Приглашаем посетить сайт

Фридлендер Г.: Лессинг Готфрид Эфраим. Философская Энциклопедия.

Лессинг Готфрид Эфраим.

Философская Энциклопедия.

http://dic.academic.ru/dic. nsf/enc_philosophy/612/%D0%9B%D0%95%D0%A1%D0%A1%D0%98%D0%9D%D0%93

́ССИНГ Готхольд Эфраим (Lessing), (22 янв. 1729 – 15 февр. 1781) – нем. просветитель, писатель, критик и теоретик искусства. Сыграл выдающуюся роль в истории прогрессивной нем. филос. и антицерк. мысли. Л. начал свою деятельность, находясь под влиянием идеалистич. философии Лейбница и X. Вольфа, однако в 50-х гг. 18 в. в его взглядах обнаружились заметные материалистич. тенденции. В отличие от Лейбница, Л. пришел к выводу, что дух и тело представляют собой две стороны единой субстанции (фрагмент "Спиноза навел Лейбница лишь на след учения о предустановленной гармонии" – "Durch Spinoza ist Leibnitz nur auf die Spur der vorherbestimmten Harmonie gekommen", 1763).

Признавая себя последователем Спинозы, Л. утверждал, что бог существует не вне мира, а в нем самом (фрагмент "О действительности вещей вне бога" – "Über die Wirklichkeit der Dinge ausser Gott", 1763). В беседе с Ф. Якоби (1780) Л. выразил материалистич. сущность своего филос. мировоззрения в словах: "В основе протяженности, движения, мысли поистине лежит одна и та же более высокая сила, которая не исчерпывается этими определениями... Ортодоксальные понятия о божестве не существуют более для меня. Единое – все, все – единое. Я не разумею иначе" (Gesammelte Werke, Bd 8, В., 1956, S. 622, 618).

Посмертное опубликование беседы Л. с Якоби (1785) вызвало в Германии ставший знаменитым "Спор о Спинозе" (1785–87), в к-ром идеалисту Мендельсону возражали Гёте и Гердер, защищавшие идеи Спинозы.

связано с тем, что частицам неорганич. природы свойственно одно чувство, а органической – соединение нескольких чувств. Человек располагает пятью чувствами, но число их может увеличиваться в результате развития культуры (фрагмент "О том, что человек может обладать более, чем пятью чувствами" – "Dass mehr als fünf Sinne für den Menschen sein können", ок. 1770–80).

Огромное значение для нем. Просвещения имели соч. Л., посвященные борьбе с церковью (памфлет "Анти-Геце" – "Anti-Goeze", 1778; филос. драма "Натан Мудрый" – "Nathan der Weise", 1779, рус. пер. 1875). Л. защищал право свободного исследования религ. вопросов, доказывая невозможность примирить философию и учение церкви, проповедовал веротерпимость, равенство людей независимо от вероисповедания и сословного происхождения. Соединив филологич. метод критики с историческим, он способствовал развитию в Германии науч. критики евангелий.

"Воспитании человеч. рода" ("Die Erziehung des Menschengeschlechts", 1775–80) он рассматривал историю человечества как процесс постоянного совершенствования и восхождения от низших ступеней к высшим. Все религии, по Л., составляют продукт определенной историч. эпохи. Выражая сознание одной эпохи, они в следующую эпоху перестают соответствовать потребностям человечества, достигнутому им уровню развития. Язычество, иудаизм и христианство Л. рассматривал как три ступени нравств. эволюции человечества, конечной целью к-рой является торжество разума и справедливости. На высшей ступени истории христ. религия должна уступить место идеалу гуманности.

Различие между гос. и правовым строем разных народов Л., в духе Монтескьё, объяснял различием климата. Л. был страстным патриотом, защитником равенства и дружбы народов, борцом против нем. абсолютизма и феод. раздробленности Германии за ее мирное объединение. Он считал, что гос-во и связанное с ним обществ. неравенство должны в будущем исчезнуть. Не ставя вопроса о революц. средствах борьбы, Л. связывал свои патриотич. чаяния с верой в историч. прогресс, в совместные усилия передовых деятелей в области культуры, литературы и искусства ("Эрнст и Фальк" – "Ernst und Falk", 1778–80).

– самый крупный представитель бурж. -демократич. эстетики 18 в., сложившейся под знаком борьбы с аристократич. и раннебурж. классицизмом и утверждения теории реализма. Рассматривая иск-во как "подражание" природе, Л. понимал ограниченность термина "подражание", характерного для эстетики 17–18 вв., и стремился истолковать его более широко – в духе реалистич. воспроизведения и познания жизни. Иск-во, по Л., как и наука, сосредоточивает внимание человека на существенных и закономерных сторонах действительности, помогает усмотреть необходимость там, где на поверхности жизни господствуют случайность и пестрота явлений. Поэтому иск-во, по Л., ведет к "познанию" и вместе с тем способствует "исправлению", является для человечества орудием нравственного воспитания и совершенствования.

Материалистический по своему характеру взгляд на иск-во как отражение действительности получил широкое развитие в соч. Л. "Лаокоон" ("Laokoon, oder Über die Grenzen der Malerei und Poesie", 1766, рус. пер. 1957). Л. доказывал здесь, что законы различных искусств обусловлены их специфич. особенностями, характерным для них предметом изображения. Средства, к-рыми располагают поэзия и живопись, не являются для художника и поэта лишь механич. внешним орудием; между средствами и специфич. характером иск-ва существует объективная связь. Каждое из иск-в приспособлено в первую очередь к изображению тех сторон внешнего мира, к-рые с наибольшей полнотой и совершенством могут передаваться его специфич. художеств. средствами.

Живопись и скульптура как пространств. иск-ва наиболее приспособлены для изображения "тел", расположенных в пространстве, поэзия как временное иск-во – для изображения "действий", совершающихся во времени. Поскольку же живопись должна изображать действия, а поэзия – телесный облик предметов, они должны делать это не прямо, а опосредствованно: живопись – через материальные, телесные признаки, а поэзия – изображая созидание материальных предметов человеком или воздействие внешнего мира на его сознание.

"Гамбургской драматургии" ("Hamburgische Dramaturgie", Bd 1–2, 1767–69, рус. пер., 1936) Л. изложил свою теорию театра и драмы. Он подчеркивал обществ. -политич. значение театра и указывал на силу его воздействия. В отличие от Дидро, считавшего, что типы свойственны только комедии, Л. признал обобщение свойством всякого иск-ва, в то же время подчеркивая, что типичность в разных жанрах и видах иск-ва может достигаться различными средствами. Утверждая, что разнообразие человеч. характеров в жизни безгранично, Л. призывал выводить на сцене не отвлеченные и идеализированные, а реалистич. образы людей, сочетающие типическое с индивидуальным. Л. указал в "Гамбургской драматургии" на придворно-аристократич. черты эстетики классицизма не только в произведениях Корнеля, но и Вольтера, высоко оценил правдивость и естественность антич. трагедии Шекспира, лучшие образцы передовой бурж. драмы 18 в. и этим способствовал повороту нем. литературы к реалистич. драматургии. Свои эстетич. принципы Л. осуществлял в драмах – поэтич. произведениях, полных глубокого гуманистич. социально-филос. содержания.

–25, В., [1925 ], Anmerkungen, Tl 1–3, В., [1929 ], Register, Τl 1–2, В., [1935 ]; Gesammelte Werke, Bd 1–10, В., 1954–58; Werke, Bd 1–6, Lpz., [1955 ]; в рус. пер. – Собр. соч., 2 изд., т. 1–10, СПБ, 1904; Избр. произв., М.–Л., 1953.

Η. Α., Лаокоон, или о границах живописи и поэзии, Соч., Л. [рец. ], Полн. собр. соч., т. 5, М., 1941; Фишер К., Г. Э. Л. как преобразователь нем. лит., пер. с нем., М., 1882; Филиппов Μ. Μ., Лессинг. Его жизнь и лит. деятельность, СПБ, 1891; Меринг Ф., Легенда о Л., Лит. -критич. работы, т. 1, М.–Л., 1934; История философии, т. 3, М., 1943, с. 24–33; Гриб В. Р., Жизнь и творчество Л., Избр. работы, М.,1956; Фридлендер Г., Лессинг, М., 1957; История философии, т. 2, М., 1957, с. 21–25; Гулыга А. В., Из истории нем. материализма (последняя треть XVIII века), М., 1962 (см. указат.); Дальке, Г. Л. и развитие теории реализма, М., 1963 (Автореф.); Leisegang H., Lessings Weltanschauung, Jena, 1931; Klein F. F., L. Weltanschauung, W., 1931; Liepmann Η., L. und die mittelalterliche Philosophie, Stuttg., 1931; Коmmerell M., L. und Aristotels, Fr./M., [1957 ]; Rilla P., L. und sein Zeitalter, В., 1958; Szarota E. M., Lessings "Laokoon", Weimar, 1969; Loewenich W. von, Luther und L., Tübingen, 1960; Mann O., Lessing. Sein und Leistung, 2 Aufl., Hamb., 1961.

Г. Фридлендер. Ленинград.

(Источник: «Философская Энциклопедия». В 5-х т. – М.: Издательство "Большая Советская Энциклопедия", 1960–1970.)