Приглашаем посетить сайт

Данилевский Р. Ю.: Готштед (Gottsched) Иоганн Кристоф.

Готштед (Gottsched) Иоганн Кристоф (1700–1766) ,

Электронные публикации
Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН

–1766), теоретик литературы, драматург и критик раннего немецкого Просвещения; усовершенствовал литературный язык и реформировал немецкий театр в духе французского классицизма. В 1740-х Г. утратил свой прежде непререкаемый авторитет в немецкой литературе и театре, в которых возобладали сентименталистские тенденции.

П рассматривал наследие Г. как пример подражательного классицизма, мешавшего развитию как немецкой, так и русской литературы. В частности, П. отрицательно оценивал влияние французского и немецкого классицизма на М. В. Ломоносова (план статьи «О французской словесности», 1822; Акад. XII, 191). Во 2-ой черновой редакции статьи «О ничтожестве литературы русской» (декабрь 1833 – март 1834) П. осуждающе писал о том, что «сын холмогорского рыбака скитался по германским университетам, вслушиваясь в уроки Готштеда» (Акад. XI, 501). Набросок статьи «<О народной драме и драме “Марфа Посадница”>» (1830) П. начал фразою: «Между тем как эсфетика со времен Канта и Лессинга развита с такой ясностию и обширностию, мы все еще остаемся при понятиях тяжел.<ого> педанта Готштеда; мы все еще повторяем, что прекрасное есть подражание изящной природе и что главное достоинство искусства есть польза» ( Акад. XI, 177). Тем самым П. солидаризировался с мнением немецких романтиков, как его выразила Ж. де Сталь в своей хорошо известной П. и его современникам книге «О Германии» («De l’Allemagne», 1810), где (ч. 2, гл. 3) Г. был назван «ученым без вкуса и без таланта».

Р. Ю. Данилевский