Приглашаем посетить сайт

Билеты. Вариант 2.
9. «Фауст» Гёте. Образ Ф. и Гретхен.

9. «Фауст» Гёте. Образ Ф. и Гретхен.

Незадолго до смерти в 1831 Гете завершает трагедию «Фауст», работа над которой заняла почти шестьдесят лет. Сюжетным источником трагедии послужила средневековая легенда о докторе Иоганне Фаусте, заключившем договор с дьяволом, чтобы получить знание, с помощью которого можно было бы превращать неблагородные металлы в золото. Гете наполняет эту легенду глубоким философским и символическим значением, создав одно из самых значительных пр-ие мировой лит-ры. Заглавный герой драмы Гете преодолевает чувственные соблазны, уготованные Мефистофелем, его стремление к знаниям является стремлением к абсолюту, а Фауст становится аллегорией человечества, с его неукротимой волей к знанию, созиданию и творчеству. В этой драме, худ идеи Гете тесно переплетены с его естественнонаучными представлениям. Так, единство двух частей трагедии обусловлено не принципами классич драматургии, но построено на понятиях «полярности» (термин, для обозначения единства двух противоположных элементов в одном целом), «прафеномена» и «метаморфозы» - процесса постоянного развития, кот является ключом ко всем явлениям природы. Если 1 часть трагедии напоминает бюргерскую драму; то во 2й части тяготеющей к барочной мистерии; сюжет теряет внешнюю логику, герой переносится в бесконечный мир Вселенной, на первое место выходят мировые отношения. Эпилог «Фауста» показывает, что действие драмы никогда не закончится, ибо его составляет история человечества.

Трагедия имеет 2 части: в 1-й -25 сцен, во 2-й-5 актов. Смешение реального с фантастичным=двуплановость повеств-я. Построена по образцу шекспировских хроник с мн-вом эпизодических персонажей и лаконичными сценами. Трагедия нач-ся с «пролога в театре»-эстетич взгляды Гете. В беседе директора, поэта и комич актера нет противоречий,они дополняют др др и выражают эстетич основоположения созд-ля Ф.. Поэт отстаивает высокое предназн-е иск-ва. Филос проблемы решены в шутовской сцене, в бытовой картине. «пролог на небесах»-ключ ко всему произв-ю. основная тема заложена. Перед нами Бог, архангелы и Мефистофель. Архангелы славят гармонию мира. Гимн природе, от мироздания Гете переходит к Человеку, упрек всему человечеству, много войн, насилия. Бог смотрит на человека с оптимизмом. Мефистофель не верит в его исправление. М/у Богом и Мефист. заходит речь о Фаусте-искателе истины. Для бога(олиц-е природы)-он раб, т е раб природы. М-ль глубоко раскрывает тему Человека.(истор, соц, психолог планы)пессимист взгляд. Единая тема-Человек, Общество, Природа. Раскрыты взгляды автора. Прологнапоминает книгу Иова из Ветхого Завета, но тема иная-противостоять низмен инстинктам. Бог предлагает испытание Мефистофель в роли беса соблазняет Фауста.

и видит знак макрокосма-всё озаряется в нем. он хочет познать природу-в этом его власть над ней.(переплетение с темой природы). Фауст-натура сильная,горячая. В состоянии отчаяния он готов наложить на себя руки(выпить кубок с ядом),но воспоминание о детстве и красоте жизни его останавливают. Это случилось в пасхальные дни. Ликующий народ, песнопения во славу Христа, весеннее небо-символы возрождения жизн-х сил Фауста. Он полон сарказма, клянет пороки и иллюзии о любви, что обольщают человека. Ф разуверился в силе знаний, Меф. ликует, заключен договор(филос смысл)Ф. думает, что чел желания безграничны, Меф. утвержд. обратное.(спор).

о блохе(полит смысл). Сцена «Кухня ведьмы» -критика идеализма и религии. Меф. привел Ф в пещеру колдуньи, чтобы вернуть ему молодость. Колдунья и прислуживающие мартышки-одиц-е сил,враждебных разуму. Бессмысл заклинание, размышл-е о триединстве христиан Бога(критика), Эпизод с Библией. Попытка перевести текст Библии (Вначале было слово(у идеалистов-мысль)). Разговор Фауста с Маргаритой о религии(пантеистич филос). Любовь к девушке, Последние стр. 1 части мрачны(Вальпургиева ночь), Маргарита ждет казни в тюрьме, последние её слова обращены Фаусту.

Фауст. Вторая часть. Написана уже в 19 веке.(франц. революция,наполеоновские войны, Реставрация в Испании и Италии)Господство буржуазии принесло новые взгляды-это отразилось в произв-и. Фауст пережил глуб нравств кризис, потеряв Гретхен, познал внутр борьбу. В беспокойном сне он лежит на лугу-над ним эльфы-символы вечной радости. Они пробуждают его к жизни и к свершению великих дел. Далее сцена меняется-Ф при дворе императора. В аллегориях полит проблемы. Ф и Меф устраивают маскарад(аллегории скряги с куском золотоа, бога Плутона, богини судьбы, ткущие нить челов жизни, Фурии). Пожар во время маскарада символизир революцию.(Гете считает её неизбежной). Револ открыла царство денег. Меф создает призрак богатства-он пробуждает низмен инстинкты, и даже символич фигура мудрости не может этого побороть. В лице Париса и Елены-возрождение античного иск-ва. Пылкое сердце Ф поражено красотой Елены, он готов служить её красоте(новая цель). Ф снова в своем темном кабинете(встреча с Вагнером). Плод фантазии Вагнера-Гомункул(человек в колбе), Фалес раствор его в воде, чтобы вернуть к жизни и дать подлинную жизнь. Вальпургиева ночь среди призраков ант мифологии, стремление приблизиться к совершенной красоте(Елена). Он скитается в поисках истины. Он думал, что она в красоте.(опроверг). Меф расск о богатстве, войнах-на время вводит Ф в войну. Фауст борется со стихией, он созидает.(в этом цель жизни). Он нашел истину,он счастлив и с этой мыслью умирает. Меф рассужд о смерти иронично-аргументы пессимиста. Конечный ответ дает хор непостижимых истин-цель сущ-я-в стремлении к цели

Фауст. Образы. Ф многие годы отдал науке. Он мудр, ходит слава о его познаниях, но Ф тоскует. Его знания ничтожны в сравнении со всеми неразгаданными тайнами природы. ). Ф-натура сильная,горячая,чувствительная, энергичная, иногда эгоистичен, всегда отзывчив, человечен.. В состоянии отчаяния он готов наложить на себя руки(выпить кубок с ядом),но воспоминание о детстве и красоте жизни его останавливают. У Гете важны противоположности, в столкновении идей-истина!