Приглашаем посетить сайт

Пуришев Б.: Готтшед Иоганн-Кристоф.

Готтшед Иоганн-Кристоф.

Литературная энциклопедия.

http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/

ГОТТШЕД Иоганн-Кристоф [Johann-Christoph Gottsched, 1700—1766] — известный немецкий писатель, критик, историк лит-ры и театра, культурный деятель, виднейший писатель и теоретик раннего Просвещения. Г. издавал журналы: «Die vern”unftigen Tedlerinnen» (Разумные хулительницы, 1725—1726, 2 тт.), «Der Biedermann» (Честный человек, 1727) — по образцу английских «моралистических» еженедельников, затем «Beiträge zur kritischen Historie der deutschen Sprache, Poesie und Beredsamkeit» (Статьи к критической истории немецкого яз., поэзии и красноречия, 1732), «Neuer Büchersaal der schönen Wissenschaften und freien Künste» (Новая библиотека наук об изящном и свободных искусств, 1745—1754), «Das Neueste aus der anmutigen Gelehrsamkeit» (Новое из области приятной учености, 1751—1762) — по вопросам эстетики и истории литературы. Художественное мировоззрение Г. носило узко рационалистический характер: в поэзии и лит-ре наибольшее значение он придавал поучительности. Он боролся с традициями Барокко, особое внимание уделяя реформе немецкой драмы, к-рую преобразовывал по французским классическим образцам.

Готтшед был врагом всего вычурного, чрезмерно пышного, орнаментального. Он высказывался за ясность, простоту, «правдоподобность». Он изгнал из немецкой буржуазной лит-ры так называемые «Haupt und Staat-Aktionen», излюбленную драматическую форму Барокко, форму, перегруженную чисто зрелищными элементами. В истории немецкой лит-ры сыграла большую роль известная дискуссия между Г. и цюрихскими критиками Бодмером (см.) и Брейтингером по вопросам теории и направлений в искусстве. Последние выступили в защиту творческой фантазии, оправдывали введение элементов чудесного в художественные произведения (Мильтон). В дискуссии Г. потерпел поражение, к-рое было закреплено критикой Лессинга, позднее нападками деятелей периода «бури и натиска» на узко рационалистическую поэтику Г. Впрочем Лессинг, являвшийся крупнейшим немецким просветителем, во многом был близок Г., и только молодой Гёте, Гердер и другие «штюрмеры» окончательно подорвали его влияние в немецкой литературе.

Библиографияührliche Redekunst, 1728; Grundlegung einer deutschen Sprachkunst, 1748; Versuch einer kritischen Dichtkunst für die Deutschen, 1730; Deutsche Schaubühne, nach den Regeln der alten Griechen und Römer, 1740—1745 (6 тт., содержащих образцы драматических произведений: оригинал — самого Г., его жены, Шлегеля, и др. и перев. — Расина, Корнеля, Мольера, Гольберга и др.); драма «Der Sterbende Cato», 1732 (пользовалась большим успехом); Gesammelte Schriften, hrsg. von Eugen Reichel, Berlin, 1901.

II. Гербель Н. В., Немецкие поэты в биографиях и образцах, СПБ., 1877 (биография и перев. К. Случевского стих. «Языческий мир»); Wolf E., Gottscheds Stellung im deutschen Bildungsleben, 1895—1897, 2 в.; Waniek, Gottsched und die deutsche Literatur seiner Zeit, 1897; Reichel E., Gottsched, 1908—1912, 2 Bde.

örterbuch, 1902; Его же, Gottsched-Wörterbuch, I В., 1909.

Б. П.