Приглашаем посетить сайт

«Черным по белому» – "400 лет газете– история периодической печати".

«Черным по белому» –400 лет газете

Журнал «twogether». Выпуск 21 марта 2006 года
http://www.voithpaper.com/media/twogether_21_ru.pdf

Сложно определить точную дату появления первой газеты. Многовековое развитие одного из важнейших информационных источников, а также долгий и трудный путь в борьбе за свободу печати музей Гутенберга в Майнце наглядно отразил в замечательной выставке под названием «400 лет газете – история периодической печати».

Предшественников газеты было достаточно, причем не только в печатной форме. Еще Юлий Цезарь сделал целое состояние на издании ежедневного обозрения «Acta Diurna» и удовлетворял любопытство плебеев, т. е. простолюдинов древнего Рима, описывая в своих ярких повествованиях свадебные пиршества, скандальные судебные процессы и кровавые бои гладиаторов.

Бесспорным является тот факт, что первая напечатанная газета появилась на территории немецкоязычных стран.

Важной предпосылкой становлению периодической печати послужило изобретение Гутенбергом книгопечатания с помощью передвижных литер. Уже с 16 века первыми типографиями выпускались печатные, правда, нерегулярные экземпляры с сообщениями различного рода. Территориально печатались они в основном в регионе реки Рейн, охватывая области, расположенные между Базелем, Страсбургом, Кёльном и голландскими торговыми метрополиями.

Отсюда и можно проследить происхождение слова «газета» – «Tiden», что в переводе с нижненемецкого диалекта обозначает приливы и отливы. Позднее от этого слова появились названия «Zeitung» и «Times».

«Relation».

Это была уже не листовка, как прежде, посвященная какому-то одному событию, а первое регулярное еженедельное издание, напечатанное на четырех страницах, освещающее различные события для тогда еще немногочисленных читателей. Ровно через пятьдесят лет в Лейпциге была напечатана первая ежедневная газета. Специалисты спорят до сих пор, можно ли называть более ранние издания газетой. Ведь у ее предшественниц отсутствовали как минимум два существенных признака, которые по сегодняшним понятиям как раз и характеризуют периодическую прессу: регулярность выхода в свет и многосторонность изложения информационного материала.

Первыми издателями газет были печатники, объединенные в личную унию. Как раз они и были основателями периодики, которая гарантировала им регулярный источник поступления доходов. Печатники занимались сбором новостей из различных источников, нередко недостоверных. Если собранного материала было недостаточно для очередного тиража, то печатники начинали приукрашивать события, присочинять или попросту придумывать. Таким образом, газетная утка так же стара, как сама периодическая печать.

Членов семьи Фуггер, крупного торгового дома в Аугсбурге, который уже тогда приобрел международную известность, совершенно не устраивали часто непроверенные сообщения. Они основали собственную еженедельную газету и за счет своих многочисленных европейских филиалов организовали первую сеть профессиональных «газетных корреспондентов». Первые корреспонденты были обязаны к определенному сроку составить для газеты краткое, объективное, а, главное, достоверное сообщение. За свою работу корреспонденты получали фиксированный оклад в размере 36 гульденов в год. Для того времени это была солидная сумма, равная примерно четырем тысячам евро. Еженедельные газеты дома Фуггер считаются первыми в мире коммерческими изданиями.

Как духовная, так и светская власть вначале не особенно интересовалась содержанием первых газет и предшествующих им печатных изданий. Исходное значение латинского слова «censura» - «надзор за благонравием населения».

«чистоты учения». Существует легенда, согласно которой в Базеле и Страсбурге приговорили к сожжению на костре нескольких типографских подмастерьев по причине их «еретических козней». Но на самом деле несчастные подмастерья были виноваты лишь в недостаточных знаниях латыни, из-за чего они совершили несколько искажающих смысл опечаток при наборе текста Библии.

Светскими властями сила печатного слова поначалу недооценивалась. И лишь когда в листовках и газетах стали появляться материалы, не просто повествующие о ежедневных событиях, а сопровождающие рассказ комментариями и критическими отзывами, когда издатели стали подтверждать свои сообщения точными иллюстрациями, а наиболее ловкие резчики по дереву и гравировщики открыли силу карикатурного изображения, тогда светские власти приняли сторону духовенства. С тех пор цензура стала частью института власти и одновременно началась борьба за «свободу печати».

Число жертв в этой «борьбе» было огромным. Имена многих из них так и оста лись неизвестными. Но тех борцов, имена которых нам оставила история печатного дела, нельзя считать проигравшими. Их смелые выступления в защит у свободы слова, несмотря на опасность, которой они себя при этом подверга ли, были не напрасны.

Швабский поэт, музыкант и публицист Христиан Фридрих Даниель Шубарт считался в стране зарож дения печатного дела одним из крупнейших ж урналистов, чья деятельность в конце 18 столетия сыгра ла решающую роль в борьбе за свободу прессы на немецкой земле.

Шубарт родился в 1739 г. в Алене, небольшом городке, расположенном недалеко от Хайденхайма, где находится головной офис фирмы «Фойт». Там он становится известным как органист и придворный капельмейстер и одновременно пишет лирические стихотворения, которые были позже переложены на музыку и вошли в цикл под названием «Игривая форель». Для прессы же он пишет правдивые статьи, в которых подвергает жесткой критике произвол местных князей и церковной власти.

«Немецкая хроника». Эта газета играет значительную роль в эпохе Немецкого просвещения. Острая полемика, которую ведет Шубарт на полях газеты, приобретает популярность и признание среди читателей, но одновременно вызывает гнев со стороны самодержавных правящих кругов. Поэтому в 1777 г. герцог Карл Евгений Вюртембергский приказывает заманить Шубарта на территорию своего княжества и похитить его. Без судебного разбирательства и предъявления приговора Шубарт проводит 10 лет в знаменитой государственной тюрьме крепости Хоэнасперг.

«Отечественная хроника», но в 1791 г. умирает духовно сломленным. Фридрих Шиллер посвятил своему другу Шубарту знаменитую трагедию «Разбойники», в которой воспета «свобода мысли», основа идеологии знаменитого немецкого писателя.

В 1770 г. на территории провинции Альтона, относящейся тогда к Дании, впервые была законодательно запрещена цензура любой прессы, включая местные немецкие газеты. Все газеты расположенного неподалеку немецкого города Гамбурга удачно пользовались датским соседством и «определенной свободой на английский манер». Британская модель либерального обхождения с газетами начала постепенно при-живаться в Германии. Гамбург становился значительным центром свободной печати и на протяжении всех прошедших лет остается таким до настоящего времени.

Начиная с 1949 г., свобода печати юридически закреплена статьей 5 Конституции ФРГ, также как и во всех свободных демократических государствах. Но до этой даты путь оказался слишком долгим. История становления периодических изданий, их свободомыслие, огромные возможности распространения, их влияние на сегодняшние события, а также глобальный обмен новостями являются неоспоримым доказательством высокой культурной толерантности. И даже в эпоху широкого распространения радио, телевидения и сети интернета периодическая печать была и остается важной опорой демократического образа жизни. Ее беспрепятственное развитие заслуживает уважения и защиты даже в том случае, когда, согласно мнению Гёте, не всегда все то, что напечатано «черным по белому», может служить для нас утешением и достойно прочтения или приобретения.