Приглашаем посетить сайт

Васильева Г. М. Энантиодромия как образ бытия в "Фаусте" И. В. Гёте.

Г. М. Васильева

ЭНАНТИОДРОМИЯ КАК ОБРАЗ БЫТИЯ В «ФАУСТЕ» И. В. ГЁТЕ

ЗАПАД И ВОСТОК: ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
В ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И ИСКУССТВЕ
Владивосток Издательство Дальневосточного
университета 2008
http://ifl.wl.dvgu.ru/nauka/nauchnye-konferencii

В каждой сцене «Фауста» своего рода Grenzsignale обозначают начало и конец. Знаки представляют собой начертающие предначертания, «нарезающие» жребии небес и земли, графическое представление божественных планов.

Структурообразующей и смысловой доминантой в «Фаусте» оказывается идея энантиодромии. Это характерное для древней мифологии, особенно христианской, переворачивание, когда потерпевший поражение, упавший, несчастный поднимается выше победителя, упоенного своим нравственным превосходством, на деле мнимым.

– Елена – Богоматерь. Фауст узнаёт в зеркале образ из литературного репертуара. Но проявляет надменность по отношению к Гретхен, когда та становится просто женщиной, неспособной колебаться между живым присутствием и символическим значением. Внезапное, неожиданное превращение самого слабого в самого сильного – это событие редкое и парадоксальное, но открывающее большой смысл.

В жизни, философии и искусстве могут быть поражения, превращенные в победу, но не переставшие от этого оставаться поражениями. Миф, наряду с другими смыслами, имеет значение «басня». Вместе с тем архаическая мифология, не подвергнутая адаптации и обработке, с трудом поддается морализации: у человека не хватает контекстуальных знаний, чтобы понять этический смысл того или иного предания. Гёте понимал сложность восстановления смысловых связей в мифологическом нарративе чужой или древней культуры.

В «Фаусте» мифологические источники подвергаются этической реинтерпретации («очищению огнем», говоря словами Гёте). Но это не мешает поэтическому сознанию восстановить их изначальный семантический смысл. Чем больше этот духовный смысл упрочивается, тем более его развитие определяется эндогенными, внутренними силами и тем более оно становится независимым от колебаний «духа эпохи».