Приглашаем посетить сайт

Альфьери (Alfieri), Витторио. Театральная энциклопедия.

Альфьери (Alfieri), Витторио.

Театральная энциклопедия.

http://www.theatre-enc.ru/html/a/al5f5eri.html

был в России (1770). Мировоззрение А. формировалось в период усиления в Италии влияния буржуазии, активизации борьбы против феод. привилегий, распространения идей нац. объединения страны. Значит. влияние на А. оказали идеи франц. просветителей, особенно Ш. Л. Монтескье.

Первая трагедия А. «Клеопатра» (1775, туринский театр «Кариньяно») имела большой успех. В 1775-77 А. создал «Филиппа», «Полиника», «Антигону», «Агамемнона», «Ореста» - политич. трагедии в духе классицизма, построенные на столкновении долга и чувства, страсти и разума. В 1778 написал трагедию «Заговор Пацци», затем «Марию Стюарт», в 1782 «Тимолеон», ставшую любимой трагедией итал. якобинцев. В 1782 создал свою лучшую трагедию «Саул».

В 1785 покинул Италию и жил во Франции. Здесь в 1786 А. написал трагедии «Брут I» (посвящена Дж. Вашингтону) и «Брут II» (посвящена «будущему итальянскому народу»). Революцию 1789 А. встретил одой «Парижу, избавившемуся от Бастилии». Однако по мере того, как революция развивалась, энтузиазм А. сменялся страхом перед восставшим народом. В 1792 после свержения монархии и установления якобинской диктатуры А. бежал из Парижа. Последние годы жизни провёл во Флоренции, где написал комедии: «Толпа», «Противоядие», «Один», «Немногие» - бледные политические аллегории, в которых высмеиваются различные формы гос. устройства, «Окопце» - сатирич. пьесу в стихах в стиле лукиановских диалогов, и комедию «Развод».

В историю литературы и театра А. вошёл как создатель итал. политич. трагедии. А. делил свои трагедии на пять групп: трагедии любви («Клеопатра», «Филипп», «Розамунда», «Софонизба», «Октавия»), трагедии свободы («Виргиния», «Заговор Пацци», Тимолеон», «Агис», «Брут I», «Брут II»), трагедии о королевском тщеславии, изображающие борьбу за трон («Полиник», «Агамемнон», «Дон Гарсиа», «Мария Стюарт»), трагедии семейных чувств («Орест», «Антигона», «Меропа», «Альцеста»), трагедии внутренней борьбы («Саул», «Мирра»). Однако по сути дела все они являются трагедиями свободы. Герои их аристократы, борющиеся за освобождение народа, люди с сильной волей, восставшие против тирании.

Творчество А. пронизано протестом против деспотизма феодально - абсолютистского государства. Театр для А. - школа патриотизма и гражданского мужества. На трагедиях А. воспитывалось целое поколение итал. якобинцев и революционеров периода борьбы за нац. освобождение и объединение своей родины. Мировоззрению и всему творчеству А. были свойственны глубокие противоречия. Свободолюбивые, тираноборческие устремления А. имели аристократич. характер, его протест против деспотизма был крайне индивидуалистичным и абстрактным

сложная интрига, число действующих лиц сведено к минимуму, большое место занимают монологи главного героя. Истинный трагизм, по мнению А., обусловливается величием и силой страсти, конфликтом между страстью и волей. Произв. А. сценичны, эмоциональны, лишены внешних эффектов, они ставились в совр. драматургу театрах.

В трагедиях А. играли крупнейшие итал. актёры - Г. Модена, Э. Росси, А. Ристори. Т. Сальвини, Э. Цаккони. После 2-й мировой войны (1939-45) в Италии ставились: «Мирра» в пост. реж. В. Чаффи (1949) и О. Коста (1949), «Орест» в постановках Л. Висконти (1949), О. Коста (1949) и В. Гасмана (1951), «Филипп» и «Агамемнон» в постановке О. Коста (1949 и 1952).

На рус. сцене была поставлена трагедия «Филипп» (Александрийский театр, 1844). А. написал «Жизнь Витторио Альфьери» - одно из самых ярких произведений мемуарной литературы 18 в., а также ряд трактатов, в которых изложены его общественно-политич. и эстетич. воззрения.