Приглашаем посетить сайт

Билеты. Вариант 3.

1. Д. Дефо как основоположник европейского романа Нового времени. Повествовательная манера Дефо. Проблематика и поэтика романа "Робинзон Крузо".

Этапы П. в Англии: I (1689 до 30-х) - раннее: оптимистич. представл. о мире, т. к. новые порядки воспр. как естественные и разумные; большое кол-во периодики, что способ-ет развитию романа. II (40-е - 60-е) - зрелое: господство просветит. идеологии, филос-и; окончательно оформл: семейно-быт., нравоописат. романы и роман-воспитание(Филдинг, Смоллет, Ричардсон); в ром-х выраж-ся доверие к человеку, т. к. нравственность в нем залож от природы; роман детально отражает действит англ жизнь. НО: наблюд начало кризиса - утрата оптимизма и веры в идеалы, оно проявл в соцкритике. III (60-е) - кризис: сентиментализм - развив в поэзии; проза - Стерн - выразитель идей сент-ма.

ДАНИЭЛЬ ДЕФО (1661-1731) - основоположник романа в Англии; всего 7 ром-в. I-й "Жизнь и удивит приключения Р. К." (1719-1721) - 3 части: использ традиции авантюрн романа + особенности документализма (язык точен и прост),т. о. повествование по форме напомин судовой журнал; роман-воспитание - трудности формируют хар-р героя. В основе реальн история. Герой Дефо проводит на о-ве 28 лет 2мес и 19 дней, там он обретает: мудрость, здоровье и счастье - так показано нравств и физич развитие чел-ка. Т. О. Д хотел опред-ть сущность чел природы. Просветит тенденции: сознательная изоляция героя от общ-ва. Главн проблема произв: естеств человек. => новаторство Дефо: его герой - 100%буржуа; человек практический, способный всего достич своим трудом. Д первым говорит роли труда в истории человечества и тема труда - главная, связующ тема романа. Герой: на о-ве многому учится; во всем подчин здравому смыслу; отнош к религии определ зравым см. не верит в чудеса, все происх объясн рацион. Т. О. естеств отношения - буржуазные. => дикари: они невеж, творят зло по неведению. Пятница: наивен, не испорч, понятлив, разумно смотрит на мир. Но: Д не идеализир дикарей - они как дети, к-рых надо учить, делать из них людей. Исходн пункт истории - еестеств человек, наделенный инстинктами буржуа. Р. К. - мифологич образ=>популярность робинзонад.

"Путешествия Гулливера": проблематика, герой, жанр, композиция.

"Битва книг"(1698) *Во многих странах в 17 в существ спор между древними (защитники антич традиций) и новыми (защит-ки новой, отвечающ времени лит-ры ). Сам С - "древний"* Содержит след предисловия: 1-е - обращ книгопродавца к читателю; 2-е - предисл автора о сатире: с - род зеркала, в к-ром видны все лица, кроме своего. Далее след текст, к-рый утвержд, что алчность и вожделение - вина всех раздоров, а новые - начали вражду из бедности и гордыни. "Сказка бочки" (1704) - первонач выходит анонимно. Окончат вар-т в 1710 г. В основе притча о том, что отец перед смертью завещ своим сыновьям кафтаны. С. вновь обращ к полемике "древних" и "новых". В конце осмеиваются извращения => главы книги чередуются - 1 -посвящ извращ в науке, содерж пародию на др авторов. Для С: осн недостаток науки - хаос, осмеив-ет нагроможд предисл, хар-ных для научн трудов. Основная фабула разнообр различн отступлениями. "С. б." - пародия на все жанры 17 в. Смысл названия раскр в предисловии: бочка-символ интеллект ничтожности во всех областях. Последн глава посвящ книгопродавцам и писателям. "Путешествие Гулливера" (1721 - 1725) - 4 части: 1) в Лилипутию, 2) в Бробдингнег, 3)в Лапуту, Бальнибарби, Лаггнегг, Глаббдобдриб и Японию, 4) в страну Гуигнгнмов. Пародия - текст пронизан реминисценциями, намеками, иногда явными. Особый пласт источников романа - сюжетн параллели: Сирано да Бержерак, Рабле, Лукан "Правдивая история". Сюжетная схема путеш-й повторяется. Г - описыв свои путеш-я по композиционной схеме: читатель узнает о местности, флоре, фауне, жителях и нравах. С. устанавл различия между умственн и нравст различиями Г. и жителей стран. У романа сказочная фабула. Картина нравов - история чел-ва в целом. Глубинный план повеств - намеки, к-рых особенно много в 1й части (сатира на англ правительство) и 3й. Лилипутия = Англия" остро-, тупоконечные = католики и протестанты; Блефуску = Франция. Проблематика: гос-ва продажны, злы, но прикрыв-ся милосердием. Донос - главн оружие политич жизни. бесчисленность войн. Изобличает дворянство и буржуазию - они преобрет богатство с помощью грабежа. Все историч намеки - сатирические обобщения. 2я часть: страна великанов, г рассказ о своей стране: пороки, невежество - главное кач-во законодательства. Свифт считает, что чел от прир наделен недостатками - отличие от просвет-лей. Задача произв: исправить нравы, просветить умы сделать жизнь разумной. * Сначала прослав просвещ монархию великанов, затем разочар-ся и идеалом сановитая античн республика. В конце романа идеал - патриархальная респ-ка с натур хоз-вом. * С не верит в буржуазн прогресс. Не верит в прогресс науки: показывает 2 разнообразн науки - мошенническое протектерство и кабинетную псевдонауку. Г попадает на летучий о-в: колониальное управление Ирландии - намек на отрыв гос-ва от нужд страны. 3я часть: мотив утопии. С идеализир предков. 4я часть: вершина интеллект развития и деградация. Такое положение заложено от природы но его можно изменить. Иеху - буржуазия, вызывающ отвращенье своей ленью, недоверчивостью, упрямством. Г узнает в них черты англичан; основные присущие человеку черты - животный эгоизм и стяжательство. Г начинает жить по законам природы, обретает телесное здоровье и душевное спокойствие. *У С. особое отношение к природе чел - он отриц врожден склонность к добру. Общественное устр-во гунгнгмов основано на разуме и это идеал для Г, но не для Свифта. Сквозная тема - протест против отсутствия свободы, мотив пленения. Свифт подвергает испытанию смехом рационализм просветителей.

"Комическая эпопея" Филдинга "Истоия Тома Джонса, найденыша": нравственная проблематика и сюжетно-композиционное своеобразие книги.

Сэмюэл Ричардсон (1698-1761) - - самый популярный писатель 18 в; считается создателем семейно-бытового романа. "Клариса" - драматич повествование, обилие психологич конфликтов. Основной вопрос произв - удастся ли героям сохранить нравств чистоту. 1740 - "Памела, или вознагражденная добродетель", 1748 - "Клариса Гарлоу" - посвящен трагич судьбе девушки из богатой семьи. Трагическая судьба колеблет оптимизм века. Все романы Р - эпистолярные. *в этом романе разн жанры писем - мольба, угроза, признание. 1758 "Сэр Чарльз Грандисон" - идеал порядочного человека - джентльмена. Его тв-во оказало влияние на развитие сенимент-ма. Г. Филдинг (1707-1754) - романист и теоретик романа. В его пр-ниях фабула имеет единую композиционную линию. Каждый персонаж разработан логически. Роман - комический эпос в прозе. Его романы - о человеке, хар-рах, обстоят-вах. Юмор - главное средство борьбы с лицемерием и ложью. Ф не принимает благочестивого морализирования Р. Задача худ - черпать материал из великой книги природы , но не копировать ее. Роман должен худ сообщать наблюдение автора; выступает за типичные хар-ры и обстоят-ва. Лит-ра может бороться с соц злом. Ф славит плоть чел-ка, говорит о врожденной нравственности, к-рая не зависит от соц строя и условий жизни. Считает, что природа чел не плоха, но ее приводят к пороку развращение и неправильное воспитание. 1749 "История Тома Джонса, найденыша" Том - чел без связей, без прошлого - он естественный человек - мораль и добродетель врожденные. Этот роман - энциклопедия англ жизни. Ф интересуют отношения героя со внешним миром. Ф показывает, что порядки в Англии несправедливы. Его критика - не соц, а моральная. Концовка романа благополучна. Ф не навязывает читателю свое суждение, но призывает проверять свое первое впечатл опытом. Для Ф хар-на ироническая рефлексия, к-рая в романе является школой мышления. Ф называет себя творцом новой обл в лит-ре, но не сковывает себя законами. Показывает людей такими, какие они есть. Ф прибегает к приемам сатирич гротеска, показ яркие хар-ры, внимателен к деталям. Ф - 1й ввел в лит-ру ситуацию, когда 2 брата противопоставлены др др. В романах Ф преоблад юмор и мягкая сатира.

"Сентиментальное путешествие по Франции и Италии".

"Жизнь и мнения Тристрама Шенди" - вышло анонимно и имело большой успех. Название помещает пр-ние в лит традицию - отличие в том, что есть "мнения". Повествование начиналось с происхождения героя. Почти на 300 стр рассказывается о рождении Т. Ш. В пр-нии есть любовная интрига, в к-рой участв пожилой дядя героя. В романе Ст проявляет свою ученость (греч, латинские цитаты). Ст показывает относительность всех чел представлений. Для пр-ния хар-но пародийное начало - смех над всеми просветит биографиями, + над ханжами, суеверами, гонителями правды. Дружба между дядей и денщиком - пример искренних отношений. Ст утверждает право человека на все радости бытия, необходимость познания всего мира. Юмор - дает чел-ку возм проявить себя как личность, он необходим в жизни. В романе Ст развив теорию конька. "Конек" - чудачество, отклонение от повседневн жизни. Понятие конька полож в основу хар-ки всех героев. Для романа хар-но прославление чудачества, как нормы жизни. "Шендизм" - презрит отверж всего практич в этой жизни, протест против нивелировки личности. Тристрам - ведет рассказ - "двойник". Конек Т - его сочинительство Он ведет сбивчивое повесе и никак не может вернуть его в верное русло, рассказчик обращается к читателю, к-рый активно реагир на рассказ - новаторство 18 в. Использ в пр-нии типографские значки: - молчание; * - намеки и выпущен слова и фразы, кривая линия - траектория развития повествов. Пр-ние Ст - роман в романе: читатель присутств при создании книги. Ст обнажает условность повествования, показывает гр-цы и возм автора. Лиро-эпич перебои, смещ-е повеств. На 9м томе роман обрывается. "Сентиментальное путешествие" - пародия на жанр путешествие. Обычно автор ставил перед собой дидакт и информац цели, для С интересен пейзаж души человека, анализ дух климата личности. Герой - пастор Йорик, путешеств по Франции; открыт чувств радостям и соблазнам = Ст создает реальный, жизнен обра-з. По Ст самый великодушн чел не чужд себялюбия, т. е. он выясняет взаимосвязи эгоизма и великодушия, высокого и низкого - цель самоанализа. Герой шутит над собой и над чит-ми. Значение романа - дал название течению в лит-ре 18 в. Сентиментализм в Англии: 60-70-е. Он зарожд в поэзии 30х-40х гг. См - реакция на рационализм П., противопост чув-ва разуму. Промышл переворот в Англ показал несостоятельность иллюзий, оптимистич надежд. Философские основы См - субективный идеализм Беркли и Юма. Беркли: существование вещей состоит в их восприятии; единств реальность - человеческие ощущения; все качества - субъективны. Юм: объективная реальность - математические знания. Поэтика См складывается как реакция на нормативность классицизма. Сент-ты стрем воздействовать на эмоции; противопост природу цивилизации; интерес к частному, неповторимому. Человек - противоречив, его природа лишена определенности. Большую роль играет интонация, оттенки слов. Основные темы: природа и смерть. Жанр: элегия. Поэт сосредоточен на изображении внутр мира. Джеймс Томсон: "Времена года" - обращ к природе обобщ картины природы. Эдуард Юнг: пессимистич настр, религиозно-мистич мотивы, 1й из создателей "кладбищенской" поэзии. Томас Грей: рассужд о современности, скоротечности жизни, прославляет красоту жизни в труде. Роберт Бернс (1759 - 1796) обращ к песенному фольклору, пишет о нужде и независ-ти родины. Старую (песен) форму наполняет новым содерж: протовопост труд мнимым заслугам вельмож. Только народ может быть искренен в любви и дружбе. Ричард Бринам Шеридан (1751 - 1816)1777 - "Школа злословия" сатира на нравы светск общ-ва, обличение лицемерия. По Ш. Условия истинной комедии - смех, скрывающий сатиру, лукавая и вольная фантазия, острота слов, мастерство построения интриги и создания характера.

"Персидские письма" - первый роман Эпохи Просвещения" (приблизительная формулировка)

Монтескье (1689 - 1755) 1 из 1х франц просветителей. "Персидские письма" 1721 г. - философский роман-трактат, отражающий идей франц Просв. Это роман в письмах: 2 перса (Узбек и Рика???) посылают своим друзьям письма, где описывают свои впечатл от посещ Европы. Цели: сатирико-обличительная - обличение европ цивилизации; философская - сравн восточн и западн цивилизации, монархии и деспотии. Пр-ние с самого начала претендует на достоверность; для М. Важно многоголосие и многообразие т зр - автор сталкивает различн мнения. В зап. части романа м выдает себя за издателя -"анонимность" дает право говорить о том, что было под запретом. М использ перифразы => лишает вещи и людей названий, обнажает их сущность. РИКА: молод, быстро входит в светское общ-во, наблюдает быт и нравы и пишет о своих впечатл. УЗБЕК: старше и опытнее - размышл о серьезн темах, пытается разоблачить пороки и несправедл - "донести истину до трона", но попадает под подозрение и вынужд покинуть родину. Стремясь расиширить и углубить свои знания он отправл в путешествие. Его интересует абсолютно все: политика - м пытается соспост восточн деспотизм (критика - все равны перед страхом) и европейск монархию. М подробно изобр жизнь гарема (гос-во в миниатюре), где муж - деспот, жены - рабыни, евнухи - временщики. Монархия (зап сторорна р.) неустойчивая форма власти, к-рая может превр в деспотизм. М говорить о тождестве деспотии и монархии. Принцип романа: сомнения. М ниспровергает все авторитеты, всякое абсол начало - каждая религия связ с типом гос-ва =>любая церковь полит ин-тут. Большое место в романе заним вопросы морали: главн инстинкт чел-ка - справедливость (по мнению М). Естеств права человека - на счастье, свободу, удовл физич и духовн потребностей. Политический режим утвержд естств порядок вещей. *М поднимает проблему рав-ва женщин: Узбек - просвещен, но в отношении со своими женами - деспот. Власть над женщинами основана на праве сильнейшего. М показывет, что женщина может пряв индивид-ть даже в гареме (ех: бунт роксаны, к-рый заканч ее гибелью). Дей-е р-на с 1712 по 1720 гг. - разоблач абсолютизма, к-рый по мнен М с легкостью может превр в деспотизм. Критикуются и нравы общ-ва: лицемерие, ложь, пустота, легкомыслие во всем следуют моде, полны праздного любопытства (письмо№30,Рика), тщеславие, бесполезное существование.

"Манон Леско".

А. Прево (1697 - 1763) Взгляды П.: считал чел-ка сущ-вом общественным; изучал нормы поведения чел в обществе=> его поведение завис от обществ условий. Сердце - источник пороков и добродетелей. Задача писателя: поучать развлекая. Любовь - в своей основе не порочна, но ее надо соглас с нормами морали и религии. Герои романов стоят перед выбором между порочн и добродет любовью. Добродетель - плод стараний и усилий чел. Герои: чувствит, анализир свои поступки. Все романы П. Написаны вформе мемуар- от 1го лица = попытка убедить в подлинности раск. "История кавалера Де Грие" или Манон Леско (часть более крупного пр-ния) Это история о всепоглощающей любви. Показана эпоха регенства: разрушение морали. Общество и семья де Грие не принимают его Возлюбл Манон (это внешняя причина несчастья героя) Внутр причина - в характерею. Манон натура двойственная, в ней сочет добро и зло. В финале - погибает. Природа вкладывает в человека добрые и дурные инстинкты. Для Грие любовь к М - познание сути жизни. Он понимает, что счастье не отделимо от мук, радость и страдания связаны.

"Кандида".

повест-я, критич подход к источникам, против фатализма в истории - прооресс вместо божест проведения. Особ вниман "Опыты" - исслед разн народов, наычны, док-я основа. Драматург: для театра пишет всю жизнь. (1718 - Эдип, 1778 - Ирина) 52 пьесы разн жанров (боль-во трагедии) видит в театре большую воспит возм-ть. Пропаганда просвет идей. Вольтер - создатель просветит класс-ма (он приним буало и Расина), но вносит новое: 1)содерж трагедий. Обращ-ся к критике религ фанат-ма и деспот-ма. Его трагедии воплощ филос/ политич идеи. 2)расшир сюжетов - выводит за рамки античности. Это и америка, Африка, Азия. = истор и этнографич точность. *Ремарки: обращ к истори, необх декораций, костюмов - стремл к зрелищности - оказало вличние знак-во с Шекспиром(двойств отнош - возвыш содерж под грубой формой "грубые варварск пьесы"). Трагедии: политич:конфликт - власть и самодержавие (чув-во \долг) и антиклирик: религ фанатизм, лицемерие, двойная мораль. 1732 г. "Заира" - конфликт любовь/религ долг. добродетельи благор-ва не зависит от вероисповед. 1741 г. "Магомет или Фанатизм" - та же проблема. Предпосылка религии - сознат обман людей. Религия: слепая вера, отказ от самост мышления и рассужд. В. считается созд-м нац эпопеи. 1728 "Генриада" след Вергилию, исп традиц эпич ср-ва, аллегор. Хочет найти корни совр предрассудков и заблужд в истории Франции. 16 век - религ война - против религ фанат-ма. 1735. "Орлеанская девстенница" пародия на эпопею Шатлена "дева или спас Фр". Осмеивает культ девы. Памфлет на срвек фоед - монаш Фр, политику. Двор, католич духов-во.

воли, предопределение. В утвержд познание чувствен, отрицает сверхъест явл. Признает огранич-ть чел разума. Категории добра и зла - заним центр место в поветсях. Отношение - менялось. Сначала верит в сущ-е их гармонии в мире (теория Лейбница), но затем начинает сомневаться в ней и переходит к повествованию об участим ччеловека, о добре и зле в его душе. С этими категор связ и проблемы религии и церкви. Против религ фанатизма, двойная мораль - для пасторов и для пасвты - отклон от церк заповедей. Но В не за атеизм, т. к. он приводит к деградации. Война Кандид, Мир как он есть, Царевна Вавилонская. Порожд нетерпимости и фанатизма, преступление против чел-ва, влечет за собой насилие и уб-ва. Пейзаж войны - 1 из комп-в картины мира. Противоп Эльдорадо (Кандид или Оптимизм). Чел счастье, поиск смысла жизни, нормы поведения, нравств ж - сквозные мотивы в повестях. Истина/ложь = естеств закон/ законы уродующ цивилизации. - часто сравн разн цивилизации. В. сторонник ест закона, но не идеализир дикаря. Прогресс! = природа+разум. Обращается к частн? и законам общежития исслед нормы общежития, а не только нравы эпохи. Многообразие персонажей: можно делить по позициям, к-рые они заним по отношению к миру: активные (деятель, оптимист, отнош к миру - принятие его) и пассивные (созерцатель, пессим (ех: Мартен)- не приятие мира). Система персонажей: мудрецы: смотрят на мир без иллюз, стараются постич его, но знают предел своего разума (янсенист Гордон из "Простодушн"). герой-деятель: жители Др мира, спос противост злу. Простодушный герой: не тождеств естеств чел, но близок, по совей наивности (Кандид), претерп эволюцию, получ образов-е. Лицемер: священнослужитель. Персонажи выполняют роли: комментатор - Мекромегас, толкователь - обясн всю происх герою (ех: придворн в Эльдорадо, янсенист Гордон), советник - Какамбо, посторон наблюдатель - эту f имеет чел попад в др мир, может быть и гл герой. У вольера нет авт хар-к, раскрх внутр мир героя; для больш-ва хар-в повестей хар-на однолинейность. В. изобр тип личности, модель чел поведения = > стремл к филос обобщению. Герои пережив множ-во приключений. Типы повестей: 1) с интенсивн сюжетом ( постр по пр-п испыт героя, прием - путеш-е ех: Кандид ) 2) с ослабл сюжетом (опис фиксир ситуац, слегка притч хар-р. ех: случай с памятью, Сон Платона) 3) с нейтр сюжетом (сочет осн эл-ты 1и 2 типов: изобр + описание. Ех: Простодушный). Поэтика: условность повет-я, использ приключ сюжетов, экзотич страны, фантастика. Все ФП - актуальны. Философия Лебница переосмысляется:, после знам Лиссабонского 1756 (поэма "О гибели Лиссабона") - гармонии добра и зла в мире не существует. 1759 г "Кандид, или Оптимизм" Задачи: критика Лейбница, деспот-м, война, религ фанатизм, пародия на авантюрн роман. В повести три типа мировоззрения: 1) оптимист философия - Панглос. Опровергается самой жизнью, герой испыт муки - сплошная череда несчастий. 2) пессимист - Маретен. Люди хуже чем, скоты. 3) Кандид - сначала придерж опт-ма, с ним происх несчастья. Итог: жизн мудрость - Надо возделывать свой сад. В Конце В прославляет труд. Критика: пережитков феод-ма, осужд войны, колонизаторство, иезуиты, рабство, суеверие, гнет церкви, ее продажность, инквизиция, привилегированность, спес. Изобр идеальн гос-во - Эльдорадо: законы удовл потребности всех, все люди добродетельны, честны = нет суда и наказаний. Широко разв науки и иск-ва. Ирония.

"Энциклопедия" Дидро и д'Аламбера и ее социокультурное значение.

"Энциклопедии" или словаря наук, искусств и ремесле, к-рая состоит из 35 томов, из них 11 справочных и 2 указательных. Цель - обобщить все знания накопленные чел-вом к сер 18 в. Э - общественно-политическое событие во Франции. Главная задача - направить все силы философии, науки и иск-ва на борьбу против старого пор-ка. Отриц-ся соц нерав-во и сословн привилегии, утвержд пр-пы гос-ва. Э. Дает детальное описание всех наук. Задача - раск перед совр-ками общую сист-му, сделать их более образованными. Э - пропаганда знаний - сможет дать понять людям, что они живут неправильно, и. научит как изменить жизнь. в 1758 г. изд Э было запрещено., но все тома были изданы. Взгляды: Д придерж материалистич философии. Главн метод в науке - эксперемент-й. Д - детерменист, считал, что все имеет причины и чел - тоже. Душа и тело - неразделимы. Мораль - продукт общ-ва, соц категория. Добро и зло - приобретенные кач-ва чел. Д. Высказывал атеистические взгляды: религия тормозит развитие чел-ва. Придерживался теории просвещ монарха. Противник деспот-ма - монарх может быть свергнут, если он нарушает законы. Искусство: против эстетики класс-ма - поклонения перед античностью. Необходимо правдиво изобр жизнь в пр-ниях иск-ва. Меняется жизнь людей - меняется представл о красоте. Д призывает отображать жизнь, но он противник плоского натурализма. Иск-во должно воодушевлять и облагораживать. Д писал "салоны", где анализировал живопись, писал сатьти о муз иск-ве. Предложил нов драм теорию. Сюжет драм - должен быть подлинным, основанным на реальн. Душа нового театра -частный чел в частн обстоят-вах. Д выделял веселую, серьезную (о долге, о добродетели), комедию трагедию (о сем несчастьях) Главный жанр - мещанская драма. Главн герой - буржуа, в центе м /д - жизнь буржуазной семьи, т. к. семья - прототип общ-ва. , должна быть построена на пр-пах естеств закона, как и гос-во. Драмы: "Отец сем-ва", "Побочный сын". 1760 г. " Монахиня" роман. Монастырь - в центре повест-ния. Этот роман назван романом-тезисом, т. е. в нем выражается мысль о пагубности монастыря. Есть ситуация эксперимента: 1) герой - оказ в разн положениях, сталк с отклон от нормы, монастырь - закр пр-во - как необит о-в - черты робинзонады. Внутр жизнь Сюзанны интенсивна, связ со внеш событиями. Образ С. - сложен: чувствительна и тверда, невинна. С. на протяжении романа играет неск ролей, к финалу - она преследуемая, страдалица. Страдание героини - сильн эмоц момент, Д показ физич страдания и оно важно для постиж внутр жизни героини и общих нравст законов. Вера в Бога - самостоят-на. Молитва - от сердца. Бог в жизни С - реальная сила, к к-рой она обращ в трудн минуты. Она сравн свои страд со страд Христа. Дидро говорит о благе истин рели чув-ва, в оснгове к-рого страдание. Они фарят в монастыре, там не может быть счастья (ех: судьба урсулы) В монастыре изваращ естеств законы, нет права на свободу. По Д человек зависит от лич темперамента, биологич законов рода и обществ порядка. Воображение св-во чел, к-рое отлич его от животных. Благодаря вообр чел м. б. и в прошлом и в будущем, как С. Вообр для С - то источник несчастий, то надежды. С - рассказчица в романе. Роман - мемуары. По эмоц насыщенности роман приближ к дневнику. Д сопоставляет 3 плана повествования: 1) соц (соц мотивы повест, нравств решения, борьба С с семьей и общ-вом, к-рые хотят изолировать ее) 2) религиозный: для Д монастырь - не мирная обитель а вынужд общежитие, выброшенных общ-вом людей. д показ связь оелиг и гражд законов, монастыри извращ добрую природу чел. Монахини веролромны, корыстны. 3) план природы: естеств законы. Д говорит, что религия и общ-вл противоест-ны. Д выдел 3 вида законов: религиозн, гражд и прир. С. пытается жить по прир законам. Д биологизирует свою героиню. В С. инст-т самосохр - истин право чел на свободу. С. спос-на к размышл-м, наделена умом, соц активное сущ-во, Д показ душевн страд-я героини в эволюции.


"Жак-фаталист и его хозяин" (или "Племянник Рамо").

"Племянник Рамо". Роман написан в форме диалога, к-рая обычно использ для филос-х пр-ний. Два героя - Я и Он. Я - философ Дидро; Он - Жан-Франсуа Рамо - одаренный чел, но вел беспорядочн образ жизни. Он - соц обобщ тип, осн черта к-рого - разрозненность сознания. Перед романом вступл. Он - "смесь высокомерия и низости, здравого смысли и безрассудства". Он-сущ-во постоянно меняющееся => проявл диалектич видение мира Д. В себе Д. Тоже отмеч противреч-ть, диалект-ть. Он развлекает аристократов, остроумен, иногда зол на язык, к своимблагодетелям относ-ся с презрением = > его пргоняют. Его наблюд метки, он самокритичен, не имеет иллюзий в отнош самого себя, Он - пороки, хар-рные для общ-ва и сам же критик-ет их. Многие свои мысли Д включ в уста Рамо. 1774 г. "Жак - фаталист и его хозяин" 2 героя Жак и его хозяин, ведут постоянные беседы др с др. => роман-диалог, роман-эксперимент, результат к-рого неизвестен якобы даже самому автору. Тема обманутого обманщика пост-но повтор - варьируется. Д постоянно полемизир с читателем, заявл о праве на худ своеволие. Писатель созд свой мир и в этом мире он свободен. Прием пародирования 1 из главных. У Д. отсутств однолинейность в подходах к проблемам чел бытия. для Д - чел матер сущ-во. Черта филос воззрения. Жак - детерминист считает, что в мире все чем-то предопределено. Герои в романе живые реальные люди, но раскр только в одной системе.

"общественного договора" в системе взглядов Руссо.

"Рассуждение о науках и искусствах"1750 г. убежден, что науки и искусства оказ пагубное влияние на чел общ-во. Он сопост расцвет науки и иск-ва с испорченностью (цивилизацией) нравов. Под влиян роскоши и цивилиз произошел упадок нравов во всем мире (Греция, Египет) развитие науки и ск-в - отход от природы и от добродетельной жизни. 2й трактат "рассуждение о происхождении и основаниях нерав-ва среди людей" 1754 г. р. увидел негативные стороны буржуазного прогресса. Неогранич господство частн собств-ти - источник бедственного положения людей. Исходная точка - дикарь. Инст-т самосохранения и сострадания - 1е ин-ты чел-ка. Дикарь не зол, мягок, проявл сострад-е, к-рое выполн роль закона. По природе люди равны как звери. У дикаря нет инст-та общественности. Они одиноки, не ведут оседл образа жизни, у них нет нерав-ва, раболепства и т. п. Это период детства челов-ва. К измен-ю чел рода приводят внеш причины. Дикари начин жить общ-вами =>появл язык, орудия труда - юность чел-ва. Затем с появл собств-ти на землю появл нерав-во. Появл-ся госуд-во - юридич оформл власти сильных над слабыми - это период дряхлости чел-ва. Прогресс чел-ва - прогресс нерав-ва, природнолго и общественного. Одряхление приводит к смерти, чтобы ее не произошло необходимо провести реформы. Собственность нужно равномерно распределить путем налоговых реформ и правильного воспитания. 3й "Общественный договор" 1762 г. по истории и теории гос-ва и права. Р. излаг свои соц-политич воззрения. Это подробная идеальная конституция, к-рая обеспеч мах свободы и равноправия в гос-ве. Для Р не важна сущность власти, а важны отношения власти и населенияю В основе гос-ва - общест договор м-у властью и народом, цель к-рого - всеобщее благо. Осн права гр-н6 свобода рав-во, неприкосн-ть собственности. Абсолютн власть - у народа, он контрол правит-во. Народ обязан соблюдать законы, быть верным пр-пам морали. И власть и народ имеют права и обязанности.

"Эмиль, или о воспитании " 1762 г. рассказ о жизни героя от рождения до брака = > общ-во портит человека, ребенка надо изолировать от обществ среды. Главное в воспитании сохранить вне прикосновенности добродетельную прир чел-ка. Необход физич упражнения, интеллект воспитание. Главное - воспитание души, в к-рой надо воспитывать чувствит-ть. Надо учить добродетели, в понятие к-рой входит и религ чув-во. религия Р - чистое сердце и чистая совесть. Искренность чув-в и добрых дел. "Юлия, или Новая Элоиза" 1761 г. р обращается с нравственной проповедью. Это книга и о любви, и о добродетели - любовн роман в письмах + трактат о цивилизации, воспитании детей. - 2 пр-ния в 1м. Все герои идеальны. Образы соотносятся с моделью эпохи, типичны и узнаваемы. Тв метод - обобщение и индивидуализация. Главная цель показать чел-ка в разн ипостасях (ех: Юлия - дочь мать, жена, сестра) 2я часть названия отсыл к истории любви учителя и ученицы. Любовь героев абсолютная, залог целостности героев, высшая нравственная категория. Но сердце не всегда может огражить чел-ка от неправедн поступка. Любовь в романе говорит о невозм-ти достиж идеала на земле. Неравн любовь в глазах общ-ва - преступление. Для р - любовь - явл прир, соц и соц-психол. *Отношения в семье: брак по Р. - дело обществ-е, это обществ договор м-у 2мя сторонами. Основан на долге, т. е. брак основан-й на рассудке - залог появл привяз-ти, т. к. люди с удовем выполн свой долг. Части романа героев после брака - зеркальное отр-е 1х частей. Идиллия: любовь , природа, дети, труд и смерть. Р считал, что счастье не может быть длит-м. В смерти Юлии - разрешение противоречия м-у любовью и добродет-ю.

"Простодушный".

"Простодушный" - естест человек, критика совр общ-ва. неразумность законов в общ-ве. Герой развив и преобщ к цивилиз-ции. В - сторонник буржуазн прогресса, и не считает дикаря идеалом = > Прост учится, постиг законы нравств и физ опыта у янсениста. В показ религ фанатизм, связ с политич нетерпимостью, критика политики прав-ва, зло приносит страдания, губит. В. понимает зло, как общественное , которое сущ-ет при опр соц условиях. См. взгляды Вольтера и т. д.

"Опасные связ".

"Опасные связи" 1782 г. - эпистолярный полифонический роман. В р-не - письма либетенов (?) и добродетельных, чувствительных героев. При столкновении миров этих героев создаются опасные связи. 2 предисловия + эпиграф из Руссо. Редактор и издатель не гарантируют подлинность пр-ния, есть примечания. Постепенно вырастает ощущение, что над чит-лем смеются. Ни в чем нет уверенности, не ясен конец романа. В центре - 2 либертена: г-жа де Мертей и Вальмон. В - типичный либертен (?), соблазняет женщин с разн хар-рами. Женск персонажи разные: Сесиль - ее хар-р основан на чувствит-ти, г-жа де М. - во главе всего ставит разум, президентша - главное - чувствит-ть, Каждая героиня изнач-но наделена какой-то чертой, но общ-во портит все заложенное в человеке. Л не верит в изменение общ-ва в лучшую сторону. И либертены, и добродетельные герои - в равном положении. В общ-ве все плохо и нет надежды на изменения.

"Безумный день, или Женитьба Фигаро".

"Безумный день, или женитьба Фигаро" общественно-политич акт. Постановка был запрещена. Фигаро хочет жениться на Сюзанне, но правом первой ночи хочет воспользоваться граф. Б - утверждает права 3го сословия сатира направлена против законов в общ-ве каждый герой обобщен тип. Граф - распутство, порок вельмож. Б противопост злоупотр властью, хар-ное для вельмож и душевный пыл, остроумие Ф. Сюзанна - целомудренна, верна долгу, борется за свою судьбу. Протест Ф - протест всего 3го сословия., к-рое не хочет мириться с сущ-нием привилегий. В пьесе много монологов Ф, в -крых проявл автор. хар-ры героев детерминированы, интрига зависти от целей персонажа. Кажд герой наделен особой речью. Велика роль ярких мизансцен.

глубокое изучение ?в истор, религ и к=рного развития. Требования ПР: объедин-е страны, отмена феод сословности, крепостн права. Господст-л деизм, Задача Пр - перестроит общ-во на разумн основе. Этапы: 20-40 -е гг. благодушный оптимизм. деят-ть Иоганна Гот…??? В 30-е он предл провести лит и театр реформу. Все нем Пр протек-ет как борьба с теориями Г. Г. - сторонник разумного преобраз жизни, выступал против барокко. Теория Г выстроена на позициях класс-ма. Нужен един лит язык, к-рый стоял бы над диалектами 1730 - "Опыт поэтического иск-ва" утвержд эстетику класс-ма, пр-пы правдоподобия, ясности. Надо подраж разумн народам (греки). Особый авторитет фр лит-ры: он пыт-ся ввести в нем л-ру франц классиц канон. Нем просв-ли будут выступать против такой подражат-й лит-ры. 50 - 60е гг. период зрелости и активности просв мысли. Заклад основы нац лит-ры. Деят-ть Лессинга. 70- е гг. движение "бури и натиска". Этот этап близок к сентем-му, возникает интерес к нар-му поэтич иск-ву. 80-90е гг. веймарский класс-м. Происх-т разочарование в бунтарстве. Борьба переходит во внутр мир чел-ка, в душу. (70-90 е Деят-ть Гете и Шиллера)

"бури и натиска". Роман "Страдания юного Вертера" как язление литературы сентиментализма.

"Страдания юного Вертера " 1774 автобиографич основа. Г. изображ нем мещанство, типичн фигуры жених Лотты - типичен, он слишком разумен и чужд душевн порывам. Вертер - типичн герой "бури и натиска", чувствителен, впечатлителен, добр. Г критикует правящ сословие. В книге отраз центральн проблемы времени , т. е. с мировоззр бюргеров. повествование начин с зрожд любви героя к невесте друга. в соц жизни Вертер тоже несчастен: он служит под началом педанта, к-рый занимает свою должность по праву рождения. В оскорбляют и он оставляет гос службу. Соц планы В не удались, но он не забыл любовь к Лотте, а она уже оказ замужем но В понимает, что Л тоже его любила. Финал - самоуб-во. Он покидает мир, т. к. ничего не может в нем изменить, это был единств выход доступн бурному гению. Роман эпистолярный, все события показ глазами главного героя. Выход этого романа - центр событие.

"бури и натиска". Просветительская проблематика и природа конфликта в драме "Разбойники".

"Мария Стюарт"1800 г. Ш интересуют чистые страсти вне политики. Исходит из конкр ситуации - Мария в тюрьме, затем её убивает королева Елизавета. Цель трагедии - взволновать и доставить наслаждение. Королева Шотландии Мария бежит в Англию, надеясь спастись, но оказ-ся в тюрьме, обвинена в гос заговоре и казнена. Елиз-та боялась потерять престол. Главная задача Ш - показать эволюцию Марии.. В ее душе борются 2 начала: осознание соверш преступлений и раскаяние. Смерти она не заслужила., но она понимает причины ненависти Ел. Приходит к мысли, что заключение и смерть необходимы. Это расплата за грехи. Елизавета представл самодержавной, деспотичной и лицемерной. Ш критически относится к буржуазному прогрессу. Мария не признает постановления англ суда, т. к. считает, чтосудить ее должны равные по рождению, т. е. только Ел. Ел колеблется разные придворные дают разные советы: казнить пожизн заключ, проявить милосердие. Ел подговар тюремщиков убить М с помощью яда. . Но тюремщик счит, что ее казнить необх-мо публично. Ш передает многообразие душевных движений. В сцене встречи двух королев. Ненависть М к Е сильнее жажды свободы, она торжествует над Е , высказав ей все. М не должна вызывать сочувствия. Ш пытается пробудить очищающее волнение.

"Фауст": творческая история, эстетические и композиционные принципы, философская проблематика, смысл жизненных исканий героя.

"Фауст" (1773 - 1831) Г. предвар-но изучил всю лит-ру об этом герое. При помощи этого образа Г хочет решить соц проблемы времени. Это нац-я драма: национален герой и его конфликт. Это рассказ о грядущем пути человеч-ва. Трагедия состоит из 2х частей + 2 пролога. 1) в театре - Г высказ свои эстетич концепции. Спор об иск-ве: поэт считает, что иск-во обращено к вечности, актер - суть иск-ва - современность, надо осознавать действит-ть разумом и чув-вом. Директор - иск-во зависти от потребностей. Концепция - 3 т зр. Иск-во должно быть динамичным. 2) на небесах - намечена тема трагедии. Бог и мефистофель разговаривают о людях, спорят о том, каков чел-к. Этот спор должна решить судьба Фауста. Этот пролог придает пр-нию космич масштаб и помогает постич диалектику образ. Меф - скептичен, все отрицает, но без этого отрицания не было бы движения. М - спутник Ф, побуждает к дей-ю. Ф и М едины. Ф страдает от своей раздвоенности: хочет быть ученым и стрем к практич делу, стрем к небу и к земле. В начале Ф произносит монолог о всех сущ-х науках, но ни одна из них его не удовлетворяет. Ф понимает, что подлинное познание мира и природы потребует знания жизни. Мертвую науку воплощает доктор Вагнер - ученик Ф. Ф - на грани самоуб-ва, но слышит пасхальный перезвон, к-рый придает ему силы. В это время душевного упадка появл М. М было нелегко обольстить Ф, т. к. его не интерес земн услады. Фауста увлекает мысль развернут всеобъемлющую деятельность. Он заключ договор: М получит душу Ф, когда тот остановиться в своем развитии. Удовлетвориться достигнутым. М уверен в своей победе. М - фантастич фигура духа отрицания - образ яркий, колоритный, тоже главный герой. М возвращ Ф молодость. 1я часть: путеш-е по Малому свету, дей-е совмещ-ет реальность и фантастику. 1й соблазн для Ф - Гретхен - воплощение естественности и красоты, ее жизнь проходит в стрем ритме. Она - порождение обычного мира: пассивно добрая и кроткая. Покориться ей - для Ф = отказ-ся от поиска истины, он не принимает мир Г. Маргарита - оказ в тюрьме за уб-во ребенка, затем умирает. Г не снимает вины с Ф. Он люит но в его любви нет полной самоотдачи. М не может понять Ф. - внутр непонимание - залог крушения их любви. 2я часть: 5 больших дей-й. Ф осознает ограниченность возм-е отдельного человека. Будучи простым чел-м он обречен на посильное приближение цели. Бытового фона почти нет, дей-е происх в условно истор, мифологич обстан-ке. Индивид черты Ф уступают место филос обобщениям. В дей-ях представл вся мировая история научной, филос, эстетич мысли. Ф привлекает общественная деят-ть. М соблазняет Ф блестящей карьерой. М вызывает тень Елены и Париса, но образы исчез. Начин-ся путь Ф к Елене. В 4м де-и Ф участв в междоусобн войне 2х императоров. 5-е дей-е - жизнь Ф на "клочке" земли. В конце - снимается раздвоенность Ф. Ангелы уносят душу Ф на небо. Последн сцены наполн церковной символикой.