Приглашаем посетить сайт

Билеты. Вариант 5.

Эпоха Просвещения

Восемнадцатый век – один из самых интересных периодов в истории мировой культуры и литературы. Это Век Просвещения, век Разума, Век Галантный, век накануне Французской буржуазной революции. В последнем десятилетии этого века в европейской культуре и литературе возникает новое великое направление – романтизм.

Временные границы между культурно-историческими периодами ХVII и ХVШ веков примерно обозначаются двумя крупными событиями в истории Европы – это «Славная революция» в Англии (государственный переворот 1688-1689 годов и Великая французская буржуазная революция 1789-1794 годов. Но, как это отмечают современные исследователи Века Просвещения, эти границы очень условны, многие явления, подготовившие появление культуры и литературы ХVШ века, возникли еще в ХVП веке, новая эпоха не разрывает резко с предыдущей, а скорее постепенно вызревает в ее недрах, о чем свидетельствует наличие самых разных – историко-политических, экономических, идеологических и других факторов. В целом для культурно-исторического пространства Европы характерен закат абсолютизма, дряхления феодальной системы или отдельных ее элементов, кризис европейского сознания в целом и в то же время – это век, когда укрепляется гражданское общество и успешно протекают процессы цивилизации в разных странах Европы.

Хотя это время называется «веком Просвещения», и оно доминирует в самых разных областях жизни, оно не было единственным, которое определяло облик столетия. Да и само Просвещение не было однолинейно направлено на Французскую революцию, в его границах было немало явлений, несвязанных с ее подготовкой.

Высокая оценка разума как центрального понятия общественной, научной и культурной жизни не должна напрямую связываться с исторической ролью поднимающегося «третьего сословия» - буржуазии, а имеет скорее общечеловеческую направленность.

«Просвещение – это выход человека из состояния несовершеннолетия, в котором он находился по собственной воле… Имей мужество пользоваться своим собственным умом! – таков девиз эпохи Просвещения» (И. Кант) Современный исследователь М. Фуко пишет, что Просвещение было не только коллективным действием, но мужественным поступком индивида, решившего жить самостоятельно и ответственно. И основные идеи Просвещения отмечены не узко-классовой, а общечеловеческой направленностью. В разных станах Европы в Просвещении участвовали люди самых разных социальных слоев и групп. Основные идеи Просвещения: вера в человеческий разум, призванный обеспечить прогресс человечества (идея прогресса возникает именно в ХVШ веке, до этого существовало только понятие «Золотого века, светлого прошлого»); защита научного и технического познания, религиозная и этическая терпимость, защита прав человека и гражданина, отказ от догматических метафизических систем, которые нельзя было проверить опытным путем, критика суеверий и утверждение деизма – как формы религии Просвещения (Бог создал Землю и человека, но далее он не вмешивается в дела людей), борьба против сословных привилегий и тирании. Таким образом, не только политика, но и все области социальной жизни, культура и наука становились предметом изучения просветителей. Само Просвещение тоже не представляло единого движения, внутри него возникала полемика (спор Вольтера с Руссо во французском Просвещении) и прошло сложную эволюцию.

Если ХVШ век считался веком Разума, то само это понятие было достаточно сложным и неоднозначным. Наряду с рационализмом существовал и сенсуализм как чувственное познание мира («чем разум человека становится просвещеннее, тем его сердце чувствительнее»), сердце и ум действуют и реагируют вместе, хотя и представляют две автономные сферы.

Для менталитета и философского и художественного сознания ХVШ века характерны универсальность и компромисс (сочетание оптимизма и скептицизма, иронии и меланхолии, патетики и трезвости, атеизма и мистики, старого и нового) . Компромисс становится в ХУШ веке выражением терпимости и культурного плюрализма. Если для культуры Возрождения был характерен диспут, диалог, то культура ХУШ века – это в первую очередь «культура разговора, беседы», причем разные мнения не противопоставляются, а дополняют друг друга и направлены на совершенствование искусства общения – и с «другими», и с самим собой. Отсюда – значение эпистолярного жанра как «писем к самому себе», школа чувств и форма для философского спора ( в частности, о счастье)

Универсализм эпохи Просвещения предполагал проникновение идей новой философии в литературное произведение, органическое сочетание его художественной и идейно-философской «сторон». ХVШ век это «век философов», но философией считалось любое прогрессивное направление научной мысли, направленное на разрешение насущных проблем современности, философия была актуальной и боевой, а «партия философов» - передовым отрядом Просвещения. Идеи Локка, Лейбница, Спинозы, Беркли, Юма и других великих философов утверждаются либо выступают как объект полемики во многих произведениях писателей Просвещения. Полемика по вопросам свободы совести велась не столько против самой религии, а против церкви, которая во многих европейских государствах отразила «кризисность» политической и социальной ситуации. (Вольтер подписывал письма девизом «Раздавите гадину!», имея в виду церковь).

Вера в добрую природу человека обусловила появление нового типа героя и новое направление развития сюжета в просветительской прозе и поэзии. Герой уже не должен обязательно принадлежать к высшим социальным слоям (как это было, например, в трагедии французского классицизма), он, напротив, нередко предстает как бы вышедшим из рук природы, лишенным социальной обусловленности – это подкидыш («Том Джонс» Филдинга), дикарь, оказавшийся в мире цивилизации («Простодушный» Вольтера), особое значение имеет «шекспировская тема» - повесть о двух братьях – хорошем и плохом («Том Джонс» Филдинга, «Разбойники» Шиллера и т. д.)

Особое значение имеют счастливые концовки самых невероятных историй о приключениях такого найденыша. Счастливые финалы в известной степени должны расцениваться как соответствие доброму началу, носителем которого является главный герой – несмотря на все его слабости и ошибки и как награда за его доброту и бескорыстие.


Основные направления в литературе Просвещения

Картина литературных направлений в эпоху Просвещения достаточно сложная и не сводится к какой-либо застывшей схеме, следует иметь в виду сочетание и взаимопроникновение разнообразных течений и направлений, создающее в целом достаточно пестрое полотно. Для просветительской литературы характерно сочетание элементов реализма («просветительский реализм»), классицизма, рококо, сентиментализма, а в литературе некоторых стран – и предромантизма, просветительская литература развивается как бы «поверх и между» литературных направлений, сочетая «просветительские» и «непросветительские» варианты одного и того же направления.

Основные литературные направления ХVШ века – классицизм, рококо и сентиментализм. На основании античной эстетики и эстетики классицизма ХVП века возникает эстетика как научное понятие (впервые это слово использует А. Баумгартен, профессор университета в Галле-Заале, затем оно будет зафиксировано в словарях). Категория «вкуса» ложится в основу классицизма ХVШ века, причем «вкус» этот еще не индивидуальный, а «общий вкус культурных людей» (как и в ХУП веке). Но этот просвещенный вкус предполагает менее строгие правила и большую терпимость. Поэтому появляется как более гибкая и широкая система жанров (Вольтер:»Все жанры хороши, кроме скучных»), так и национальные варианты классицизма («Веймарский классицизм», французский «революционный классицизм»)

В системе жанров также происходят значительные изменения – происходит слияние литературных жанров с научными («философская повесть») и высоких жанров с низкими («Ирои-комическая поэма»)

Литература Англии эпохи Просвещения

Историческое развитие Англии характеризуется тем, что важнейшие события произошли еще в ХУП веке. К ним относятся буржуазная революция середины ХУП века, Казнь короля Карла !, военная диктатура Кромвеля, реставрация монархии Стюартов, «Славная революция» 1688-1689 годов, после которой у власти оказывается Вильгельм Оранский. Эта власть фактически представляет собой компромисс между средним классом – буржуазией и дворянами – крупными землевладельцами. Политическая власть, однако, оставалась в руках этих крупных землевладельцев, и борьба за ее перераспределение определит социальную жизнь в Англии в ХУШ веке ( виги и тори). Начало эпохи Просвещения в Англии совпадает с началом «Славной революции» , В целом английское Просвещение носило скорее умеренный характер. Конституционная монархия воспринималась самими англичанами и жителями других европейских стран как передовой государственный строй, а Англия – как страна законов и порядка («английская тема» в литературе Франции и Германии) (Рост экономики, захват колоний, борьба за господство в американских колониях)

Периоды развития Просвещения в Англии:

1. с конца ХУП века по 1730-е годы – ранний этап

2. 17409-50-е годы – зрелый этап

3. 1760-1790-е годы – поздний этап.

(Борьба между материализмом и идеализмом в английской философии, сенсуализм Локка. В Его трактате «Некоторые мысли о воспитании» (1693) возникает мысль об изначальном природном равенстве людей, о влиянии окружающей среды на формирование характера ребенка). Локк выступил против неограниченной королевской власти, за право нации свергать тиранов. Локк выступал сторонником деизма, т. е. вольнодумства и своболомыслия Последователями Локка выступили А. Шефтсбери и Б. Мандевиль. Шефтсбери в траттате «Характеристики людей, нравов, мнений времен» доказывал единство истины, добра и красоты, господство разума над страстями, а его противник Б. Мандевиль утверждал, что человеческая природа эгоистична, но эгоизм и пороки способствуют развитию общества, ибо они стимулируют деятельность людей («Басня о пчелах») От учений Шефтсбери и Мандевиля берут начало два идейных течения в английском Просвещении. Сторонники Шефтсбери (Аддисон, Стил, А. Поуп) исходили из оптимистического взгляда на природу человека. Последователи Мандевиля (Гей, Свифт) видели основу общества в эгоизме человеческой природы.)

Ведущие жанры английскойц раннепросветительской литературы – поэма, трагедия, комедия,эссе. (Публицистика Аддисона и Стила, журналы. Типы английского общества в журналах и их развитие в художественной прозе) Ирои-комическая поэма А. Поупа «Отрезанный локон» (Байрон о Поупе). 1714год. Английский просветительский классицизм в театре (Дж. Лилло)

Зрелый просветительский реализм отразился в первую очередь в прозе – эпистолярные романы Ричардсона кладут начало жанру семейно-бытового романа и «коимческим эпопеям» Г. Филдинга.

Литература позднего периода Просвещения представлена направлением сентиментализма (Пейзажная лирика, «кладбищенская поэзия» Томсона, Юнга и Грея; «Сентиментальное путешествие»(1768) Л. Стерна. Поэзия Макферсона как явление английского предромантизма. («Песни Оссиана» Дж. Макферсона).

Другим явлением предромантизма был «Готический роман», начало которому положил Горас Уолпол («Замок Отранто», 1764), и традицию которого продолжат Анна Радклиф, Уильям Бекфорд и завершит Мэтьюрин («Мельмот Скиталец», 1820)

Даниель Дефо (1660-1731)

Основные произведения Дефо:

«Чистокровный англичанин»(1701) сатира;»Всеобщая история торговли» (1713)

«Жизнь и странные, удивительные приключения Робинзона Крузо» (1719),

«Моль Флендерс» (1772)

«Полковник Джек» (1772)

«Капитан Синглтон» (1720)

«Робинзон Крузо» (анализ)

Образ главного героя – человек вообще и буржуа, жизненный опыт и трудовая деятельность, путь человеческой цивилизации в масштабе одной человеческой жизни. Робинзон как представитель цивилизации и Пятница. Робинзон на острове и в Англии – две стороны образа представителя буржуазии. Дневник Робинзона. Связь с цивилизацией (корабль еще не затонул).

Джонатан Свифт (1667-1745)

Политическая деятельность Свифта в Англии и Ирландии. «Спор» Свифта с Дефо. Тема человека, вышедшего в море – образ современного англичанина.

Основные произведения Свифта:

«Сказка бочки» и «Битва книг» (1704), «Путешествия Гулливера» (1721-1725)

«Путешествия Гулливера» (анализ)

От Робинзона к Гулливеру – эволюция героя от практического к размышляющему.





Французская литература XVIII века

Восемнадцатый век считается веком Франции. Французская культура и литература отразили сложные социальные и исторические процессы, которые привели в Французской буржуазной революции, а затем к наполеоновским войнам и началу новой эпохи в европейской и мировой истории. Но в новейших исследованиях этого периода французской литературы утверждается более широкий взгляд на всю картину в целом и рассматриваются те явления, которые не были связаны с политикой и подготовкой Французской революции. В первую очередь – это рококо в самых разных областях – в изобразительном искусстве, интерьере, садово-парковом искусстве, литературе и т. д. Особое значение имеет также культура аристократического и буржуазного салонов, понятие «остроумие», умение вести беседу, спор о счастье – все это в той или иной форме отразилось в литературе.

Для общественной и политической жизни Франции, которую можно подразделить на три периода – правление Людовика XIV и период регентства Филиппа Орлеанского, правление Людовика XV и Людовика XVI – характерен экономический упадок, разорительные войны, нередко кончавшиеся поражением Франции, полицейский режим и произвол властей («карт бланш», заключение в Бастилию без суда и следствия , церковная реакция, сожжение еретиков на кострах, гонение на протестантов, их эмиграция в другие страны, восстания крестьян, подавляемые правительственными войсками).

Королевский двор из центра культуры, каким он был при Людовике XIV – короле Солнце, превратился в «могилу нации» (карты, падение нравов, безудержная роскошь, продажность вельмож)

Два значения понятия «просвещение». Популяризация идей не менее важна, чем философия.

Основные этапы Просвещения во Франции:

1. 1715-1751 (от смерти Людовика Х!У до выхода в свет первого тома Энциклопедии)

Вождь передовых умов Франции в этом периоде – Вольтер

2. 1751 – до начала Революции, вождь – Дени Дидро

3. Третий период частично накладывается на первый – с 1760 года, вождь – Жан-Жак Руссо, руссоизм представляет французский вариант европейского сентиментализма. Период завершается Французской буржуазной революцией.

В первом периоде ведется борьба против церкви, которая становится отражением всех негативных сторон в жизни французского общества, острая критика деспотизма и произвола, оправдание естественного стремления человека к счастью, философское обоснование «государства разума», которое должно быть построено разумными, но умеренными преобразованиями. Деятельность Монтескье («Персидские письма») и Вольтера.

Второй период характеризуется появлением «партии философов», объединения всех передовых интеллектуальных сил Франции вокруг Энциклопедии, главным редактором которой становится Дени Дидро. (Сотрудники Энциклопедии – Гельвеций, Гольбах, д Аламбер и другие) Судебные процессы над протестантами и вольнодумцами, но уже в самых разных слоях общества, как в аристократических кругах, так и среди мелкой буржуазии,- распространяются идеи энциклопедистов. В литературе наследие энциклопедистов претворяются в художественную форму, для многих жанров характерна публицистическая острота, ориентированность на насущные потребности французского общества, переход от «эволюции» к «подготовке к революции». В открытой тендециозности и высокой художественности заключается отличие французской литературы от литературы английского и германского Просвещения. ( Театр как проводник идей Просвещения, его роль в революционных «зрелищных действах», возрастает значение прессы и количество журналов и газет, в которых велась острая полемика по философским вопросам).

Для культуры и литературы французского Просвещения характерен универсализм, энциклопедичность (даже в общественной жизни, ведь невежество считалось позором). Наука и искусство могут вступать во взаимодействие (научная и теоретическая глубина, научное обобщение в художественном произведении, изящный и гибкий стиль научных трактатов, энциклопедическая образованность французских писателей-просветителей. Решающим критерием становится разум. Материализм. Деизм. Атеизм. Возникает идея прогресса – вечного движения человечества вперед. Пересмотр этих идей происходит на последнем этапе – в творчестве Ж. -Ж. Руссо, который становится критиком «государства разума» и всего буржуазного строя в целом.

Теория просвещенного монарха и государственный абсолютизм.

Теория «естественного человека»

Художественные направления: классицизм ( преимущественно в театре), просветительский классицизм. Серьезная и слезливая комедия и буржуазная драма. Деление жанров в соответствии с эстетикой классицизма на высокие и низкие.

Литература рококо и слияние жанров. Ирои-комическая поэма. Философская повесть. Научный трактат в виде поэмы.

Шарль-Луи де Монтескье(1689-1755).

«Персидские письма» (1721), «О духе законов» (1748)

Франсуа Антуан Прево – «История кавалера де Грие и Манон Леско» (1731)


Творчество Вольтера (Франсуа Мари Аруэ, 1694-1778)

«Генриада» 1728. «Философский словарь» 1764, «История России в царствование Петра» 1759-1763.

«Орлеанская девственница» 1750.

Трагедии «Заира» (1732 ) и «Магомет» (1742)

Философские повести

«Задиг или Судьба» (1747), «Кандид или Оптимизм» (1759), «Микромегас» (1752)

ХУШ век во французской культуре иногда называют веком Вольтера, хотя он стоял во главе французского Просвещения в его первый период –около 30 лет в первой половине века. Но сама личность Вольтера (это псевдоним), человеческий тип просветителя-философа, писателя, общественного деятеля вбирает в себя многие характерные черты эпохи Просвещения. Путешествия по Европе, заключение в Бастилию, научная и издательская деятельность, участие в издании «Энциклопедии», борьба за свободу людей, ставших жертвами судебного произвола и гонений за свои политические взгляды – всего этого хватило бы на несколько жизней разных людей. Понятие «вольтерианство» подразумевало свободомыслие, остроумие, широкий взгляд на жизнь, особый тип поведения, когда человек не подчинялся строгим правилам этикета.

Основные произведения Вольтера:

«Генриада» -1728,

«Философские письма» -1734,

«Философский словарь» - 1764,

«История Карла ХП» -1731

«История России в царствование Петра 1» -1763

«Век Людовика Х1У» - 1751

«Опыт о нравах и духе народов»

«Орлеанская девственница» - 1750

драма «Магомет» -1742

«Заира» -1732

Наиболее интересны из прозаических произведений Вольтера его философские повести(1740-е -1760-е годы), в которых в гротескной, фантастической или достаточно реалистической форме отразилась французская реальность ХУШ века.

В повестях Вольтер не стремится дать психологический портрет героя или точно обрисовать его характер, но зато он дает предельно заостренное сатирическое изображение социального зла, жестокости и бессмысленности сужествующих общественных институтов и отношений.

В повести «Задиг» (1747) действие происходит на Востоке, который скорее представляет условность либо маскарад для изображения жизни в современной Франции. Задиг испытывает множество несчастий, приключений, но в финале он женится на своей возлюбленной Астарте и становится. Он составляет счастливое исключение – у него есть друг и его любит его жена, а его страной управляют справедливость и любовь.

В повести «Кандид», самой глубокой и значительной среди всех философских повестей, Вольтер переходит от оптимизма в духе раннего Просвещения к разочарованию и пессимизму. Он ведет полемику с философией Лейбница, с его идеей о «предустановленной гармонии добра и зла», о причинно-следственной связи, обусловливающей гармонию «в этом наилучшем из миров» Так учил Задига его друг и великий философ «провинции, а значит, и всего мира Панглос, -но все это опровергается самой жизнью молодого человека, жившего сначала в замке германского барона Тундер-тен-Тронка, несправедливо изгнанного оттуда, претерпевшего множество невзгод, несчастий и разочаровавшегося в «этом лучшем из миров», Как картинки в волшебном фонаре (а это было любимое развлечение детей и взрослых) сменяются страны и города, по которым странствует Кандид со своими друзьями – Какамбо, Мартеном, а затем и с вновь обретенной Кунигундой. Он разочаровывается во всем, но слышит от старого турка мудрый совет : «Каждый должен возделывать свой сад!» Так утверждается важность и ценность малых дел, но и здесь нельзя понимать все однозначно – слышна интонация мудрой иронии Вольтера.

Дидро и энциклопедисты

Дени Дидро (1713-1784) Дидро – критик, философ. Драматург. Прозаик

«Энциклопедия» как центральное явление науки и культуры

. Теория мещанской драмы.

«Племянник Рамо» (1762-1779)

«Монахиня» (1760)

«Жак-фаталист» (1773-1774)

Руссо и руссоизм

Жан Жак Руссо (1712-1778)

«Общественный договор» (1762)

«Эмиль или О воспитании» (1762)

«Юлия или Новая Элоиза» (1761)

«Исповедь» (1782-1789)

Творчество Бомарше

Пьер Огюстен Карон де Бомарше (1732-1799)

«Севильский цирюльник» (1775)

«Женитьба Фигаро» (1784)

Бомарше представляет новый тип творческой личности и отражает в своей драматургии черты поднимающегося третьего сословия – буржуазии. Его жизнь была протестом против существующего строя. Сын часовщика, он, благодаря своим талантам и практической хватке, достигает видного положения в обществе, он вхож в королевский дворец, выполняет в Испании поручения французского правительства, помогает восставшим американским колониям получить оружие для борьбы с английскими войсками, издает полное собрание сочинений Вольтера, во время Революции он достает оружие для революционных армий, был арестован и чудом избежал смерти, эмигрировал, вернулся на родину, снял с себя обвинения, во время Директории он пользовался заслуженным почетом. Бомарше боролся за права литератора, человека искусства прямо выражать свое мнение и не зависеть от богатых покровителей ( во Франции того времени процветал протекционизм – успех произведения и сама возможность его опубликовать зависели от того, был ли у писателя знатный и влиятельный покровитель)

Его главные произведения – трилогия о севильском цирюльнике Фигаро. («Севильский цирюльник, или тщетная предосторожность», «Безумный день, или женитьба Фигаро», «Преступная мать, или Второй Тартюф»)

Пьеса «Севильский цирюльник» была подготовлена к постановке в 1774, но запрещена из-за выхода в свет «Мемуаров» Бомарше, содержание которых компрометировало правительство, и только в 1775, после смерти Людовика ХУ! пьеса была поставлена, но успеха не имела из-за растянутости действия. Тогда Бомарше ее перерабатывает и ставит вновь – успех был невероятным. Сюжет пьесы - незатейливая с виду история о Розине, юной девушке из буржуазной семьи, страдающей под властью своего опекуна доктора Бартоло. Но полюбив графа Альмавиву, она с помощью умного и ловкого цирюльника Фигаро, слуги графа Альмавивы, преодолевает все препятствия и выходит замуж за графа. Но за внешним действием, к тому же перенесенным в Испанию, скрывается современная автору Франция, в которой нарастала борьба буржуазии за свои права, издавалась «Энциклопедия» и отважно выступала «партия философов». За веселой игрой слов Фигаро явственно просматривается просветительская идея о человеческой природе, неподвластной сословным ограничениям и любому угнетению. В речах Фигаро слышатся отголоски философских идей Руссо и Вольтера, которые выступали против пережитков и суеверий феодальной Франции. Все герои пьесы – Бартоло, учитель музыки Базиль, Альмавива и сам Фигаро представлены как ярко обрисованные социальные типы. Фигаро – носитель лучших черт и свойств третьего сословия, он отважен, предприимчив, находчив, артистичен, способен преодолеть и выдержать любые трудности и испытания. Пьеса полна веселья, юмора и оптимизма, оптимизм просветителей отражается в светлом взгляде на жизнь Фигаро и молодых героев, которые в финале побеждают и защищают свою любовь и право на счастье.

Комедия «Женитьба Фигаро» - вершина драматургического творчества Бомарше, она была создана 10 лет спустя. Людовик ХУ!, прочитав текст пьесы, сказал «Это отвратительно, этого никогда не будут играть. Нужно разрушить Бастилию, иначе представление этой пьесы будет опасной непоследовательностью. Этот человек смеетсянад всем, что должно почитаться священным в государстве». Эти слова оказались пророческими. Пьеса сначала будет поставлена в дворцовом театре, некоторое время спустя – для широкой публики, а затем – даже в домашнем спектакле во дворце, роль Розины в котором будет исполнять Мария-Антуанетта.

Эта пьеса смелее и серьезнее в аспекте поставленных проблем, острее звучит мотив социальной критики и протеста личности против феодальных предрассудков. Теперь противником Фигаро оказывается сам граф Альмавива, который способен, забыв о долге супружеской верности, обмануть свою Розину и готов посягнуть на честь Сюзанны – юной невесты Фигаро, апеллируя к давно отжившей привилегии – праву первой ночи. Фигаро, наученный своей суровой жизнью, ловкий и смелый, проявляет чудеса изворотливости и выходит победителем, сделав в финале графа смешным и заставив его раскаиваться и просить прощения. Особое значение имеет монолог Фигаро в последнем акте, в котором раскрывается вся сила ума и характера Фигаро – ему приходится бороться за существование, защищать себя и свою любовь не только против графа, но и против его времени. И если в первой пьесе у Фигаро были некоторые черты пикаро – веселого плута, знающего изнанку жизни, но не обремененного моралью и гуманными намерениями, то здесь Фигаро вырастает как почти героическая фигура, как обличитель социальных пороков Фпанции накануне революции. Героини пьесы – Сюзанна и Розина – тоже несут значительную смысловую нагрузку, Сюзанна – умная, честная, находчивая – под стать своему любимому Фигаро, она даже находит силы и возможность поддержать Розину в ее беде и найти из нее выход – посрамленный граф возвращается к своей жене.

В третьей пьесе «Преступная мать», поставленной в 1792 году. В разгар революционных событий, показаны главные герои «Жентьбы Фигаро» два десятка лет спустя. Они совершили много ошибок в своей жизни, в том числе – доверились господину Бежеарсу, «второму Тартюфу», который может принести им много бедствий, и от которого графа и Розину спасают их верные Фигаро и Сюзанна. Но лейтмотив пьесы – идея прощения былых прегрешений графа и его жены и утверждения гуманизма и любви , хотя бы в масштабах одной семьи - в известной степени ассоциируется с теми призывами к милосердию, которые тщетно звучали во Франции во времена революционного террора.

Просвещение в Германии

Культурно-историческое развитие германских государств в ХУШ веке значительно отличалось от положения в других европейских странах. Трагические последствия Тридцатилетней войны все еще не были преодолены, не существовало единого централизованного государства с единой финансовой, хозяйственной и юридической системой. Раздробленность германских земель еще более усилилась после Тридцатилетней войны, количество мелких и изолированный друг от друга государств достигло 360. Абсолютизм существовал в германских землях в своей мелкодержавной форме, мелкие государи, обладая всеми чертами деспотов, правивших в крупных государствах – тиранической формой правления, произволом и презрением к нуждам своего народа, - не смогли взять на себя задачу объединения страны под единой сильной властью. Но, с другой стороны, существовал полицентризм немецкой культуры, и даже в малых государствах создавались свои очаги культуры – театры, библиотеки, собрания картин и скульптур, «кунсткамеры».

Положение немецких бюргеров, которые должны были стать носителями идей Просвещения и передовым классом германского общества, значительно отличалось от положения французской и английской буржуазии, завоевывающей свои политические и общественные права. Немецкая буржуазия – бюргеры – была экономически слабой, политически приниженной, что и отразилось во многих произведениях германских просветителей. В то же время многие из бюргеров были хорошо образованы, создавали в своих домах салоны, в которых находились собрания предметов искусства, устраивались концерты и велись беседы и споры о литературе, искусстве и философии.

Перед германским Просвещением стояли важные задачи политического значения. В силу того, что все другие пути к объединению Германии были закрыты, оставался единственный путь – создание единой германской культуры и искусства (особое значение имел театр) как основания для объединения всех германских государств (оно осуществится только в конце следующего столетия, после Франко-прусской войны в 1871 году).

Для германского Просвещения были актуальны вопросы воспитания и образования – в связи с платоновскими идеями, согласно которым сильное и жизнеспособное государство может существовать только при наличии правильной системы воспитания и образования.

Общая картина развития литературных направлений была достаточно пестрой – в ней сочетались барокко, классицизм, сентиментализм, рококо, просветительская и непросветительская поэзия, проза и драматургия, причем черты поэтики разных направлений могут сочетаться в творчестве одного писателя.

Основные периоды Просвещения в Германии.

1. 1690-1720-е годы – формирование раннего немецкого рококо, философская «подготовка» Просвещения – деятельность Лейбница и Вольфа, просветительская деятельность Томмазиуса.

2. 1730-40-е годы. Становление классической эстетики Готшеда и борьба с нею «швейцарцев» Бодмера и Брейтингера. Появляются морально-публицистические периодические издания и первые немецкие романы в духе сентиментализма.

3. 1750-60-е годы. Это «эпоха Лессинга». Разработка эстетических теорий и появление самобытных немецких памятников литературы. Происходит смена ориентиров – отказ от подражания французским классицистам, как этого требовал Готшед, и восприятие античности – по концепции Винкельмана – как идеала гармонии, спокойствия и красоты. Античность противопоставляется как более соответствующая современным требованиям – барочному вкусу, влияние которого в Германии было еще достаточно сильным. Жанровая система обогащается в этот период новыми формами – появляется лирическая драма, ода, эпическая поэма (поэмы Клопштока), новелла и воспитательный роман ( «Агатон» К. М. Виланда), в поэтике которых сочетаются элементы просветительской литературы с пиетизмом и рококо.

В творчестве Лессинга продолжается борьба за национальный немецкий театр («Гамбургская драматургия») и закладываются основы жанра мещанской драмы («Эмилия Галотти»), формальные принципы классицизма отразились в последней драме Лессинага, в «философской притче о терпимости» - в «Натане Мудром».

4. 1770-80-е годы. Зрелый период немецкого Просвещения. Деятельность Клопштока, Виланда и Лессинга. Но центральным явлением становится движение «Бури и натиска», «штюрмерство». Оно представляет немецкий вариант европейского сентиментализма и внутренне связано с немецким романтизмом, в известной степени подготавливает его. Культ «гения». Идея индивидуального бунта как единственного пути к свободе и изначально обреченного на поражение. Деятельность Гердера и его труды по исследованию фольклора разных народов Европы. Первый период творчества Гете и Шиллера приходится на эпоху «Бури и натиска» в немецкой литературе.

5. 1790-е годы и начало Х!Х века. Веймарский классицизм. Очень сложное по проблематике, сочетанию различных стилей направление в позднем немецком Просвещении. В эстетике Веймарского периода происходит отход от «бунтарских» тенденций Штюрмеров, в творчестве Гете и Шиллера начинается «художественный период», когда политические проблемы предлагается решить путем эстетического воспитания человека. Но это – не отказ от решения ключевых проблем немецкого Просвещения, а поиски новых путей. Веймарский классицизм представляет собой сложный синтез античности, воспринятой с позиций Просвещения, новых эстетических исканий , а также явлений, опосредованно связанных с нарождающимся немецким романтизмом.

Творчество Шиллера (1759-1805)

Творческий путь Шиллера характеризуется стремительным развитием, у него фактически не было периода ученичества, его юношеские произведения были созданы в эпоху «Бури и натиска» и сразу сделали Шиллера одним из первых драматургов и поэтов Германии. Но затем происходит быстрый отход от идей штюрмерства и переход на позиции Веймарского классицизма. В германском Просвещении имеет особое значение «продуцирование идеалов» и в этом смысле творчество Шиллера занимает особое место. Образы героев, которые борются за свои идеалы и одерживают моральную победу, заплатив за нее своей жизнью, - это лучшее из того, что составляет вклад Шиллера не только в немецкую, но и мировую литературу. Шиллер оказал большое влияние на русских писателей и в первую очередь – на Достоевского.

Основные произведения Ф. Шиллера

Период «Бури и натиска»

«Разбойники» - 1781

«Заговор Фиеско в Генуе» 1793

«Коварство и любовь» - 1783

«Дон Карлос» 1787

Период «Веймарского классицизма»

«История 30-летней войны» 1791-93

«О грации и достоинстве» 1793

«Письма об эстетическом воспитании человека» 1795

«О наивной и сентиментальной поэзии» 1795

Баллады – 1797

«Валленштейн» 1796

«Мария Стюарт» 1801

«Орлеанская дева» 1802

«Деметрий» 1804

«Вильгельм Телль» 1805

«Разбойники». Анализ.

В этой первой драме Шиллера использован разнообразный материал:

а) разбойничество как специфическое явление германской жизни в ХУШ веке – как выражение социального протеста против деспотизма и тирании германских государей

б) Книга Шубарта «К истории человеческого сердца» - как связь психологии героя с его трагической историей в конкретной социально-исторической ситуации

в) «шекспировская тема» - история двух братьев как проявление человеческой природы в трагедии «Король лир»; образ злодея – из трагедии «Ричард Ш»

г)народные легенды о благородном разбойнике (в Англии – о Робин Гуде)

Главные действующие лица – братья Карл и Франц фон Моор, конфликт между которыми опосредованно отражает противостояние «бурного гения» (мечта Карла о подвигах героев Плутарха) с реальной действительностью. Но решение Карла стать атаманом разбойников подается как изначально ошибочное – он поверил поддельному письму, отец его не проклинал, а возлюбленная не отвергала. Средства достижения свободы на деле обернулись жестокостью по отношению к невинным людям (гибель в огне целого города, когда разбойники спасали от виселицы своего товарища Роллера). Карл под чужим именем возвращается домой, встречается с Амалией и понимает, что она все еще его любит, но он, запятнанный кровью, не может к ней вернуться. Когда разбойники находят в лесу склеп, где Франц морит голодом своего старика-отца, они клянутся отомстить Францу и берут штурмом его замок, Франц кончает самоубийством. Карл остается среди разбойников один – все его друзья –бывшие студенты- уже погибли, он связан клятвой и не может покинуть шайку и уйти с Амалией. Амалия в отчаянии просит ее убить. Совершив это, Карл сдается властям, но сначала идет к бедному крестьянину, чтобы тот смог отвести его в полицию и получить за это деньги. Таким образом, оба брата кончают самоубийством, но смысл этих действий совершенно различный. Все характеры гиперболизированы, краски сгущены, высокий пафос сочетается с грубой речью разбойников. В целом в этой драме Шиллер выражает свою переоценку идей «Бури и натиска». Индивидуальный бунт не может привести к свободе и гармонии.

«Коварство и любовь». Анализ

Действие переносится в современную Германию, в небольшое немецкое княжество, которым правит герцог – тиран и деспот. Он ни разу не появится на сцене, но все жестокие и низкие поступки героев-«злодеев» происходят либо по его указаниям, либо ему в угоду. В драме использован материал из повседневной жизни германских княжеств в сочетании с сюжетными линиями из трагедий Шекспира («Отелло», «Ромео и Джульетта»). Главные действующие лица – Фердинанд фон Вальтер, его отец президент фон Вальтер, его возлюбленная – Луиза Миллер, дочь бедного скрипача Миллера, секретарь президента Вурм, леди Мильфорд – все имеют четкую социальную характеристику. Фердинанд – дворянин и офицер- и представить себе не может, что Луизу заставили написать подложное письмо, и из ревности он убивает ее, а когда правда раскрывается, он убивает себя сам. Старый Миллер наделен чертами особого человеческого достоинства – он указывает на дверь президенту, когда тот нагло себя ведет у него в доме. Тема отцов и дочерей является одной из самых распространенных в драматургии «Бури и натиска», чистота души и благородство Луизы выражается в ее готовности к самопожертвованию, когда президент приказывает посадить в тюрьму ее отца. «Вставным» эпизодом является рассказ дворецкого леди Мильфорд об отправке немецких солдат (фактически о продаже их) в Америку для войны на стороне Англии. Но по своей силе и психологической убедительности он занимает определенное место в сюжете и подготавливает решение леди Мильфорд, фаворитки герцога, покинуть его и начать новую жизнь.

Творчество И. В. Гете (1749 – 1832).

Творчество Гете завершает эволюцию многих моментов германского Просвещения, обощает его философский и художественный опыт. Универсализм германского просвеще6ния опосредованно отражается в на редкость многообразном даровании Гете – как ученого, государственного деятеля, художника и поэта. Особую проблему составляет его отношение к музыке. Фигура Гете – одна из наиболее сложных среди деятелей мировой культуры и литературы. И разгадке многих неясностей в его отношениях со своими современниками посвящено немало научных и художественных произведений ( роман «Лота в Веймаре» Томаса Манна).

Родной город Гете Франкфурт-на-Майне был имперским городом, крупным центром экономики и культуры, хранившим многие средневековые традиции (ярмарки, публичные казни и т. д.). Гете получает прекрасное домашнее образование, становится студентом Лейпцигского университета, пишет первые стихи в духе анакреонтической поэзии. Затем – внезапная тяжелая болезнь, кризис в его духовной жизни, знакомство с алхимией и пиетизмом. Он заканчивает свое юридическое образование в Страсбурге в 1770, где знакомится с Гердером и начинает собирать народные песни и легенды. И в духе народных баллад он напишет свои стихи о любви к Фридерике Брион – «Свидание и разлука». Любовь выступает не как убежище от мира, а как напряженная возвышенная жизнь души. В дальнейшей его лирике тоже будут возникать нюансы сердечного переживания, точно и подробно описанные. Все мироздание предстает в его лирике как живая и подвижная стихия. Гете создает новое направление в европейской лирике, в котором сочетается философичность, индивидуальное чувство и элементы фольклора («Полевая роза», «Прометей», «Песнь странника в бурю»)

Гете ищет нового героя, которпый бы воплотил идеи и веяния современности, идеал личности в духе «Бури и натиска». Но широкая известность к нему приходит с выходом в свет романа «Страдания юного Вертера» (1774).

«Страдания юного Вертера». Анализ.

Ленц называет Вертера «распятым Прометеем». Роман Гете создается на богатом материале европейской литературной традиции, но представляет принципиально новую художественную систему. На основе романного творчества Ричардсона, Филдинга и Ркссо Гете создает германский бюргерский роман как субъективную эпопею – исповедь молодого человека в письмах и дневниках, за которой встает панорама его времени. В романе Гете соединяет в художественное целое историю своей любви к Лоте Буфф с историей молодого чиновника Иерузалема, покончившего самоубийством. . Гете впервые показывает нового героя, внутренне свободного и благородного человека, вынужденного жить в условиях социальной несвободы, что и приводит к трагедии личности и самоубийству. Он стремится быть независимым от авторитетов и традиций, идет на индивидуальный бунт, но это изначально обречено на поражение. Центральная проблема романа – конфликт героя и общества, который не может разрешиться благополучно. Вертер – представитель передового бюргерства, прекрасно образованный, состоятельный и глубоко порядочный человек, но он не имеет никаких политических прав и осознает это свое бесправие как невозможность добиться счастья даже в личной жизни. Его меланхолия показана как социально обусловленная «болезнь века». Вертер идет на самоубийство не только из-за своей несчастной любви, но и из-за своего положения в обществе и в мире. Вертер – новый герой в старой Европе. Многочисленные аллюзии, намеки, ассоциации отсылают читателя к известным произведениям мировой литературы («Одиссея», романы Руссо, Ричардсона, поэзия Клопштока, «Песни Оссиана» Макферсона и т. д.) и дают «ключи» к образу Вертера. Тема природы – только в первой и третьей частях, поскольку только там говорится о чувствах героя.

Веймарский период.

В 1775 году Гете принимает приглашение герцогини Анны Амалии и приезжает в Веймар, где уже находятся Виланд и Гердер. Начинается зрелый период его творчества, совпадающий с эпохой «Веймарского классицизма». Самые значительные произведения этого времени – пьеса «Эгмонт» -1787, дилогия о Вильгельме Мейстере (1796 и1829), «Рейнеке Лис»(1794), Годы учения Вильгельма Мейстера» (1796) и «Годы странствий Вильгельма Мейстера» (1829), «Герман и Доротея», «Поэзия и правда», «Избирательное сродство», «Западно-восточный диван» «Фауст» (1773-1832). 1788-1805 годы – расцвет культуры и искусства Веймарского классицизма. Сотрудничество Гете и Шиллера. Спор с идеями Французской революции и отход от идеалов «Бури и натиска».

Итальянская поездка Гете послужила стимулом для появления нового образа античности. Во время наполеоновского нашествия Гете – один из тех немногих, кто сумел разглядеть его положительные стороны – Наполеон принекс с собой прогресс и новизну в застойный мир германских государств.

«Фауст» Анализ.

Над «Фаустом» Гете работал в течение 60 лет. Впервые он познакомился с народной легендой, когда еще в детские годы увидел на ярмарке во Франкфурте кукольную комедию о докторе Фаусте. Образ из народной книги и кукольной комедии раскрывался однозначно – как грешник, который раскаивается, но несет наказание за свои грехи – его душа попадает в ад. В драматической поэме Гете образ Фауста получает намного более глубокий смысл. Центральный мотив – это великое «вопрошание о человеке» - что такое он и его природа, какие испытания он способен выдержать и во имя чего?

Структура «Фауста»

Пролог в театре

Пролог на небесах

1 часть – 25 сцен

2 часть – 5 актов.

В «Прологе на небесах» в соре Бога и Мефистофеля проводится точная и явная ассоциация с библейской историей из Ветхого завета – о праведнике Иове. Он выдержал испытания, которым, с разрешения на то Бога, подверг его Сатана. В границах риторической культуры эта связь с Библией должна в самом начале произведения указать на то, что в финале Фауст не будет взят Мефистофелем в ад.

! часть – микрокосмос, история Маргариты. В народной книге Маргариты не было, Сатана не мог помогать любви – это дело Бога. Маргарита – имя местной германской святой, которая боролась с чертом и вышла из этой борьбы невредимой. Маргарита у Гете – и жертва Фауста, и его защитница перед Мефистофелем. Фауст, обретя вторую молодость, должен познать мир не как кабинетный ученый, а посредством своих чувств, он любит Маргариту и не заботится о ее дальнейшей судьбе, но, став виновником ее гибели, он глубоко раскаивается и становится другим человеком. Дух Маргариты он встретит на Вальпургиевой ночи и в раю, рядом с девой Марией. Тема погубленной дворянином девушки из народа – одна из самых распространенных в «Буре и натиске», но Гете придает ей новый смысл – Маргарита – жертва не только Фауста, но и всего общества. Особое значение имеет договор Фауста с Мефистофелем. За ним скрывается центральная проблема Просвещения – что такое человек? За что он может продать свою душу? Но Мефистофель и Фауст, заключая этот договор, как будто говорят на разных языках – «остановись, мгновение» - имеет у них совершенно разный смысл. Для Мефистофеля – удовлетворение низменных желаний, для Фауста – познание истины, переход из времени в вечность.

Во второй части представлен уже макрокосмос – в опосредованной форме события в Европе эпохи французской революции и наполеоновских войн. Эпизод с Еленой прекрасной связан с новым пониманием античности как идеала высокой красоты. Сын Елены и Фауста – Эвфорион – задуман Гете как отображение великого английского поэта-романтика Байрона, который незадолго до этого умер в Греции, помогая восставшим против турецкого владычества грекам.

В финале звучит «фаустовская тема» - созидательного труда во имя человечества. Но Фауст был ослеплен Заботой в наказание за гибель Филемона и Бавкиды, и в последней сцене он думает, что рядом строят прекрасный дворец, а это лемуры по приказу Мефистофеля роют Фаусту могилу.

«Фауст» - это великий синтез идей и проблем европейского Просвещения, тема «Фауста» булет продолжена в литературе Х!Х и ХХ веков.

© 2000- NIV