Приглашаем посетить сайт

Фагэ-Соколов: О чтении театральных пьес
Хлестаков

Хлестаков

Хлестаков - один из двух центральных персонажей комедии русского писателя Н. В. Гоголя "Ревизор". Это мелкий чиновник из Петербурга, оказавшийся проездом и без денег в уездном захолустном городке, за несколько дней ловко обирает его чиновников, выдавая себя за важную птицу, и смывается. Обман оказывается тем более успешным, что Хлестаков действует полубессознательно, по наитию, не имея ни плана, ни даже намерения вводить кого-либо в заблуждение.

Типичность ситуации

Истории, подобные рассказанной через Гоголя Пушкиным (сам Гоголь упорно настаивал, что и замысел и идея пьесы пушкинские, других свидетельств участия в произведении нашего великого поэта, если не притягивать за уши, не очень-то и найдется), случались в тогдашней России повсеместно.

Так, по "Воспоминаниям" Соллогуба в Устюжине некий авантюрист выдавал себя "за чиновника министерства" и "обобрал всех городских жителей". Подобный же случай произошел с писателем и известным издателем П. Свиньиным и удостоился чести быть записанным Пушкиным "(Свиньин) Криспин приезжает в Губернию N на ярмонку - его принимают за ( нрзб ) ... Губерн / атор / честной дурак - Губ / ернаторша / с ним кокетничает - Криспин сватается за дочь" Да и самого Пушкина по пути в Уральск (1833) приняли за человека , имевшего "тайное поручение собирать сведения о неисправностях". Пушкин, которому об этом рассказали позднее, преизрядно погоготал над эпизодом. И подобных ситуаций, наверное, можно было порассказать навалом. Что, кстати, весьма четко характеризует эпоху правления Николая I. Этот царь решил искоренить коррупцию, и не на словах, а не деле. Так что чиновник с тайной миссией понять, что делается на местах, был колоритной и знаковой фигурой того времени.

Толкование образа Хлестакова

Известна характеристика Хлестакова, сделанная самим автором комедии:

"Хлестаков сам по себе ничтожный человек. Даже пустые люди называют его пустейшим. Никогда бы ему в жизни не случилось сделать дела, способного обратить чье-нибудь внимание... В нем все сюрприз и неожиданность... Он разговаривает, никак не зная в начале разговора, куда поведет его речь. Темы для разговора ему дают выведывающие. Они сами как бы кладут ему все в рот и создают разговор. Он чувствует только, что везде можно хорошо порисоваться, если ничто не мешает... Словом, это фантасмагорическое лицо... но этот пустой человек и ничтожный характер заключает в себе собрание многих тех качеств, которые водятся и не за ничтожными людьми".

Но как ни важна аттестация, выдаваемая автором своему персонажу, нельзя забывать, что автор здесь отнюдь не истина в последней инстанции. Автор в своих произведениях не только изображает свой внутренний мир, но и рассказывает о жизни, передает, то что он видел и чему был свидетелем, и каждый волен сам делать выводы из рассказанного. К тому же любой человек обладает собственным опытом, из которого он может понять, как поведет себя той или иной персонаж в иных, чем предлагаемые автором обстоятельствах.

"Хлестаков - абсолютно положительный тип, он идеал того, как должен выглядеть comme il faut светский молодой человек, но, как всегда у Гоголя, в гипертрофированном развитии; Гоголь всегда видит в малом - большое. И вся глупость и пошлость такой благонравности сразу становится видна. Хлестаков живёт по законам великосветского общества, потому что никакого другого никогда не видел. Его учили уважать чины - и он уважает. Его учили ухаживать за дамами - и он ухаживает. От него хотят услышать россказни про столичную петербургскую роскошескую жизнь - он и тут не оплошает. Хлестакову и в голову не приходит сколько-нибудь серьёзно относиться к собственным словам и отвечать за них - ведь в свете к нему всерьёз не относятся, он просто милый и всеми любимый болтунишка-шутник. Он не понимает, что случайно столкнулся с другой Россией, где всё жестоко и дико, - и эти два разных мира не могут понять друг друга".

Собственно говоря, с этой характеристикой не поспоришь. Она очевидна и неоспорима. Но хватает лишь внешнюю сторону данного образа. И потому часто ведет к выводам, которые кажутся совершенно необоснованными.

"Он добрая душа", - пишет о Хлестакове Набоков, - "по-своему мечтатель и наделён неким обманчивым обаянием".

Замечательно, по мнению современников, такую концепцию Хлестакова передал артист П. Самойлов в спектакле Малого театра 1891 г:

"Вот, между прочим , одна придуманная г. Самойловым подробность. Когда он рассказывает , как играет в вист с сильными мира сего , то с великим апломбом начинает пересчитывать партнеров: министр иностранных дел , французский посланник , немецкий посланник. Потом внезапно задумывается 'кого бы еще выдумать' и вдруг вспоминает: - И я... Это произносится с извинительной улыбкой и вызывает у окружающих подобострастный смех", - вспоминает один из зрителей.

Автору же данных строк он кажется фигурой зловещей. За его легкостью и незлобивостью не замечают полной безответственности. Которая в иных обстоятельствах может привести к трагическим последствиям. Приняв его за ревизора, люди идут к нему с просьбами, выкладывают свое самое наболевшее и важное. Тот же Добчинский, вечно комический персонаж, оказывается, прижил незаконного сына, который, вдруг выясняется "большие способности имеет... наизусть стихи разные рассказывает и, если где попадет ножик, сейчас сделает маленькие дрожечки так искусно, как фокусник-с". И Добчинский просит помощи узаконить своего сына, и таким образом дать ему образование, обеспечить будущую жизнь.

А Хлестаков, эта добрая душа, ничуть не смущаясь обещает исполнить просьбу Добчинского. И, как мы понимаем, это уже не шутка, это уже подлый и гнусный обман. Недаром Данте помещает тех, кто обманул доверие в восьмой круг ада, то есть считает преступников этого рода худшими, чем убийцы и воры. Таким образом фигура Хлестакова приобретает зловещий характер.

Да и добродушие его весьма и весьма относительное:

"О! я шутить не люблю. Я им всем задал острастку. Меня сам государственный совет боится. Да что в самом деле? Я такой! я не посмотрю ни на кого... я говорю всем: "Я сам себя знаю, сам." Я везде, везде... (Поскальзывается и чуть-чуть не шлепается на пол, но с почтением поддерживается чиновниками.) (подходя и трясясь всем телом, силится выговорить). А ва-ва-ва... ва... Хлестаков (быстрым, отрывистым голосом). Что такое? ГородничийХлестаков (таким же голосом). Не разберу ничего, все вздор".

Заметим, что советская действительность подчеркнула этот зловещий оттенок хлестаковщины. "Нет уже самодержавия , но по-прежнему Хлестаков разыгрывает из себя важного чиновника , по-прежнему все трепещут перед ним" (Бердяев). Еще резче высказался другой писатель-эмигрант И. Ильин: "Хлестаков напоминает нам о возникающих в русской истории многочисленных самозванцах , которые породили столько несчастья".

Нельзя не упомянуть и В. Короленко, который разобрал феномен самозванства история Хлестакова "в тысячах живых снимков повторяется ежегодно, ежемесячно , чуть не ежедневно по всему лицу русской земли".

Назвать издательство собственным именем посоветовал Ивану Юрьевичу Лимбаху Андрей Битов: существовали же в России издательства Девриена, Маркса, Сытина, Сабашниковых

Литераторов часто вижу. С Пушкиным на дружеской ноге. Бывало, часто говорю ему: "Ну что, брат Пушкин?" - "Да так, брат, - отвечает, бывало, - так как-то все..." Большой оригинал

Визитной карточкой издательства стали превосходно подготовленные, снабженные обширным научным аппаратом, издания отечественных классиков. Событием отечественной культурной жизни стал выпуск [многочисленных переводов]. Не будет преувеличением сказать, что миссия Издательства Ивана Лимбаха и состоит в том, чтобы нести весть о возможности совершенства - хотя бы в мире книг и литературы

Моих много есть сочинений. Все это, что было под именем... все это я написал... Как же, я им всем статьи поправляю

Кажется, все написал, всех изумил... Я, признаюсь, литературой и существую. У меня дом первый в Петербурге: так и известен, дом Ивана Александровича

Почти наверняка составители этого проспекта не читали "Ревизора", но наверняка слышали о нем, и хоть одну из многочисленных экранизаций или постановок да смотрели. Но как-то "Над кем смеетесь, господа, над собой смеетесь" осталось без внимания.

И долго еще хлестаковщина будет визитной карточкой одной из сторон русского менталитета.