Приглашаем посетить сайт

Билеты. Вариант 6.
9. Творчество Филдинга

9. Творчество Филдинга

Филдинг, Фильдинг (Fielding) Генри (22 апреля 1707, Шарпем-Парк, близ Гластонбери, Сомерсетшнр, – 8 октябрь 1754, Лиссабон), английский писатель. Крупнейший представитель литературы англ. Просвещения. Комедии «Пасквин» (1736), «Исторический календарь за 1736» (1737); аллегорический очерк нравов «Путешествие в загробный мир и прочее» (1743); сатирический роман «Джонатан Уайльд» (1743), «комические эпопеи в прозе» – «Джозеф Эндрюс» (1742) и «История Тома Джонса, найденыша» (1749), самое известное сочинение Филдинга, в котором оптимистическое мировоззрение писателя позволило реализовать концепцию положительного героя, не чуждого человеческим слабостям. Нарастание социального пессимизма в романе «Амелия» (1751), «Дневнике путешествия в Лиссабон» (опубликован 1755).

Принадлежал к старинному аристократическому роду. Учился в Итонском колледже (1719–1727), на филологическом факультете Лейденского университета (Голландия), в 1737–1740 – в юридической школе в Темпле (Лондон). С 1748 мировой судья в Вестминстере. Творческий путь начал как поэт (сатирическая поэма «Маскарад», 1728, изд. под псевдонимом Гулливер) и драматург. Разнообразная в жанровом отношении (фарсы, комедии нравов, «балладные оперы» в духе Дж. Гея, политические комедии) драматургия Филдинга отмечена единой сатирической направленностью и всегда острозлободневна: «Щеголь из Темпля» (1730), «Политик из кофейни, или Судья в своей собственной ловушке» (1730), «Трагедия трагедий, или Жизнь и смерть Мальчика-с-пальчик» (1731) и др. Объекты сатиры Филдинга – продажность, падение нравов в общественной и частной жизни. Близкий в разоблачительном пафосе Дж. Свифту, Филдинг, однако, не столь радикален в выводах и часто прибегает к условно-благополучным развязкам. Многим обязанная классицизму, Мольеру, драматургическая техника Филдинга в значительной степени рационалистична: смысловые имена, контрастные пары героев и т. п. Неприкрытая критика правительства Р. Уолпола в политических комедиях «Дон Кихот в Англии» (1734), «Пасквин. Комедия-сатира на современность» (1736) и «Исторический календарь за 1736 год» (1737) послужила причиной принятия в 1737 закона о театральной цензуре, положившего конец деятельности Филдинга-драматурга.

– «История жизни покойного Джонатана Уайльда Великого» (1743) еще тесно примыкает к его комедиям: обилие диалогов и сценических ситуаций, соединение гротеска с реалистичным изображением, актуальный политический подтекст и четкая дидактическая установка. Новаторскими в искусстве прозы стали его романы-эпопеи («комический эпос в прозе», по определению Филдинга) – «История приключений Джозефа Эндруса и его друга Абраама Адамса» (1742) и «История Тома Джонса, найденыша» (1749). В первом из них, задуманном как пародия на самодовольную в своей ограниченности пуританскую мораль «Памелы» С. Ричардсона (Филдинг также предполагаемый автор пародии о Шамеле Эндрус), Филдинг, отойдя от первоначального замысла, в форме плутовского романа дал широкую панораму жизни англ. провинции 18 в. Главный герой книги в основном фигура служебная: достижение Филдинга-реалиста, продолжателя традиций Сервантеса, – образ пастора Адамса, непрактичного, но вполне земного «чудака». В «Томе Джонсе» концепция положительного героя углубляется: подготавливая безусловную победу доброго начала в характере Тома, писатель оставляет за героем возможность заблуждаться и даже совершать заведомо неблаговидные поступки. «... Удивительный знаток быта страны и крайне остроумный писатель» (Горький), Филдинг пополнил свою сатирическую кунсткамеру колоритными образами самодуров-помещиков, ханжей-священников, аморальных аристократов. Особое место в романах занимают пространные авторские суждения (в форме обращений к читателю), в которых развернута просветительская программа реалистического искусства. Роман «Амелия» (1752) свидетельствовал о растущем социальном пессимизме Ф.; некоторые мотивы сочинений Ф. предвещали литературу сентиментализма. В творческое наследие Ф. органически входит его публицистика. Издавал ряд журналов.

некоторые произведения его сестры, Сары Ф., и Т. Смоллетта. Влияние Филдинга испытал Н. В. Гоголь.