Александр Афанасьев
Карло Гольдони
Афанасьев А.
Великие поэты и писатели
http://www.xsp.ru/psychosophy/pub/outpub.php?id=700&str=0006
Знаменитый итальянский драматург. Родился в Венеции в 1707 году, умер в Париже 1793.
В доме своего деда, большого любителя театра, Гольдони еще ребенком познакомился со сценическими представлениями. Изучая, по приказанию отца, медицину, он больше читает античных комедиографов, усердно посещает театр, водит дружбу почти исключительно с актерами и актрисами. Уступая его просьбам, отец позволяет ему переменить факультет.
Сперва в Венеции, а потом в Павии Гольдони занимается юриспруденцией, но гораздо усерднее знакомится с драматической литературой вообще и итальянской в частности, причем с прискорбием замечает отсутствие в последней чего-либо достойного внимания и, несмотря на свои шестнадцать лет, задумывает реформу в этой области.
Вступив в адвокатское сословие и с успехом ведя процессы, Гольдони сочиняет трагедии, что наименее соответствовало его дарованию и потому выходило очень неудачно, его трагедии, как и либретто для опер лавров ему не снискали.
На свою настоящую дорогу, сразу доставившую ему громкое имя, Гольдони вступил с комедией "Светский человек". Вслед ей за один год драматург пишет еще 16 трехактных пьес. В 1761 году Гольдони навсегда покидает родину, чтобы поселиться в Париже, куда его вызвала дирекция итальянского театра. В два года он пишет 24 пьесы, из которых в репертуаре удержалось 8. Внезапная потеря одного глаза, приглашение из Лондона писать для тамошнего итальянского театра, громадный успех написанной им по-французски комедии "Благодетельный брюзга", продолжение литературной деятельности и на родном языке - вот главные интересы стареющего драматурга.
Литературное наследие Гольдони - больше 200 пьес, большую часть которых составляют комедии. Одни из них относятся к разряду так называемых "слезливых комедий", другие - к веселым буффонадам из народной жизни, третьи - к "комедии характеров".
На комедиях зиждется огромное значение Гольдони в итальянской литературе и та слава, которой он пользуется в Италии, давшей ему характерный титул "protocomiko" (на подобие того как Греция назвала Аристофана "комиком"). И во втором своем отечестве, Франции, такой строгий судья как Вольтер, называл его "сыном и живописцем натуры", человеком, " очистившим итальянскую сцену, изобретающим фантазии и умеющим писать здравым смыслом", восхвалял "чистоту и естественность" стиля Гольдони.
"театр Гольдони похож на большую, людную ярмарку, где встречаются люди разных характеров и сословий", то первое место на этой ярмарке занимает низший класс. Ни в чем дарование Гольдони не обнаружилось так ярко и широко, как в так называемых "венецианских" народных комедиях
В создании "комедии характеров" и заключается реформа Гольдони в области итальянской драматургии.
Завещанная итальянской комедии еще римской драматургией шаблонные четыре "маски" Гольдони заменил реальными лицами списанными с натуры. Грубую, по большей части построенную на импровизации арлекиану он заменил тонким и серьезным "жанром", в котором главное - тонкое изображение действующих лиц, их смешных сторон, слабостей и недостатков.