Приглашаем посетить сайт

Билеты. Вариант 2.
10. Образ Мефистофеля.

10. Образ Мефистофеля.

Образ Меф необходимо рассматривать в неразрывном единстве с Фаустом. Если Фауст — воплощение созидательных сил человечества, то Меф представляет символ той разрушительной силы, той разрушительной критики, которая заставляет идти вперед, познавать и творить.

Господь так определяет функцию Мефистофеля в "Прологе на небесах":

Слаб человек: покорствуя уделу,
— потому
Дам беспокойного я путника ему:
Как бес, дразня его, пусть возбуждает к делу.

То, отрицание — это лишь один из витков прогрессивного развития.

Отрицание, "зло", воплощением которого и является Мефистофель, становится толчком движения, направленного против зла.


духа. Все, что не соответствовало требованиям разума ставилось под сомнение, а насмешка разила сильнее гневных обличений. Для некоторых отрицание стало всеобъемлющим жизненным принципом, и это отражено в Меф.

Гете не рисует Меф исключительно воплощением зла. Он умен и проницателен, он критикует очень обоснованно и критикует все: беспутство и любовь, тягу к знаниям и глупость: Мефистофель - мастер подмечать человеческие слабости и пороки, и нельзя отрицать справедливости многих его язвительных замечаний: Меф и к тому же еще и пессимистически настроенный скептик. Именно он говорит, что жизнь человеческая - маята, сам человек считает себя «божком вселенной». Именно эти слова черта явл. показателями того, что Гете уже отказывается от рационалистических концепций. Меф. говорит, что Господь наделил чел искрой разума, но пользы от этого нет, ибо он, человек, ведет себя хуже скотов. Речь Меф. содержит резкое отрицание гуманистической философии - философии эпохи Возрождения.

Люди сами настолько испорчены, что дьяволу нет необходимости творить зло на земле. Но тем не менее Меф обманывает Фауста. Ведь на самом деле Фауст не говорит:» Мгновение, повремени!». Фауст, уносясь в своих мечтах в далекое будущее, употребляет условное наклонение.