То, что в Гиперионе существовало в виде наброска, в Эмпедокле стало монументом.
... в Гиперионе - только предрассветный сумрак, в Эмпедокле - уже темная, насыщенная роком грозовая туча, сверкающая зловещими молниями... если Гиперион, мечтатель, еще ценил благородство жизни, чистоту и ценность существования, то Эмпедокл, в котором все мечты угасли в высшем знании, требует уже не величия жизни, а лишь величия смерти. В Гиперионе отрок, дитя, вопрошает жизнь, в Эмпедокле зрелый муж дает мужественный ответ...
Начав со Смерти Сократа, Гёльдерлин быстро уяснил несовместимость сократовского оптимизма с его трагическим концом. Сократ так и умер в вымышленном им мире. Гёльдерлину же требовался не герой и не пророк, а изгой, пострадавший за высказанную им правду об абсурде бытия. Трагедия Эмпедокла - итог личной истории Гёльдерлина, итог Просвещения, оптимистических прогнозов и революционных надежд. Проблема Эмпедокла - это трагедия духа в мире бездушия. Эмпедокл - это сам Гёльдерлин, осознавший свою мощь и свое бессилие.
То, что Гёте не смог выразить в Тассо, то непризнанный Гёльдерлин выразил в Эмпедокле: мука гения - даже не жизненные страдания, но трагедия творчества, исконное метафизическое противостояние поэзии и жизни, духа и насилия. И единственный выход - жертвенное искупление саморазрушением...
Но это не всё. Трагедия Эмпедокла - в стремлении возвыситься над природой. Но сделать это невозможно: не культура преобразует природу, но природа преобразует культуру. Речь идет не о руссоистском бегстве от культуры к природе (кинизм, толстовство), а о месте человека в природе, в соотношении человек-природа, о примате природы, о непреодолимости ее законов, о неизбежном поражении восставших против нее.
Судьба Эмпедокла - трагедия гения; правда духа - гибнущая правда. Глас массы - глас силы, хотя и бессильной:
- В изгнанье их, учителя с юнцом!
- Всё ясно нам! Казнить его! Казнить!
Правда силы - правда карающая, - хочет сказать Гёльдерлин. Среди множества человеческих правд самая возвышенная - всегда с отрубленной головой.
Эмпедокл - поэтический предвестник киркегоровской Критики современной эпохи, Грядущего хама и Восстания масс.
Мне мерзок ты со всей своею братьей,
И долго было мне загадкой, как
Вас, лицедеев, терпит мать-природа.
Уже ребенком вас я ненавидел,
Растлителей, вас избегал я сердцем...
Тогда уж я предчувствовал со страхом,
Что вы любовь свободную к богам
Хотите обратить в пустую службу,
Прочь с глаз моих! Мне мерзок человек,
Эмпедокл - это и экзистенциальность человеческого удела, и мальроистская анти-судьба, и камюистский выбор самого себя:
И справедливо, чтобы каждый смертный Стоял лицом к лицу с своей судьбою, - Ведь легче каждому нести свой груз.
"чистую доску". Философ - прежде всего человек, зараженный теми же болезнями, что и остальные, подверженный тем же страстям. Философ познал свою ошибку и, как истинный грек, должен покончить с собой, окончательно слиться с природой...