Приглашаем посетить сайт

Тернопол Т. В.: Власть женщины - мужские стратегии женского поведения в романе П. Шодерло де Лакло "Опасные связи"

Ярославль, ФГБОУ ВО "Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского"

Сила слабых: гендерные аспекты взаимопомощи и лидерства в прошлом и настоящем. Материалы Х Международной научной конференция РАИЖИ и Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН 7-10 сентября 2017 г. Архангельск,. В 3-х томах. /отв. ред. Н.Л. Пушкарева, Т.И. Трошина. М.:ИЭА РАН, 2017. - Т.3. С. 98-101.

Т. В. Тернопол

Власть женщины: мужские стратегии женского поведения
в романе П. Шодерло де Лакло "Опасные связи"

Пьер Амбруаз Франсуа Шодерло де Лакло (1741 – 1803). А. Кучарский «Портрет П. Шодерло де Лакло» (1786).
Пьер Амбруаз Франсуа Шодерло де Лакло (1741 – 1803).
А. Кучарский «Портрет П. Шодерло де Лакло» (1786).

Эпоха Просвещения во Франции - это время, когда женщины активно проявляют себя в традиционно мужских занятиях: науке и искусстве. Физик Эмили дю Шатле, химик Мария Польз, художница Мари Виже-Лебрён добились общеевропейского признания. В литературных произведениях XVIII века отражено использование женщинами стратегий мужского поведения, хотя эта тенденция получает резко негативную оценку.

Для анализа выбран эпистолярный роман П. Шодерло де Лакло "Опасные связи" (1782 г.), в котором изображаются нравы французской аристократии накануне революции. Система женских образов романа построена так, что каждая из героинь олицетворяет один из этапов жизни светской женщины: юная дебютантка (Сесиль де Воланж), молодая замужняя женщина (г-жа де Турвель), молодая вдова (маркиза де Мертей), зрелая женщина (г-жа де Воланж) и пожилая женщина (г-жа де Розмонд). Все эти героини (за исключением маркизы) ведут себя вполне в соответствии со своим статусом и положением: они озабочены матримониальными проблемами, зависимы от чужого мнения и действуют под влиянием эмоций. Лишь госпожа де Мертей ведет двойную жизнь: на людях это вдова безупречной репутации и строгих правил, но на самом деле ее распутству и умению манипулировать людьми может позавидовать любой донжуан.

Иллюстрация Ж. Барбье
Иллюстрация Ж. Барбье

Аннет Бенинг в роли маркизы де Мертей – «Вальмон» (1989, реж. М. Форман)
Аннет Бенинг в роли маркизы де Мертей – «Вальмон» (1989, реж. М. Форман)

В тексте мы встречаемся и с мужчиной-соблазнителем и губителем женщин - виконтом де Вальмоном. Его поведение типично для донжуана: он добивается цели, просчитывая каждый свой шаг и умело использую человеческие слабости. Г-жа де Воланж дает ему очень точную характеристику: "Он еще более фальшив и опасен, чем любезен и обаятелен, и никогда с самой своей юности он не сделал ни одного шага, не произнес ни одного слова, не имея при этом какого-либо умысла, и никогда не было у него такого умысла, который не явился бы бесчестным или преступным.... Он умело рассчитывает, сколько гнусностей может позволить себе человек, не скомпрометировав себя..." [1. С. 177]. В связи с женщинами Вальмон вступает без особенных чувств, рассматривая сексуальные отношения как способ приятного времяпрепровождения (например, эпизод с Эмили, описанный в 47-ом письме, или история с обманутыми мужем и любовником виконтессы, рассказанная в письме 71-ом).

Ухаживание за г-жой де Турвель не мешает ему соблазнить Сесиль де Воланж, а также проводить время с прежними своими любовницами. Связь с женщиной является для него способ самоутверждения за счет подчинения себе ее воли. Такое скандальное поведение, как ни странно, не делает героя персоной нон-грата: оно, конечно, осуждается (об этом пишет г-жа де Воланж), но тем не менее "он принят и даже пользуется успехом в так называемом избранном обществе" [1. С. 214]. Более того, вина Вальмона в смерти г-жи де Турвель и решении Сесили, а затем и Дансени принять постриг, искупается (в глазах г-жи де Розмонд да и многих читателей) гибелью героя на дуэли. В финале все негодование светского общества и читателей обращено против г-жи де Мертей. Но, если проанализировать факты, изложенные в письмах, ее поведение ничем принципиально не отличается от поведения как Вальмона, так и еще одного светского распутника - Превана, чью репутацию маркиза едва не погубила.

Дж. Малкович в роли Вальмона – «Опасные связи» (1988, реж. Ст. Фрирз)
Дж. Малкович в роли Вальмона – «Опасные связи» (1988, реж. Ст. Фрирз)

В знаменитом 81-ом письме Мертей, бросая вызов Вальмону, хвастливо утверждает: "вы были свидетелем того, как я, пользуясь обстоятельствами и мнениями людей, делала этих столь грозных мужчин игрушкой своих причуд или прихотей, лишая одних воли, а других возможности вредить мне, если я, повинуясь изменчивости своих вкусов, умела то включать в число своих поклонников, то далеко отталкивать от себя... если среди этих частых перемен добрая слава моя оставалась непоколебленной, не пришли ли вы к выводу, что, созданная для того, чтобы мстить за свой пол и порабощать ваш, я сумела изобрести и средства, до меня неизвестные?" [1. С. 310]. Однако в стремлении доказать свою уникальность и превосходство над мужчинами, героиня забывает, что действует их же методами.

Иллюстрация Ж. Барбье
Иллюстрация Ж. Барбье

Чуть ниже маркиза подробно излагает принципы своего поведения, главный из которых - умение ничем не выдавать своих чувств и тщательно планировать каждый свой шаг: "Видели ли вы когда-нибудь, чтобы я отступила от правил, которые себе предписала, чтобы я изменила своим принципам? Я говорю о принципах и говорю так вполне сознательно, ибо они не отдаются, как у других женщин, на волю случая, не приняты необдуманно, и я не следую им только по привычке" [1. С. 310]. Мертей провозглашает право вести себя как мужчина: быть независимой (статус вдовы ей это позволяет); иметь любовников, причем самой выбирать и бросать их; вступать в сексуальные отношения без любви, но ради чувственных наслаждений; манипулировать людьми ради достижения своих целей и подчинять их своей воле, но при этом сохранять репутацию порядочной женщины. На протяжение романа маркиза сама выбирает себя любовников (Бельрош, Дансени), хотя при этом не испытывая к ним никакого чувства, постоянно умело манипулирует как их поведением, так и поведением окружающих ее мужчин и женщин (очень показательна история Превана, над которым она одержала победу, выставив его насильником и добившись его исключения из полка).

Иллюстрация Ж. Барбье
Иллюстрация Ж. Барбье

Именно Мертей убеждает Вальмона соблазнить Сесиль и порвать отношения с г-жой де Турвель, послав последней оскорбительное письмо (показательно, что текст письма составлен самой маркизой), толкает Сесиль в объятия Вальмона, отговаривает г-жу де Воланж выдать дочь замуж за Дансени и заставляет последнего вызвать Вальмона на дуэль. Таким образом, маркиза присваивает себе право, которым до этого пользовались в обществе только мужчины, - право распоряжаться судьбами людей, напрямую от них не зависящих. Таким образом героиня чувствует себя равной мужчинам и даже имеющей над ними определенную власть. Кроме того, маркиза достаточно провокативно заявляет о своей сексуальности, что заставляет скандализированную ее поведением г-жу де Розмонд воскликнуть: "Стыдно быть женщиной, когда видишь, что есть женщина, способная на такое распутство." [1. С. 501]. Заметим, что распутство любимого племянника, погубившего на ее глазах юную Сесиль и добродетельную г-жу де Турвель, которую старушка называла "своей дочерью", пожилую даму не возмущает.

Кадр из фильма «Опасные связи» (1988, реж. Ст.Фрирз). Вальмон – Дж. Малкович, Мертей – Г. Клоуз.
Кадр из фильма «Опасные связи» (1988, реж. Ст.Фрирз).
Вальмон – Дж. Малкович, Мертей – Г. Клоуз.

обществе пытаются использовать в повседневной практике стратегии мужского поведения, в частности гендерную роль донжуана, но вынуждены делать это тайно, поскольку общество, прощая такое поведение мужчине, осуждает за него женщину.

Библиографический список