Приглашаем посетить сайт

Гарин И. И. Пророки и поэты.
Свифт. Каденус: не хочу льстить людям

КАДЕНУС: Я НЕ ХОЧУ ЛЬСТИТЬ ЛЮДЯМ

Но гордый человек...
он перед небом

Кривляется, как злая обезьяна,
И так, что плачут ангелы над ним.

Я ненавижу человечество,
Я от него бегу спеша.
Мое единое отечество -
Моя пустынная душа.



Человечек современный, низкорослый, слабосильный
Мелкий собственник, законник, лицемерный семьянин,
Весь трусливый, весь двуличный, косодушный, щепетильный,
Вся душа его, душонка - точно из морщин.
Но ты ли мне велишь оставить мирный слог
И, едкой желчию напитывая строки,
Сатирой восставать на глупость и пороки?

Неистовость боли. Никто в такой мере не страдает от своих мрачных шуток, как духовидец Бедлама.

Не имея возможности изменить мир, понимая невозможность изменений, он воспользовался правом гения осудить его.

Сдирающий покровы...

История культуры до него была историей лицемерного сокрытия человеческой подлинности: камуфляжем, лицемерием, ложью. А он, восстав против обмана, ощущал себя если не судьей, то срывателем масок.

Так случается всегда: одни ненавидят человечество, но сердечно любят Джона, Питера, Томаса и так далее, другие чем больше ненавидят людей в частности, тем пламеннее любят человечество...

Если Свифты всех времен действительно ненавидели людей, разве они были бы так страстны?..

Гулливер осужден продолжать свою жизнь - одинокий, страдающий, но понимающий: я, Свифт, наделенный горьким счастьем понимания, брошен в этот мир безумия и нелепости, лжи и насилия, я знаю, что выхода нет...

Кто ты, доктор Свифт? Максималист? Мизантроп?

Суровый облик. Пристальный, ввинчивающийся внутрь взгляд. Малоулыбчивые глаза василиска, ясные и холодные, выражающие презрение, гнев, боль. "Но презрения больше, чем гнева, и боли больше, чем презрения".

Василискоглазый, скажет Джойс.

Как максималист, мизантроп, как неистовый декан, как гений - малосимпатичен, язвителен, резок, безжалостен, суров. Как человек, мудрец, филантроп, раздираемый страданием безумец, - единственная и последняя надежда. Сколько же их, этих смельчаков, пригвоздивших - не Джона, не Питера, не Томаса - всё человечество к позорному столбу этой надежды?

Смотрите! Плюйте! Образумьтесь! Станьте лучше!

Для нас - душегубов - это еще позднее средневековье, дожигающее своих последних ведьм (трехсотлетия всех европейских костров нам не хватило бы на несколько гулаговских дней одного лагеря...). На самом же деле - век Августа английской литературы: Конгрив, Поп, Приор, Стиль, Дефо, Аддисон, Гей, Арбетнот, Болингброк, Аттербери, Честерфильд, а одним-двумя поколениями раньше: Донн, Геррик, Уитер, Коули, Мильтон, Бень-ян, Батлер, Драйден, Афра Бен, Уичерли...

целях могут подразнить несчастных безумцев, а в клубе Скрибблеруса лучшие люди строят величайшие из утопий. Писатели-профессионалы еще зависят от покровительства вельможных меценатов, а не от вкусов и количества читателей, но эти самые меценаты собирают вокруг себя цвет нации. Судьба книги и самого писателя еще определяется удачным посвящением, но Джонсон уже пишет знаменитое открытое письмо лорду Честерфильду, а Филдинг демонстративно посвящает свой Исторический календарь - "публике".

Сын века, породившего Паскаля, Галилея и Ньютона, Декарта и Спинозу, Ларошфуко и Лафонтена, Мольера и Буало, Локка и Гоббса, Батлера и Боссюэ, Гонгору и де ла Крус, Лейбница и Бейля, Мацуо Басе и Перро, свидетель зарождающегося Просвещения, сполна испытавший первые его плоды на собственной шкуре, он был мудр той сверхчеловеческой мудростью, которая дает высшее понимание бытия, скрытое даже от умнейших, прозорливейших, пролагающих пути.

Вот сказано главное: пролагающих пути... Куда же мы их пролагаем?

Мы, гордящиеся своей культурой, своей наукой, своей историей, своей цивилизацией, патриоты - даже не своей страны - а всего космополитичного человечества, мы, ..., задумываемся ли мы о том, что творим? Что творят лучшие из нас, что вершат присяжные гуманисты и "любители человечины" - тьфу, человечества, - когда созидают?

Вот и ответ: "светлое будущее"...

Наука... Священная богиня... Галилеи, Ньютон, Декарты, Бейли... Ладно, простим их, они не ведали, что есть человек и на что он способен. Паскаль догадывался, но тоже еще не знал. Но мы-то - знаем, слава Богу, за плечами десятки и десятки миллионов трупов... И что же? Не говоря даже о этих Эверестах трупов, бомб, ракет, для чего используем ее святость? Истощая недра земли, уничтожая леса, загрязняя моря, реки и небеса, истребляя братьев наших меньших, на всех перекрестках вопим: светлые вершины! великие планы! свершения! Или: потребляйте! чаще меняйте портки - мода! давите детей самыми быстрыми машинами! калечьтесь! производите! травите ядами - химия к вашим услугам! ешьте говно! синтетика превыше всего! спешите! спешите! зарабатывайте ваши стрессы, язвы, инфаркты, раки - ура медицине! всё вырежем, сошьем, поменяем, выжжем! открывайте! стройте! ищите! чтобы - больше! безотказней, мощней! чтобы - нигде не было спасенья! чтобы - уже не тысячами, не миллионами, не десятками миллионов, чтобы одним махом - всех!

Да: великое дело разум! Его почему-то всегда вдосталь для такого рода "созиданий", он всегда в дефиците, чтобы остановить этот священный Армагеддон.

Летающие острова - это чудо науки, созданное для угнетения страны и подавления человека, символизируют не просто гениальное предвидение будущих возможностей знания, но прежде всего - сомнение в Просвещении и возможности основать наукой или проповедью век добродетели и разума.

Исаак Бикерстаф, Лэмюель Гулливер, Мартинус Скрибблерус, Мастер Тоби, Мерлин Предсказатель, Тоби-Зеленая Шляпа, Англиканский Церковник, Исследователь, Суконщик, Журналист...

Неистовый Декан, Ларакорский Священник, Каденус, Василискоглазый, Отец-аббат, Коненоздрый, Декан собора Св. Патрика, Престо...