Приглашаем посетить сайт

Билеты. Вариант 2.
7. «Энциклопедия» и Дидро

7. «Энциклопедия» и Дидро

Дидро обладал титанической работоспособностью, образованностью и прекрасным литературным стилем. Энциклопедия была задумана как французская, коллективная и главное критическая. Дидро — свой человек среди медиков и художников, музыкантов и литераторов, многих из которых он привлекает к изданию в качестве авторов статей.

Можно сказать, что все великие люди интеллектуальной жизни Франции того времени с восторгом подхватили эту идею — «Энциклопедию» писали 183 автора. А «дирижировал» этим великолепным оркестром Дени Дидро.

Почти три года он трудился над собиранием материалов, привлечением сотрудников, как вдруг на него обрушился удар, который угрожал всему делу крушением. 13 июля 1749 года полиция арестовала Дидро и препроводила его в Венсенскую тюрьму. Причиной ареста послужила одна из публикаций Дидро, в которой он позволил себе критиковать католическое духовенство. Как только До оказался на свободе, он снова приняться за свою «Э».

В 1750 году появился проспект издания, которое получило название «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел». Для того вр это был целый переворот во взглядах и понятиях. Впервые в большом издании давался материал о труде простого человека. Дабы описать «ремесла» Дидро и его помощникам пришлось самим посещать разные мастерские, знакомиться с орудиями производства и условиями труда. Чтобы нагляднее познакомить читающую публику с этим непривычным ей материалом, Дидро приложил к «Э» множество рисунков. Он написал для «Э» 1259 статей. Большинство статей посвящено вопросам грамматики, затем следуют статьи исторические, этические, философские, мифологические, литературные, художественные, богословские, политические, географические и т. д. Есть и статьи, касающиеся архитектуры, медицины, права, астрономии, ботаники, химии и физики, минералогии и металлургии, словом, кажется, нет отрасли знания, для которой Дидро лично не поработал бы в «Э».

35 томов э издавались с 1751 по 1780 годы. Надо отметить, что издать подобную э. было очень трудно по полит мотивам. В 1745 году во Франции выходит указ, по которому за издание, хранение и распространение литры, подрывающее основы религии, издателям грозила смертная казнь. В 1764 году Королевский совет запрещает специальным указом касаться в книгах вопросов гос политики и финансов.

Неприятности у издателей начались уже с издания проспекта будущей э.

Возможно, что Дидро бы не удалось осуществить издание до конца, но «Э» имела высокопоставленные покровителей, как во Франции, так и за границей, благодаря которым она все-таки продолжала издаваться. Вставал вопрос и о переносе издания за пределы Франции. Особую роль в этом сыграла российская императрица Екатерина II. Она обратилась с прямым предложением к энциклопедистам перенести издание в Ригу или любой другой город России, если во Франции издание «сталкивается с какими-либо трудностями». Кроме того, зная о финансовых затруднениях издателей, она приобрела личную библиотеку Дидро, оставив ему книги в пользование как личному библиотекарю и выплатив ему жалование за много лет вперед.

Екатерина II интересовалась Дидро, как и вообще франц философами.

«Племянник Рамо». Повесть была написана в характерной для французских просветителей, воспринятой ими от античных философов форме филос диалога. Это беседа двух остроумных людей, один из которых(сам автор) - человек высокой морали, бедняк, презревший интересы богачей и отдавший себя служению человеческим идеалам , второй (племянник Рамо) - отказавшийся от чувства собственного достоинства, от морали, и признавший лишь один жизненный принцип - удовлетворение низменных инстинктов. Прототип главного персонажа повести действительно существовал и, вероятно, был хорошо известен Дидро. Он в самом деле являлся племянником известного франц композитора Жана Филиппа Рамо, вел жалкую, грязную жизнь пресмыкающегося тунеядца и скончался в 1771 году в приюте для бездомных.

Дидро увидел в судьбе этого человека характерные черты века и поднял единичную фигуру на высоту большого социального обобщения. Циничные признания Рамо превратились в беспощадное обвинение общества.

Рамо мог весьма быть полезным членом общества. Он умён, проницателен, наблюдения его точны. Он перепробовал много профессий и остановился на самой легкой - профессии паразита прихлебателя.

Рамо ощупью добирается до самых истоков соц несправедливостей, до их причин: они- в имущественном неравенстве людей.

мораль? Те, перед кем пресмыкался он, подличал, изображая шута ради подачки, вкусного обеда или куска хлеба, -представители господствующих сословий.

Рамо уродливый сын века. Безнравственность господ сословий породила его, рна не питала всю его жалкую, позорную жизнь.

Особый жанр повести- диалога позволили Дидро использовать один из основных элементов драматургической литературы- разговорную речь. Не только мысли, высказываемые Рамо, характеризует его нравст и интел облик, но и сам язык, но и сам язык, строение фраз, лексика, эпитеты. Речь Рамо насыщена афоризмами. Он циничен, он называет вещи своими именами, отбрасывая все виды смягчений, иносказаний, а также сложные синтаксические построения.