Приглашаем посетить сайт

Голова М.: Гёте — человек Нового времени

Марина ГОЛОВА,
Москва


Гёте — человек Нового времени
«Страдания юного Вертера»

© Данная статья была опубликована в № 43/2002 газеты "Литература" Издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.

http://lit.1september.ru/article.php?ID=200204306

Наша «Школа Сотрудничества» работает по программе МИРОСа уже давно. Очень интересна программа в 8-м классе, где изучаются крупные литературные эпохи и направления. Особое внимание уделяется концепции мира и человека, “вечным” темам в произведениях разных эпох и направлений. Одной из таких “вечных” тем является тема любви. Здесь изучаются совершенно различные произведения: В. Шекспир, «Ромео и Джульетта»; Н. М. Карамзин, «Бедная Лиза»; И. Гёте, «Страдания юного Вертера»; стихотворения А. С. Пушкина, посвящённые Е. К. Воронцовой; В. Гюго, «Собор Парижской Богоматери»; стихотворения Ф. И. Тютчева, посвящённые Е. А. Денисьевой; И. С. Тургенев, «Ася». Несмотря на различие данных произведений, прослеживается сходство — все произведения посвящены теме любви, такой прекрасной и чудесной, с одной стороны, но глубоко несчастной и трагической — с другой. Было интересно видеть, что думают о любви дети начала XXI века, как на их глазах появляются слёзы сострадания, когда они слышат о “роковой любви” Е. А. Денисьевой и Ф. И. Тютчева, как они негодуют, читая о действиях Клода Фролло, и в то же время жалеют его, как они осуждают господина Н. из повести И. С. Тургенева «Ася». Но самое интересное, что мы совершенно не ожидали, — больше всего споров и диспутов вызвало произведение Гёте «Страдания юного Вертера». Именно об уроках, посвящённых этому произведению, хочется рассказать.

Открытый урок по произведению Гёте планировался как интегрированный: урок истории и литературы. Даже само название — «Гёте — человек Нового времени» — соответствовало нашим задачам: провести связь между литературой и историей. Гёте — одна из крупнейших фигур мировой литературы рубежа двух исторических эпох. В творчестве И. Гёте нашли художественное воплощение кардинальные изменения общественного сознания под воздействием исторических катаклизмов конца XVIII — начала XIX века.

города Франкфурта-на-Майне, в котором его семья занимала высокое и почётное место. 28 августа 1749 года в доме франкфуртского бюргера восемнадцатилетняя девушка родила мальчика, который, казалось, был мёртв. К счастью, ребёнок остался жить. Человеческому дитяти, который с такими мучениями появился на свет, было суждено прожить славную жизнь, достичь такого царственного величия, перед которым склонялись государи и народы. За свои 83 года он был свидетелем многих исторических событий — Семилетняя война, американская война за независимость, французская революция, возвышение и падение Наполеона, распад Священной Римской империи, рождение нового века.

Мальчик получил хорошее домашнее образование. В 1765 году отец отправил его в Лейпцигский университет изучать право. Но юного студента больше привлекала оживлённая литературная и театральная жизнь. В 1770 году Гёте переводится в Страсбургский университет. Страсбург в это время стал очагом растущего немецкого национального самосознания. Здесь произошло знакомство Гёте с Гердером, теоретиком движения «Буря и натиск». В эти годы им делаются наброски драмы «Прометей», в которой отразились характерные черты этого движения. Герой драмы — мифологический Прометей, непокорный бунтарь, бросающий вызов тирану:

Ты можешь, Зевс, громадой тяжких туч
Накрыть весь мир,
Ты можешь, как мальчишка,

Крушить дубы и скалы,
Но ни земли моей
Ты не разрушишь,
Ни хижины, которую не ты построил,

Чей животворный пламень
Тебе внушает зависть.

Образ Прометея является кульминацией бунтарских настроений Гёте. И ученики достаточно полно смогли ответить, против чего выступает Прометей. С их точки зрения, он протестует против порабощения личности и выступает за безграничную свободу творчества. Мы добавили лишь одно: Прометей, вылепивший из глины людей, — художник-гений, равный, по представлению штюрмеров, Богу.

В середине семидесятых годов в творчестве Гёте наступает перелом. Он отходит от идей «Бури и натиска», считая, что этому авангарду немецкой интеллигенции не на кого опереться в реальной действительности. Гёте полагает, что преобразование немецкого общества должно произойти постепенно, без революционных потрясений. Это была попытка примириться с действительностью. Пересматривая позиции «Бури и натиска», Гёте вырабатывает новое миросозерцание. Он отказывается от бунтарства, от индивидуализма «Бури и натиска», стремится к познанию мира во всём его многообразии. Для Гёте теперь мир объективного выше мира субъективного. Писатель начинает работу над трагедией «Фауст», в которой затрагиваются проблемы, выдвинутые Великой французской революцией 1789 года. Ученики без труда вспоминают об этой революции, рассказывают о том, какие задачи выдвинула эта революция, чем она закончилась, высказывают своё отношение к происходившему в те далёкие годы.

“Какова цель революции?” не труден для учеников. Цель революции — принести людям свободу, равенство и братство.

Фауст мечтает о том времени, когда свободный человек будет трудиться на свободной земле:

Народ свободный на земле свободной
Увидеть я б хотел в такие дни.
Тогда бы мог воскликнуть я:
“Мгновенье, как прекрасно ты, повремени!
Воплощены следы моих борений,
И не сотрутся никогда они”.
И это торжество предвосхищая,
Я высший миг сейчас переживаю.

— это и есть личное счастье Фауста. Заканчивая разговор о Фаусте, к образу которого учащиеся вернутся в старших классах, скажем, что в образе Фауста Гёте воспел творческие дерзания человека, не устающего стремиться вперёд, искать истину, постоянно стремиться к познанию и преобразованию мира.

Вспомнив исторические аспекты изучаемой эпохи и познакомившись с биографией Гёте, переходим к изучению романа в письмах «Страдания юного Вертера». Перед началом урока у учителя могут быть опасения, что ученики сосредоточат своё внимание лишь на любовных перипетиях главного героя и будут пропускать философско-социальные раздумья. Как ни странно, школьников даже больше интересуют именно философские воззрения героя.

И. В. Гёте принадлежит замечательное изречение: “Совершенно безразлично, в чём проявляется гениальность человека — в науке, в ведении войны, в управлении государством или в том, что он сочинил песню; важно лишь одно: чтобы мысль, остроумное высказывание, деяния жили и были способны на дальнейшую жизнь”. Именно такой мыслью, таким высказыванием был роман в письмах «Страдания юного Вертера». Роман в письмах завладел всем читающим миром. Своей сокрушительной силой чувства эта маленькая книжечка вызвала бурю восторга, всеобщее опьянение, она была той искрой, что, попав в пороховую бочку, мгновенно развязывает опасные силы. Наполеон — “железный человек”, “муж судьбы” — не расставался с «Вертером» во время египетского похода и, по собственному признанию, семь раз перечитал его. Гёте-писателю никогда не пришлось пережить столь бурный успех, какой был у «Вертера».

Обращаясь на уроке к роману «Страдания юного Вертера», мы (учителя, проводившие уроки) даже не предполагали, что эта маленькая книжечка вызовет столько споров! Оказывается, жива незримая нить, связывающая молодое поколение XXI века с молодыми людьми XIX века. Не зря говорится, что без знания прошлого нет настоящего. Можно ещё добавить, что без оценки чувств чужих людей нет оценки своих чувств. Мы воочию убедились, что наши дети, наше молодое поколение, мыслят совершенно правильно, рассуждают логично и здраво, оценивают чувства людей по-человечески точно.

Само название произведения уже символично. Автор романа абсолютно был уверен, что читатели проникнутся любовью и уважением к сердцу и уму героя, прольют слёзы над его участью. Писатель обращается со своими советами к читателям, то есть к нам с вами. Что же это за советы? В романе есть лишь одна фраза о советах: “А ты, бедняга, почерпни силы в его страданиях”. Ребят 8-го класса не устроил такой лаконичный ответ, они решили его продолжить. Читая книгу, считают школьники, ты учишься на ошибках других; опыт другого человека, приобретённый годами, помогает нам не совершать опрометчивых поступков; страдания одного вызывают сочувствие к персонажу и помогают человеку стать добрее. Что же нужно, чтобы люди страдали меньше? “... Люди страдали бы гораздо меньше, если бы не развивали бы в себе так усердно силу воображения, не припоминали бы без конца прошедшие неприятности, а жили бы безобидным настоящим”. Кстати, не все ученики были согласны с этими словами. Некоторые из них высказали, на мой взгляд, очень правильные мысли: не нужно приносить другим страдания, тогда всё будет хорошо.

для своей души? В одиночестве. Вертер уходит в себя. И в этой гармоничной жизни много воспоминаний о прошедшей жизни людей. О чём эти воспоминания? “... Я живо представляю себе патриархальную жизнь: я словно воочию вижу, как все они, наши праотцы, встречали и сватали себе жён у колодца и как вокруг источников и колодцев витали благодетельные духи”. Почему именно это он так часто вспоминает? Да потому, что душа его просит гармонии, но не в одиночестве, а рядом с женой, с детьми, с какой-то наивной старой жизнью. И тут ученики поддержали помыслы Вертера, они и сами мечтают о такой жизни в будущем — о любящем человеке, о хороших детях и о тёплом духе, витающем в их родном доме. Получается, человек XVIII века, XIX века и XXI века мечтает об одном и том же. И это прекрасно!

Но не только о душе задумывается Вертер. Герой задаёт многочисленные вопросы о времени и об обществе. О каких социально-философских вопросах размышляет он в письме от 15 мая? “... Люди с определённым положением в свете всегда будут чуждаться простонародья, словно боясь унизить себя близостью к нему; а ещё встречаются такие легкомысленные и злые озорники, которые для вида снисходят до бедного люда, чтобы только сильнее чваниться перед ним”. В этом же письме Вертер показывает силу своего убеждения. Что он утверждает? “... Я утверждаю, что тот, кто считает нужным сторониться так называемой черни из страха уронить своё достоинство, заслуживает не меньшей хулы, чем трус, который прячется от врага, боясь потерпеть поражение”. Кстати, и с этим ученики согласились. Они высказали убеждение, что такие ситуации очень актуальны даже сейчас, когда люди с деньгами, занимающие высокое социальное положение, презирают людей, находящихся ниже. Конечно, мы не можем утверждать, что все эти люди такие, но, увы, надо согласиться с учениками, что это явление, к сожалению, осталось в нашей жизни.

Не только о социальной несправедливости рассуждает Вертер. Его заботит и назначение человека. Зачем мы приходим в этот мир? Что для нас счастье? Каков удел рода человеческого, по мнению Вертера? Об этом он говорит в письме от 17 мая: “Удел рода человеческого повсюду один! В большинстве своём люди трудятся по целым дням, лишь бы прожить, а если остаётся у них немножко свободы, они до того пугаются её, что ищут, каким бы способом от неё избавиться. Вот оно — назначение человека!” Какая ирония слышится в этих словах! Какова доля человека в этом мире? “Быть непонятым — вот наша доля”. На что направлены творческие и познавательные силы человека? И на этот вопрос Вертер даёт свой ответ: “... всякая деятельность сводится к удовлетворению потребностей, в свою очередь имеющих только одну цель — продлить наше жалкое существование”. Нравится этот мир Вертеру? Конечно, нет. Поэтому он находит выход из этого тупика — он уходит в себя и открывает целый мир. В этом мире он и старается жить. Ребята обратили внимание на то, что с такими мыслями они уже встречались. Но где? В стихах Жуковского — «Море», Пушкина — «Кавказский пленник», Лермонтова — «Парус». Без труда ученики вспомнили, что именно во всех этих произведениях действует романтический герой. Попутно повторяем, что такое романтизм, романтический герой, романтический пейзаж. Романтический герой, не удовлетворённый действительностью, стремится к недостижимому идеалу, уходит в личную жизнь, а кто-то уходит в мистику. Но герою Гёте повезло в жизни. Вертер влюбился в Шарлотту С. Эта девушка уже была обручена, но сердцу не прикажешь — оно будет любить того, кого хочет. Так же произошло и с Вертером. Как изменилась его жизнь после встречи с Шарлоттой? Об этом читаем в письме от 19 июня: “... с тех пор солнце, месяц и звёзды могут преспокойно совершать свой путь, я не знаю, где ночь, где день, я не вижу ничего кругом”. Вертер переживает счастливые дни. Он хочет идти в будущее, хотя что-то его всё-таки останавливает. Что? “... Когда мы достигаем цели... всё оказывается прежним, и мы снова сознаём своё убожество, свою ограниченность, и душа наша томится в ускользнувшей усладе. Так неугомоннейший бродяга под конец стремится назад, в отчизну, и в своей лачуге, на груди жены, в кругу детей, в заботах об их пропитании находит блаженство, которого тщетно искал по всему свету” (письмо от 21 июня).

Роман в письмах «Страдания юного Вертера» позволил нам порассуждать на философские темы. Один из вопросов, который заинтересовал школьников, был вопрос о людских пороках. Какие людские недостатки ученики считают пороками? Злобу, гордыню, зависть, ненависть, жадность, воровство, пресмыкательство, душевное безразличие и так далее. Но ни один из них не назвал людским пороком угрюмый нрав. А именно так считает Вертер. Почему это порок? Да потому, что он портит жизнь себе и своим близким (письмо от 1 июля). А почему у людей плохое настроение? Ученики считают, что кто-то может незаслуженно обидеть, что ситуация в стране располагает к не очень хорошему настроению. Ученики не согласились с Вертером, что дурное настроение возникает от внутренней досады на собственное несовершенство, от недовольства самим собой.

Вертер считает Шарлотту для себя святыней. Он живёт только ею. Без Лотты Вертер не может жить. А разве вообще мир без любви может существовать? Нет. Это то же самое, что волшебный фонарь без света. Одно желание у героя романа — видеть её постоянно. Никуда от неё он не хочет уезжать и считает, что глуп тот, кто трудится ради денег и почестей, потому что всё это самообман. Главное в жизни любого человека — это любовь! Но именно в этот радостный момент жизни Вертера приезжает жених Лотты, Альберт. Что мы узнаём о нём в письме от 30 июля? Он благороднейший из людей, умеет уважать Лотту, понимает, что она — сокровище. Именно с Альбертом впервые Вертер заговорит о самоубийстве.

Это было подарком для взрослых. Столкнулись два мнения: самоубийство — это слабость (именно так считал Альберт) или сила? Большая часть класса была уверена, что нельзя осуждать человека за такой шаг, как самоубийство. Да, это грех перед Богом, что человек сам себя лишает жизни. Но если нет сил больше терпеть? Если самоубийство — единственный выход? Несмотря на разницу взглядов, всё-таки все школьники уверены в одном: что человек всё равно должен бороться и должен жить. Единственное, когда он может покончить с собой, — это когда у него неизлечимая болезнь, когда он не хочет физически страдать сам и приносить моральные страдания другим людям, которые ухаживают за ним и видят его жуткие страдания. Каждый имеет право на свою точку зрения, поэтому мы не пытались повернуть наш урок в нужное нам русло, мы были очень рады, что ученики высказывают своё мнение по такой актуальной проблеме, как самоубийство.

Как относится Вертер к самоубийству? Почему, с его точки зрения, люди умирают? Какую историю он рассказывает для доказательства своей мысли? Люди умирают от страданий, физических или нравственных — не важно. Доказательство его мысли — банальная история о несчастной любви. Об этом же мы читали не так давно и у Н. М. Карамзина («Бедная Лиза»). Девушка очень любит юношу, отдаёт ему всё, а он её бросает, насытившись ею, хотя могут быть другие причины их расставания. Девушка, “задыхаясь в ужасной сердечной муке”, кончает жизнь самоубийством. Разве это глупость? Каждый отвечает на этот вопрос по-своему.

Пока Вертер находит в себе силы жить. Он решил твёрдо уйти из жизни Лотты и пойти работать при посольстве. Пройдёт время, и Вертер изменится. Каким стал герой, об этом мы узнаём в письме от 20 октября 1771 года. Он стал снисходительнее к себе, потому что “видел и узнал людей и их дела”. Если раньше он любил одиночество, то теперь говорит, что нет ничего опаснее одиночества. Вертер наблюдает за светским обществом. Что больше всего его бесит в этом обществе? “А это блистательное убожество, а скука в обществе мерзких людишек, кишащих вокруг! Какая борьба мелких честолюбий; все только и смотрят, только и следят, как бы обскакать друг друга хотя бы на полшага; дряннейшие и подлейшие страсти в самом неприкрытом виде” (в письме от 24 декабря). Все помыслы и стремления этих людей направлены на одно — подняться на одну ступеньку выше. Это общество, по мнению героя, похоже на кукольный театр. К сожалению, делают выводы наши школьники, этот кукольный театр продолжает существовать и доныне, есть кукловоды, которые дёргают кукол за ниточки, направляя их в нужное русло. Но этот кукольный театр не так уж слаб. Он очень жесток. Именно с ним произойдёт ссора Вертера. Что же произошло у Вертера с этим обществом? Об этом рассказывает герой в письме от 15 марта. Граф фон К. пригласил Вертера к себе на обед. Но в этот день там собрались очень родовитые сановники. Все эти высокородные господа показали Вертеру, что его место не здесь, даже хорошая знакомая фрейлен Б. была смущена его присутствием. Видя всё это, Вертер незаметно покинул общество. Но уже вечером весь город начал сплетничать, что граф выставил его вон. Состояние героя ужасное — он хочет “вскрыть себе вены и обрести вечную свободу”. “Юноша этот изведал всё то унижение, на которое обрекает человека энергетического ума скверный общественный строй. Вертер страдает не только от любви, но и от унижения, он испытывает пылкое негодование против надменных вельмож, которые ему это унижение причиняют... Гёте хотел изобразить существо, страдающее от всех невзгод, какие могут только выпасть на долю души нежной и гордой; он хотел изобразить тот клубок бедствий, который может довести человека до крайней степени отчаяния”, — писала Жермена де Сталь.

Может Вертер после всего происшедшего находиться на службе? Нет. Именно поэтому он уходит в отставку. Вертер пока не знает, что будет делать. То ему хочется уйти на войну, то мечтает пуститься в странствия. Он называет себя странником, скитальцем на земле. Один ли Вертер считает себя странником? Нет, сразу же приходят на память стихотворения Лермонтова, особенно его «Парус».

Куда направляется Вертер? Туда, где Лотта. И снова его охватывают философские мысли. Об этом он рассуждает в письме от 26 октября. Если человек умирает, то его быстро забывают, даже близкие. Это пессимизм чистой воды. Каковы причины этого пессимизма? Конечно, жизнь, окружающая героя. Но самое страшное, что это явление не единично. Это черта времени. И лучшее доказательство — образ Печорина.

“моё сердце умерло”, нет животворной силы, которая была блаженством его жизни, герой похож на иссякший колодец или рассохшуюся бадью.

У многих людей случаются несчастья. Что служит им опорой? По мнению учеников, могут поддерживать родители, друзья, сам человек может бороться с несчастьями. Некоторые высказали мысль, что иных спасает религия. Согласен ли Вертер, что религия спасает? Нет, не согласен, и об этом он говорит в письме от 15 ноября: “... тысячам людей религия, будь то католическая или протестантская, помощью не была и не будет, так почему она должна помочь мне?” Если раньше Вертер видел удел человечества в том, чтобы быть непонятым, то в чём сейчас он видит удел человека? “Выстрадать всю положенную ему меру, испить всю чашу до дна — таков удел человека”. Из души героя вырывается страшный вопрос: “Боже мой! Для чего ты меня оставил?” Находясь в таком, казалось бы, безвыходном положении, кому завидует Вертер? В письме от 30 ноября он рассказывает о сумасшедшем, который собирает полевые гвоздички для своей любимой королевы. Почему Вертер ему завидует? У сумасшедшего есть цель — нарвать цветы, а у Вертера нет цели и надежды. “Бедняга, а как я-то завидую твоему безумию и гибельному помрачению чувств! Ты бродишь зимой с надеждой нарвать букет твоей королеве!.. А я — я брожу без надежды и без цели и ни с чем возвращаюсь домой”.

Вертер, не зная покоя, мечется из стороны в сторону. Жизнь ему опостылела. Теперь он уже уверен, что ему хватит сил умереть. Лотта, видя состояние Вертера, советует ему путешествовать, найти любовь. Для героя это не выход: другой любви для себя он не видит. Перед смертью он пишет письмо своей возлюбленной. Какова главная причина его ухода из жизни? “Это вовсе не отчаяние, это уверенность, что я выстрадал своё и жертвую собой ради тебя”. Как заканчивает прощальное письмо Вертер? “Пусть Альберт твой муж! Он муж лишь в здешнем мире, и, значит, в здешнем мире грех, что я люблю тебя... Грех? Согласен, и я себя караю за него... Я ухожу первый! Ухожу к Отцу моему, к Отцу твоему. Ему я поведаю своё горе, и Он утешит меня, пока не придёшь ты, и тогда я поспешу тебе навстречу и обниму тебя, и так в объятиях друг друга пребудем мы навеки перед лицом Предвечного”. Вертер уверен, что они не исчезнут после смерти, возлюбленные обязательно встретятся.

Так закончилась жизнь Вертера. Всем ученикам было очень жалко героя, но ни один из них не посчитал его сумасшедшим. Он достоин жалости, хотя не все согласились, что смерть — это выход из положения. Некоторые посчитали, что Вертер в последние мгновения жизни даже жесток по отношению к Лотте. А что будет с Лоттой после его смерти? Ведь она всё время будет думать о нём, винить себя, что не смогла спасти юношу. “Из-за любви нельзя уходить на тот свет, — считает мальчик. — Человек обязательно встретит ещё одну любовь, может быть, даже сильнее предыдущей”. “А при чём здесь любовь? — возразила одна ученица. — Разве из-за несчастной любви он покончил с собой?” Эта фраза была как удар молнии с безоблачного неба. И тут школьники вспомнили, что впервые мысли о самоубийстве пришли к Вертеру до того, как он узнал Лотту. Тогда чем же становится смерть для Вертера? Выходом из ограниченности вообще: ограниченности мира и ограниченности любви, это свободная смерть и смерть ради свободы. Смысл поступка Вертера — протест незаурядной, мятущейся личности против убожества немецкой действительности, кукольного театра, который не даёт свободы настоящей личности. Значит ли это, что позиция Вертера и Гёте по отношению к любви совпадают? Вряд ли Гёте показывает опасность такой любви, опасность состояния, когда человек полностью отдаётся во власть чувства. И жизнь Гёте доказывает правильность этой мысли. “Что бы ни было в жизни, иди вперёд!” — вот кредо жизни самого Гёте. Столько в его жизни было несчастья, но писатель всё-таки шёл вперёд!

Все четыре урока по теме «Гёте — герой Нового времени» прошли на одном дыхании. Даже те, кто не читал произведение или прочитал не до конца, были вовлечены в споры, потому что тема любви, страданий, вопросы смерти и жизни, проблема общественных отношений — это “вечные” темы, они характерны и для нашего времени.

  1. Современником каких исторических событий был Гёте?
  2. Сколько лет прожил Гёте?
  3. Где родился Гёте и в каком городе умер?
  4. В каких учебных заведениях обучался Гёте и на каком факультете?
  5. В какой драме отразились характерные черты этого движения? Против чего и за что выступает главный герой этого произведения?
  6. Какие изменения произошли в мировоззрении Гёте в середине семидесятых годов?
  7. Какие проблемы выдвинула французская революция 1789 года?
  8. Назовите чины Гёте при Веймарском дворе.
  9. Назовите произведения Гёте, относящиеся к сфере естественных наук.
  10. С какими великими личностями на рубеже XVIII и XIX веков встречался Гёте?
  11. Что вам известно о встречах Гёте с Наполеоном, Александром I, Шиллером, Бетховеном?
  12. О чём мечтает Фауст Гёте?
  13. Какие реальные события легли в основу романа в письмах «Страдания юного Вертера»?
  14. Объясните причины популярности романа.
  15. О каких социально-философских вопросах размышляет Вертер?
  16. Почему Вертера можно назвать романтическим героем?
  17. «Бедную Лизу» Карамзина.
  18. Как объясняет Вертер в последнем письме к Лотте своё решение уйти на тот свет? В чём он уверен?
  19. Каков смысл поступка Вертера?