Приглашаем посетить сайт

Заранкин Ю. Сын доктора и... карнавала

Юрий ЗАРАНКИН.


Сын доктора и... карнавала

Медицинская газета № 75 от 1 октября 2010г.

«... Меня предназначали к медицине. В ожидании извещения о моем приеме в Пивийскую коллегию отец приказал мне сопровождать его во время ежедневных обходов больных. Он полагал, что некоторая практика до изучения теории даст мне общее представление о медицине, которое будет мне весьма полезно для понимания технических терминов и основных принципов врачебного искусства». ... Итак, я стал сопровождать отца, навещая вместе с ним большинство его больных. Я щупал пульс, рассматривал мочу и мокроту и делал множество других вещей...»

Читатель может подумать, что это начало биографии в будущем известного медика. Но он ошибется. Это - первые штрихи кбиографии не просто известного, а даже великого, только не медика, а драматурга - Карло Гольдони. 25 февраля нынешнего года исполняется 300 лет со дня его рождения.

В роду Гольдони медики были. Достаточно сказать, что звание доктора имел отец будущего драматурга, практиковавший в знаменитом Госпитале Святого Духа. Он, как пишет Гольдони-сын, «... успешно лечил своих больных. Благодаря этому венецианский доктор стал очень модным в этом городе...» Но сказать, что Карло Гольдони был сыном врача, недостаточно. У него был гораздо более почетный аттестат «сына натуры», полученный им из рук «царя умов» Франсуа Вольтера. Кстати, у великого Вольтера, который, вообще-то, написал не так уж много стихов, есть одно, прямо посвященное Гольдони. Мне оно представляется крайне интересным, и поэтому я позволю себе процитировать его целиком:

Нет народа, где в загоне

На сторонников Гольдони
Ополчается педант.
Как же быть, к какому роду
Отнести его труды?

В судьи выбрали природу.
И она дала ответ
В самом дружелюбном тоне:
«Совершенства в мире нет,
».

Но эти стихи Вольтер напишет много позже, когда Италия уже наречет Карло Гольдони «первым комическим автором», «протокомико» - титул, который античные Афины дали своему Аристофану.

А ведь до этого, казалось, совсем другая судьба ожидает сына венецианского врача. Сначала - судьба проповедника. Да-да, не удивляйтесь, именно проповедника. Мать Карло познакомилась с одной монахиней францисканского монастыря, а монастырю как раз срочно нужна была проповедь. Обратимся снова к мемуарам Гольдони: «Я решил воспользоваться случаем испытать свои силы в искусстве, которое, к тому же, казалось мне не слишком трудным. Я потратил на сочинение своей проповеди около двух недель. Молодой аббат выучил ее наизусть и произнес с бойкостью испытанного проповедника. Проповедь имела огромный успех; слушатели плакали, сморкались, ерзали на стульях. Оратор выходил из себя, стучал руками и ногами, но взрывы восторга продолжали усиливаться. Наконец бедняге стало невмоготу; он закричал с кафедры: «Тише!» - и только тогда воцарилась тишина».

Это была первая и последняя проповедь, сочиненная Гольдони. Пройдет несколько лет, и теперь уже не проповедник, а юный адвокат, буквально только что принятый в адвокатское сословие, встречается в очном споре на суде с Корделлиной, самым ученым адвокатом Венеции.

ее сотворить. Помог друг дома аббат Вале из Бергамо. «Он видел (мемуары Гольдони. - Ю. З.), как я работал над пьесой и... подтвердил мои таланты, заставив замолчать неверящих». Гольдони сторицей отплатил Вале за это, хотя бы тем, что поселил в родном городе аббата едва ли не самого любимого своего героя - Труффальдино (одна из самых известных пьес Гольдони так и называется - «Труффальдино из Бергамо»). А всего Гольдони создал 155 (!) комедий (никто из великих, подобных Гольдони, драматургов столько не написал) и 18 трагикомедий. Нельзя к этому не добавить, что талантливейший итальянец оставил после себя еще 94 оперных либретто, на одно из которых, кстати с медицинским уклоном, - «Аптекарь», свою лучшую оперу написал сам великий Иосиф Гайдн, а уже в наши дни постановку этой оперы осуществил в Москве на сцене Камерного музыкального театра наш «главный» оперный режиссер Борис Александрович Покровский. 300-летие Карло Гольдони отечественный театр отмечает с большим размахом. Юрий Ерёмин в столичном театре им. Моссовета поставил «Хитрую вдову», в «Сатириконе» Константин Райкин - «Случай» (эпитет «забавный», обычный для заглавия пьесы, Райкин опускает).

«Хозяйка меблированных комнат» (таково наиболее близкое к оригиналу название, которое у нас чаще всего переводят как «Трактирщица»). И во-вторых, «Карнавальная шутка» в московском «Театре на Юго-Западе». Это название прекрасно подходит к юбилею Гольдони, безусловно, самому «карнавальному» в мире драматургу.

«Разве «Грозу» Островский написал? Ее Волга написала». Применим эту умнейшую фразу к «Трактирщице». Разве «Трактирщицу» Гольдони написал? Ее Венеция написала. Ее написал венецианский карнавал, такой же неиссякаемый по вдохновению и бессмертный по времени, как сам сын венецианского врача и венецианского карнавала Карло Гольдони.

Юрий ЗАРАНКИН.