Приглашаем посетить сайт

Гарин И. И. Пророки и поэты.
Блейк. Бракосочетание неба и ада

БРАКОСОЧЕТАНИЕ НЕБА И АДА

Последующее творчество Блейка - всё больший уход от невинности к опыту. Углублению в недра жизни сопутствуют темнота, буйство, необузданность символики. Меняются и его изобразительные средства - от эйфории Радостного дня до эсхатологии Книги Иова.

Бракосочетание Неба и Ада - дань не столько диалектике, сколько Сведенборгу. Важны не противоположности сами по себе, а их сосуществование в человеке. Этическая глубина Блейка - в том, что энергия (воля), ненависть, эгоизм - столь же необходимы для рода человеческого, сколь разум и любовь. Наследуя Гераклитову идею о жизнетворящем значении добра и зла, Блейк сближает небо и ад: "Без противоречий нет развития. Влечение и отвращение, рассудок и чувство, любовь и ненависть необходимы для существования человечества".

В энергии - жизнь, а исходит она от тела; разум лишь внешняя поверхность энергии. Тигры гнева мудрее, чем клячи знания. В пословицах Неба и Ада - уже весь грядущий Ницше (как в Книге Иова - весь Лотреамон): смирение - ядовитый цветок, от стоячих вод - жди заразу; энергия - вечное наслаждение; добро - пассивно, зло - активно; последнее рождается из энергии; путь сквозь крайности ведет во дворец мудрости; если бы безумец упорствовал в своем безумии, он сделался бы мудрецом; культура пролагает прямые пути, но пути более извилистые есть пути гения.

Последнее - наипроницательнейшее прочтение Потерянного Рая. Сам Блейк - представитель той же партии: "Нет произведения искусства без сотрудничества дьявола".

Следуя "бешеным" - Коппу, Сэлмону, Коппину, Холланду - и снова предвосхищая Заратустру Ницше, Блейк Вечносущим Евангелием воспевает богочеловека. Согласно блейковскому пантеизму, Бог существует только во всем сущем, в людях. Это Христос третьей иоахимитовой эпохи, слившийся с каждым человеком: "и стал Господь таким, как мы, чтобы стали мы такими, как Он".

Себя унизив самого,
Ты унижаешь Божество.

Молись своей же человечности.

Позже в Иерусалиме Блейк напишет: почему бездействуем, чего страшимся мы?

Зачем зовем на помощь Бога? В нас самих
Он заключен, и сами мы должны

Сокровищница неба, продолжает он, всего лишь изобретение рассудка, а относительно ада он пишет: ад не существует буквально, ад - это когда человек замыкается в плотских желаниях, осуществление которых в скором времени изнуряет его: ибо СВЯЩЕННА ВСЯ ЖИЗНЬ (без пяти минут Швейцер).

Именно свобода от страхов перед миром иным позволила Блейку так легко, жизнерадостно писать об аде и дьяволе в Бракосочетании Неба и Ада. И когда Блейк воздает хвалу Мильтону за то, что тот был "истинным поэтом и принадлежал к партии Дьявола, сам того не сознавая", лишь утонченность изложения отличает его от некоего "бешеного", который, по поверью, говорил, что "хотелось бы ему видеть несчастного Дьявола очищенным от многой клеветы, на него возводимой".

Важнейшая идея Блейка: ЧЕЛОВЕК НЕ ИМЕЕТ ДУШИ, ОТДЕЛЕННОЙ ОТ ТЕЛА. Возможно, это один из истоков философии жизни, к которой нам еще предстоит обратиться.

Блейк понимал, что злые обратят Вечносущее Евангелие во зло, праведные - в праведность.


Враждебен твоему Христу.

Я назову кромешным адом.
Мы смотрим в Библию весь день: