Приглашаем посетить сайт

Билеты. Вариант 6.
15. Творческий путь Лессинга

15. Творческий путь Лессинга

Лессинг (Lessing) Готхольд Эфраим (22 января 1729, Каменц, Саксония, – 15 февраля 1781, Брауншвейг), немецкий драматург, теоретик искусства и литературный критик-просветитель, основоположник немецкой классической литературы. В борьбе за демократическую национальную культуру как средство политического обновления Германии создал первую немецкую «мещанскую» драму «Мисс Сара Сампсон» (1755), просветительскую комедию «Минна фон Барнхельм» (1767). В трагедии «Эмилия Галотти» (1772) осудил социальный произвол, в драме «Натан Мудрый» (1779) выступил сторонником религиозной терпимости и гуманности. Отстаивал эстетические принципы просветительского реализма (книга «Лаокоон», 1766; «Гамбургская драматургия», 1767–1769).

Родился в семье пастора. Образование получил в Лейпцигском (1746–1748) и Виттенбергском (1748) университетах. Переехав в Берлин, отказался от духовной или университетской карьеры и от покровительства знати, вёл полуголодное существование независимого литератора. В 1760–1765 секретарь губернатора Силезии, прусского генерала Тауэнцина. Совершил неудавшуюся попытку основать театр в Гамбурге (1767–1768). Окончил свои дни в скромной должности библиотекаря брауншвейгского герцога. Основной пафос деятельности Лессинга – борьба с идеологией абсолютизма за создание демократической национальной культуры как средства политического объединения страны, уничтожения феодализма и сословности. Утверждая в ранних анакреонтических песнях право человека на радости жизни, Лессинг в баснях и эпиграммах зло высмеивал нравы знати и немецкого филистерства. В борьбе с классицизмом создал первую в Германии семейную «мещанскую» драму «Мисс Сара Сампсон» (1755) и комедию с национальными характерами «Минна фон Барнхельм» (1767), в которой просвещенная мораль торжествует над сословными и региональными предрассудками. В трагедии «Эмилия Галотти» (1772) гневно осудил деспотизм и произвол феодальных князей. Просветительская проблематика определяет и публицистическую деятельность Лессинга (сотрудничество в газете «Фоссише цайтунг», 1751–55; издание «Театральной библиотеки», 1754–1758, и др.). Против церковной реакции и религиозной нетерпимости, в защиту гуманности и общечеловеческого равенства направлена драматическая поэма «Натан Мудрый» (1779). Важнейшая заслуга Лессинга – обоснование учения о динамике и полноте отражения жизни как первоосновах поэзии («Лаокоон», 1766), защита теоретических принципов реалистического театра и драмы. В борьбе с аристократическим придворным театром Л. отстаивал правдивость и простоту театральных и драматургических форм («Гамбургская драматургия», 1767–1769). В философии Лессинг явился одним из родоначальников материалистической традиции в Германии. Н. Г. Чернышевский посвятил Лессингу специальную монографию (1857). Высокую оценку деятельности Лессингу дали К. Маркс, Ф. Энгельс, Ф. Меринг. В 1888–1943 в Берлине существовал «Лессинг-театр».