Приглашаем посетить сайт

Тернопол Т. В.: Гендерные стереотипы поведения в поиске брачного партнера в романе И.В. Гете «Страдания юного Вертера».

Ярославль, Ярославский государственный педагогический университет имени К. Д. Ушинского

Российская гендерная история с «юга» на «запад»: прошлое определяет настоящее». Материалы Шестой международной конференции:РАИЖИ и ИЭА РАН, 3 – 6 октября 2013 года, Нальчик./ Отв. ред. Н. Л. Пушкарева, М.А. Текуева – М.: ИЭА РАН, 2013. Т. 1. – 555 с.  Объем 24,3 уч.-изд.л. Тираж 130 экз.

Т. В. Тернопол

Гендерные стереотипы поведения в поиске брачного партнера
в романе И.В. Гете «Страдания юного Вертера».

Роман И.В. Гете «Страдания юного Вертера», написанный в 1774 году, - произведение, которое не только оказало огромное влияние на развитие литературы эпохи Просвещения, но и способствовало переоценке гендерных стереотипов поведения в немецком обществе. В романе зафиксированы уже существовавшие на момент его написания изменения в семейно-брачных отношениях, но, кроме того, образы персонажей романа, поведение и отношения между ними стали примером для подражания среди молодежи.

В Эпоху Просвещения традиционные представления о браке подвергаются переоценке. Брак (особенно в среде буржуазии) перестает восприниматься как экономическая сделка, направленная на слияние капиталов двух семей, и единственный способ появления законных наследников этого капитала. И мужчины, и женщины придают все большее значение симпатии между супругами, на первое место выходят не статусные характеристики, а именно эмоциональное и даже сексуальное притяжение между мужем и женой. Особенно сильные изменения претерпевают представления о том, какой должна быть жена, ее образование, воспитание, поведение в обществе.

В эпоху Просвещения женское образование кардинально отличается от мужского. Наиболее консервативно настроенные родители вообще не видели нужды в обучении дочерей чему-либо, выходящему за рамки умения вести домашнее хозяйство. Даже новаторская по своим педагогическим идеям книга Ж. Ж. Руссо «Эмиль, или О воспитании» (1862) отдавала предпочтение домашнему обучению девочек. На примере Софии, невесты Эмиля, Ж. Ж. Руссо демонстрировал, что для девушки не так важны теоретические знания и интеллектуальное развитие, как практические навыки. Хорошей женой, по мнению Ж. Ж. Руссо, могла стать только женщина без собственного мнения и собственных желаний, но, как это часто бывает, даже самая лучшая (с точки зрения современников) теория не выдерживала испытания практикой.

и у нее есть собственное мнение касательно современной литературы, не боится показаться легкомысленной, признаваясь в любви к танцам, явно кокетничает с молодым человеком, которого видит впервые в жизни, и сама (!) инициирует их совместный вальс.

Само поведение Лотты явно свидетельствует о достаточной свободе девушки в бюргерской среде: поездки на ночные балы без сопровождения взрослых, прогулки с явно ухаживающим за героиней Вертером, при том что Лотта помолвлена и должна вскоре выйти замуж. Она вообще отличается достаточно смелым поведением с молодыми людьми (сцена, в которой она организовывает игру с пощечинами на балу), но это не шокирует окружающих. Мы можем говорить о том, что немецкое общество конца XVIII века достаточно толерантно относилось к свободному поведению девушек в обществе и одобряло их инициативу в поиске брачного партнера. Брачная стратегия Лотты (активные попытки привлечь внимание мужчин, принятие на себя ответственности за выбор мужа) в определенной степени опровергает традиционные для Просвещения идеи о том, что женщина не может принимать решения, касающиеся устройства собственной судьбы, и должна полагаться в этом на мнение мужчин (своего отца и потенциального мужа).

– юноша, только что закончивший университет, без определенных занятий. Жениться ему, по меркам эпохи Просвещения, еще рано, он не служит и карьеры не делает, но цель его ухаживаний за Лоттой – именно брак. Итак, юноша с вполне серьезными намерениями ухаживает за девушкой, хотя знает, что у него есть соперник. Причем этот соперник, по мнению окружающих, более подходящий жених. Понятно, что Вертеру нужно приложить огромные усилия, чтобы изменить ситуацию в свою пользу, но он избирает при этом странную стратегию.

Прежде всего, он проводит много времени в доме Лотты, тогда как мужчина должен работать, а не бездельничать в обществе дам. Вертер старается произвести благоприятное впечатление не на отца девушки, который мог бы оказать влияние на выбор дочери, а на ее маленьких братьев и сестер, что вызывает недоумение окружающих. Вертер пытается показать, что он будет хорошим отцом, но, с точки зрения человека XVIII века, любовь к детям – это женская добродетель, мужчину она не красит, напротив, свидетельствует о его незрелости и недостаточной серьезности. Наконец, Вертер демонстрируя, что он влюблен и ухаживает за Лоттой, не делает ни одного шага к решительному объяснению. Стратегия ожидания – тоже женский вариант брачного поведения: как бы девушка не демонстрировала, что она готова принять предложение о браке, сделать его должен мужчина. Нашему же герою явно не хватало решимости: вместо того, чтобы объясниться с Лоттой, Вертер предпочел внезапно уехать, давая таким образом понять, что он отказывается от своих притязаний. Это «немужское» поведение заставляло Лотту сомневаться, что в семейной жизни он будет вести себя в соответствии с общепринятыми нормами.

Таким образом, мы можем говорить о том, что в 70-ые годы XVIII века общественное мнение вполне лояльно относилось к свободному поведению девушек в вопросах устройства их судьбы (маскулинизация поведения), но резко осуждало нерешительность и подчеркнутую эмоциональность в принятии решения о браке со стороны юношей (феминизацию поведения). Выход в свет романа Гете «Страдания юного Вертера» закрепил эту тенденцию в женском брачном поведении. В то же время образ Вертера совершенно изменил общественное мнение в отношении допустимости женских брачных стратегий в мужском поведении: раннее вступление в брак, открытость в проявлении чувств стали восприниматься более толерантно.