Приглашаем посетить сайт

Рейнгольдт А.: Ленц Яков-Михаил-Рейнгольд.

Ленц Яков-Михаил-Рейнгольд

Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона

http://dic.academic.ru/dic. nsf/brokgauz_efron/133953/%D0%9B%D0%B5%D0%BD%D1%86

Ленц Яков-Михаил-Рейнгольд (Lenz) выдающийся писатель эпохи "бури и натиска" (Sturm— und Drang-Periode), род. в 1751 г. в местечке Зессвегене, в Лифляндии, где отец его был пастором. Уже 15 лет он написал пьесу "Раненый жених", весьма недурную. Изучал богословие в Кенигсберге, слушал Канта, в честь которого сложил оду. Его поэма "Язвы страны", посвященная Екатерине II, навеяна чтением Клопштока, Томсона, Попа и Юнга.

В 1771 г. Л. принял предложение сопровождать двух молодых курляндских дворян в Страсбург. Здесь он попал в кружок Зальцмана, живший литературными интересами: руководителем и теоретиком кружка был Гердер, а душой его — Гете. В этом обществе Л. явился восторженным поклонником Шекспира, комедию которого "Бесплодные усилия любви" он перевел и снабдил своими "Anmerkungen ueber Theater" (напеч. 1774), представляющими наиболее полное выражение "бурных" идей в сфере драматической эстетики. Разбирая учение Аристотеля о трех единствах, Л. попутно устанавливает различие между древней "трагедией судьбы" и новой "трагедией характеров".

После отъезда Гете из Страсбурга Л. завел знакомство с семейством пастора Бриона, дочь которого, известная Фридерика, любила Гете и была им покинута. Л. страстно влюбился в молодую девушку, но его предложение было отклонено. Несчастная любовь к Фридерике вызвала у Л. несколько задушевных, прелестных стихотворений, которые долгое время приписывались Гете.

Комедия Л. "Гувернер или выгоды домашнего воспитания" (1773) — едкая сатира на пристрастие дворян к домашним учителям и на возмутительное отношение немецкого барства к своим гувернерам, стоящим на одной ступени со слугами. Несмотря на грубую форму и необузданный цинизм, "Гувернер" по сжатости и выразительности диалогов, по типичности действующих лиц является одним из характернейших произведений всей "бурной поры". Напечатанная сперва без имени Л. пьеса по сходству духа и языка с "Гецом" принята была критиками за произведение Гете.

Л. приветствовали как реформатора драмы, имя его ставили рядом с именем Гете; у него завязалась дружба и переписка с Гердером, Шлоссером, Циммерманом, Мерком, Лафатером, Софией Ларош. К этому времени относится и драматическая шутка "Наш брак", в которой Л. ставит себя рядом с Гете. Последовавшие за "Гувернером" драмы Л. — "Der neue Menoza" и "Soldaten" — не произвели особенно выгодного впечатления.

"Pandaemonium germanicum", но оно не состоялось (напеч. только в 1819 г.). Тогда Л. решил попытать счастья в Веймаре, где Гете, а затем и герцог приняли его очень радушно. Скоро, однако, шутовство и "гениальничанье" Л. произвели неприятное впечатление на высшее общество Веймара, где, впрочем, и самому поэту не сиделось; тревожное состояние духа, начинающееся психическое расстройство не позволяло ему ужиться в тесных рамках придворного этикета.

Уединившись в глуши Тюрингервальда, Л. пишет драматич. отрывок "Тантал", в котором изображает свою страсть к недосягаемой женщине (г-же ф. -Штейн); здесь же написаны им несколько лирических стихотворений, неоконченный роман "Отшельник" и драма "Die Freunde machen den Philosophen". Все это имеет преимущественно автобиографическое значение; роман сильно отдает "Вертером", а драма — выражение самого неограниченного индивидуализма, не стесняемого никакими условиями семейной или брачной морали.

Вернувшись в Веймар, Л. стал давать госпоже ф. -Штейн уроки английского языка, но скоро испортил свои отношения к ней; наконец, произошла оскорбительная для г-жи ф. -Штейн и Гете выходка, возмутившая все общество, после чего Л. получил приказание оставить Веймар (дек. 1776). К 1777 г. относится его драматическая фантазия "Der Engländer" — произведение уже больного ума.

Смерть Корнелии Шлоссер (сестры Гете) так потрясает Л., что он впадает в совершенное безумие и несколько раз покушается на самоубийство. Несколько оправившись, он в 1779 г. отправляется к отцу в Ригу, где тот занимал должность генерал-суперинтендента.

В 1781 г. он попадает в Москву, где под руководством известного Миллера занимается русск. историей и переводит сочинения С. Плещеева о современном состоянии России (изд. 1781 г. в Лейпциге). В Москве написан также отрывок "Ueber Delicatesse der Empfindung, od. Reise d. berühmten Franz Gulliver", проникнутый ненавистью и завистью к Гете.

мысль о путешествии за границу.

Целых 11 лет Л. оставался в Москве, живя почти впроголодь, грошовыми уроками и займами без отдачи, полусумасшедший, по временам сильно запивая. Потеряв, наконец, уроки, он уже не имел постоянного пристанища и в ночь с 22 на 23 мая 1792 г. умер на улице от апоплексического удара.

Некоторые считают Л. самым выдающимся, после Гете, драматургом эпохи "бурных стремлений". Талант Л. был по преимуществу комический; его "Гувернер" положил основание мещанской трагикомедии. Его вольные переделки Плавта в духе Гольберга очень забавны. Шекспира он передавал ("Бесплодные усилия любви", "Кориолан") сокращенно и грубовато, но остроты и вообще все смешное воспроизведено Л. мастерски.

В его собственных пьесах замечается с одной стороны полное презрение к технике, с другой — смесь сухого резонерства и откровенного цинизма, оставляющего далеко позади новейший натурализм; но некоторые типы (напр. школьный учитель в "Гувернере") обрисованы бесподобно. Слабее его повествовательные произведения ("Waldbruder", "Zerbin", "Landprediger"), туманные и расплывчатые.

Его лирика — сплошь сердечное излияние, простое, страстное, восторженное ("Ach, du bist fort", "Die Liebe auf dem Lande", "Потерянный миг", "К Серафине", "Папильотке"), совершенно не сменяющееся формой. В жизни Л. был типичнейшим выразителем той неуравновешенности, которую влечет за собой господство воображения над умом, темперамента над волей.

"бурных стремлений" (напр. Гете, Клингера), то Л. до конца оставался верен себе и погиб столько же по своей собственной вине, сколько вследствие особо сложившихся исторических условий, совмещая в себе все основные черты неудачника "бурной поры".

"Deutsche Nationallitteratur": "Stürmer u. Dränger", Kürschner'a (Штуттг., 1883); Weinhold. "Dram. Nachlass v. L." (Франкф. на M., 1884); найденная трагедия "Die sicil. Vesper" изд. в Бресл., 1887, "Gedichte" — в Берл., 1891; часть рукописей приобретена в 1890 г. королевской библиотекой в Берлине. Письма к Зальцману — у Stöber'a, "D. Dichter L. u. Fried. v. Sesenheim" (1842); к Мерку. Гердеру, Бойе, Редереру — у Stöber'a, "J. G. Röderer" (1874); к г-же ф. -Штейн — в "Deutsches Museum" (l861). См. Еще Zöppritz, "Aus Jakobis Nachlass" (т. 2, 1869); Erich Schmidt, "H. L. Wagner" (1879); Dorer-Egloff,, "L. u. seine Schriften" (Бад. 1857); Gruppe, "L's Leben u. Werke" (Б. 1861, неудовлетворительно в критич. отношении); Falck, "Der Dichter L. in Livland" (Винтертур, 1878); Erich Schmidt, "L. u. Klinger" (Берл., 1878); Falck, "Fred. Brion v. Sesenheim nach neuem Material aus d. L. -Nachlass" (там же, 1884); Froitzheim, "L., Goethe u. Kleophe Fibich v. Strassburg" (Страсб., 1888); его же, "L. u. Goethe" (Штуттг., 1891); Rauch, "L. u. Shakespeare" (Берл., 1892); Waldmann, "L. in Briefen" (Цюр., 1894). О Л. упоминает вскользь Карамзин в "Письм. рус. пут." (при описании Цюрих. озера) и в других своих письмах (по поводу смерти Л.), а также Петров в письме к Карамзину (сообщая о смерти Л.) и Погодин ("Н. М. Карамзин"). Ср. "Русские Ведомости" 1892 г., № 140 (фельетон И. Иванова: "Бурный гений"); книжки "Недели", 1892, №№ 5 и 6, статья П. И. Вейнберга: "Поэт периода бури и натиска".

А. Рейнгольдт.

Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. — С. -Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.