1745 год.

Затем он вернулся в Париж и был неожиданно обласкан при дворе. Мадам де Помпадур, негласная правительница Франции, возлюбленная короля Людовика XV, оказывает покровительство философу. Его принимают во Французскую Академию, осыпают почестями.

Слава Вольтера к тому времени уже гремит по всей Европе, и сильные мира сего гордятся. Но вскоре острый язык Вольтера приводит к ссоре с мадам де Помпадур, и он опять вынужден скрываться. Но теперь уже и монархи предлагают ему приют и убежище.

С 1750 по 1753 год Вольтер живет при дворе Фридриха II Прусского. Знакомство и переписка с Фридрихом состоялись еще тогда, когда он был наследным принцем. Став королем, Фридрих решил на деле реализовать идеи просветителей о союзе философа и государя. о возможности создания "просвещенной монархии". Но и при этом дворе Вольтер не ужился. Он вернлся во Францию. Однако он опасается жить слишком близко от Парижа, и неа помощь приходит благословенная Швейцария. Вольтер покупает два замка на границе Франции и Швейцарии - Турне и Ферне. В Ферне он живет постоянно с 1760 года. Но и вдали от столицы он в курсе всего, что происходит в стране. Он обличает несправедливость, ложь, глупость, пытается помочь их жертвам, используя, там, где надо свою популярность. А популярность Вольтера весьма велика, императрица Российская Екатерина II переписывается с ним и гордится этим.

Одно из самых громких дел 60-х годов, в котором Вольтер принял самое живое участие, было "дело Калласа". Тулузского торговца Калласа, кальвиниста по вероисповеданию, обвинили в том, что он, якобы, убил своего старшего сына Антуана, собиравшегося сменить кальвинистскую религию отца на католическую. Вольтер пишет гневные письма, поднимает на ноги общественное мнение Франции и других стран, использует свой авторитет, и добивается посмертной реабилитации Калласа и освобождения из тюрьмы членов его семьи. В 1763 году он пишет знаменитый и необычайно смелый "Трактат о веротерпимости". В 1778 г. Вольтер снова переехал в Париж, где был торжественно встречен. Но вскоре он умирает. По распоряжению церковных властей тело Вольтера было похоронено без почестей в деревушке в провинции Шампань. В 1791 г. Его прах был торжественно перенесен в Париж. в Пантеон - усыпальницу великих людей Франции.

"Все жанры хороши, кроме скучного"- одно из "словечек" Вольтера. Он писал и серьезные, и шутливые произведения и умел вышучивать свои же собственные идеи. Так, одновременно с серьезным историческим трудом "Век Людовика XIV", где Вольтер размышляет над тем, что такое история, кто такие выдающиеся личности. как развивается человеческая цивилизация, он пишет веселую и очень неприличную поэму "Орлеанская девственница", где ставятся, в общем-то те же вопросы, но совершенно в другой форме. Вольтер смеется над представлением о героях и их божественном предназначении, героиня его поэмы- туповатая и недалекая Жанна д' Арк, в которую влюбляются все подряд от Архангела Михаила, посланного к ней с небесным знамением, до осла, на котором она едет к королю. Нет нужды говорить о том, что героиня поэмы лишь по имени совпадает с реальной Жанной д’Арк, сходство с историческим прототипом мало волновало Вольтера. Поэма, написанная в 1730-1735 гг была напечатана лишь в 1755, но к тому времени ее уже знали многие. На долгие годы она стала символом свободомыслия в Европе; тайно читали ее и русские молодые дворяне. Знаменитая "Гаврилиада" Пушкина во многом опирается на "Орлеанскую Девственницу."

В 1759 году Вольтер пишет произведение "Кандид или Оптимизм". Его иногда называют философским романом, а иногда - вместе с некоторыми другими подобными произведениями - называют философской повестью ( или сказкой, что по-французски обозначается одним и тем же словом "conte"). Главный герой повести - юноша по имени Кандид. Его имя означает "наивный". "чистый" Он влюблен в знатную девушку Кунигунду Тундер тен Тронк. (Надо сказать, что Вольтер не раз подшучивал над пышными немецкими именами, которые звучали непривычно для уха француза. За пышностью имени часто скрывался глупый, чванный и не очень-то богатый человек. Можно только предположить, сколько врагов нажил себе Вольтер при прусском дворе всего лишь вышучивая имена немецких аристократов). Брат девушки выгоняет Кандида, так как не желает выдавать сестру замуж за незнатного человека. Превратности судьбы выпадают на долю обоих влюбленных, и в конце концов они соединяются и женятся. Замечательный сказочный конец, созвучный размышлениям просветителей о том, что человек, благодаря своим способностям и разуму может добиться всего, что пожелает. Но, в отличие о сказочных принцесс, остающихся сколь угодно долго молодыми и прекрасыми, Кунигунда за время странствований Кандида, равно как и своих собственных, постарела. подурнела, да и характер у нее сделался сварливый. Кандид женится на ней лишь поторму, что брат Кунигунды опять пытается помешать браку. Кунигунда и Кандид селятся в Турции (как бы в некоем сказочногм месте), где у них есть маленький сад. Там же неподалеку селятся и брат Кандида, и его учитель Панглосс ( то есть "Всезнающий"), а также его научный противник философ Мартен.

Было бы неправильно искать в повести тонких описаний характеров или переживаний героев. Цель Вольтера и законы, по которым он строит свое произведение другие. "Кандид" - произведение-спор, каждое приключение. каждый поворот сюжета становятся еще одним аргументом в этом споре.

Постоянно спорят Панглосс и Мартен. Панглосс проповедует теорию оптимизма: все к лучшему в этом лучшем из миров - говорит он, и не отказывается от своей затверженной теории , несмотря на все невзгоды, выпавшие на его долю. Теория "философского оптимизма" действителбно существовала, одним из ее создателей был немецкий философ и естествоиспытатель Лейбниц. Высмеивая теорию Панглосса, Вольтер не столько смеется над Лейбницем - с его теорией он не вполне согласен, но это вызывает не насмешки, а желание спорить и аргументировано ее опровергать - сколько над полуобразованным Панглоссом, а заодно и над представлением о том, что та или иная философская теория может быть слепо применена к человеческой судьбе. Что такое человеческая судьба? Что такое Человек? Что такое, наконец. человеческое счастье7 Эти вопросы ставит автор перед читателями, и задают друг другу герои. Да, к своим героям Вольтер относится чуть снисходительно, они подобны куклам в руках опытного артиста, но , может быть, и любой человек лишь кукла в руках у судьбы, или какой-то иной силы? И так ли значителен человеческий разум. как это принято считать?

Вольтер ставит вопросы и не дает на них ответов. Загадочны и многосмысленны слова Кандида, произнесенные в конце повести - " надо возделывать свой сад". О смысле слов Кандида спорили и современники - читатели Вольтера, и потомки. Что это, отказ от грандиозных просветительских замыслов переустройства мира? Или наоборот, призыв к тому, чтобы возделать как сад весь мир?. А может быть сад Кандида как-то соотносится с райским садом, из которго когда-то были изгнаны Адам и Ева? ( Тем более, что в повести есть еще одно "райское" место - вымышленная страна Эльдорадо). Или же надо обратить внимание на слово "возделывать" - "cultiver" , что означает также"образовывать" , "Воспитывать". А сам Вольтер, знает ли он ответ на этот вопрос?

получившем название вольтеровского, и на губах его застыла странная улыбка - лукавая и мудрая, язвительная и добрая.

А. С. Пушкин. Городок ( отрывок).
./..../
Сын Мома и Минервы,
Фернейский злой крикун,

Ты здесь,седой шалун!
Он Фебом был воспитан,
Издетства стал пиит;
Всех больше перечитан,

Соперник Эврипида,
Эраты нежный друг,
Арьоста, Тасса внук -


Единственный старик!.