Приглашаем посетить сайт

Иоаннисян А.Р. Коммунистический идеал Ретифа де ля Бретона.
Часть II

II

Общественная критика пронизывает все дореволюционные произведения Ретифа, в том числе и все его художественное творчество. «Мы дошли, — писал он, — до крайней степени неравенства: царит богатство, несоразмерность состояний громадна»13. Общественное неравенство — страшная болезнь общества14, повсюду — лишь огромные состояния и крайняя бедность15. «Главным двигателем всего» являются деньги. Не трудящийся, а бездельник является хозяином и властелином. Раньше существовали рабы, теперь рабов формально нет, но существует такое же крайнее неравенство. Все богатства сосредоточены в руках трети людей, от милости которых зависят другие две трети. Государство, закон — все на стороне богатых1617, В современном обществе руководствуются правилом: все — одним, ничего — другим; одни пользуются с избытком всем, другие не имеют и самого необходимого. Ничего не делающий и живущий в роскоши богач «отрывает от земледелия тысячи людей, погребает их в рудниках, посылает гибнуть на море, собирает их в мастерских, где они чахнут от плохого воздуха». Богач скупает земли и превращает их в большие фермы, а бедняк погибает от нужды после изнурительной жизни18. «Когда я вижу хорошо мощенный город... кареты с их упитанными лошадьми и великолепными лакеями, торговцев драгоценностями и шелковыми материями, актеров, певцов, музыкантов, художников, скульпторов, поэтов, прекрасные здания, дворцы, обширные сады, пышных шлюх, храмы, толпу священников, разжиревших прокуроров, адвокатов, врачей, я не восклицаю: О, богатая нация! я говорю... насколько здесь бедный народ должен быть несчастным, сколько он должен работать!»19 Говорят о французской нации, но нации существуют теперь лишь среди дикарей. Французы — это не единая нация, а горсточка наглых богачей и тысячи несчастных, кое-как прозябающих и не заинтересованных поэтому в благосостоянии своего государства.

Между тем не паразиты-богачи, а труженики являются полезными членами общества. Говорят о «порядочных» людях, перед которыми власти заставляют гнуть сипну полезных ремесленников, искусных мастеров, благородных земледельцев, трудолюбивых виноградарей. Но почему эти люди считаются «порядочными»? Потому что они живут за счет сотен семейств в праздности и безделье? Истинно порядочными людьми являются люди полезные и трудолюбивые; порядочный человек — это земледелец, портной, строитель, плотник, столяр, кузнец, слесарь. «Каковы твои права, хорошо одетый человек? Может быть, природа поставила тебя выше меня? Или это сделали твои нравы, твоя добродетель, твои познания? Нет. Я являюсь таким же человеком, как и ты. Мои нравы лучше твоих, я имею больше добродетелей и познаний, чем ты... Ты спекулируешь, я работаю, ты играешь, я работаю. Почему же, хорошо одетый человек, ты должен быть больше, чем я?»20 21. И сапожник, и кузнец, и бочар, к которым относятся с таким презрением, являются уважаемыми людьми. Почему же они не должны быть таковыми? Потому что они не рождены для того, чтобы влачить жизнь в безделье? Потому что они не имеют ни несправедливо приобретенных земель, ни вассалов для притеснения? Потому что они не распоряжаются нечестно государственными средствами? Потому что они не приносят в жертву тысячи людей в интересах своего обогащения?22

Подобного рода высказываний у Ретифа великое множество. Мы привели здесь лишь некоторые примеры того, с какой резкостью осуждает он общественное неравенство, все время противопоставляя паразитов-богачей трудящимся, причем, в первую очередь, людям физического труда — крестьянам, ремесленникам, рабочим. Исходя из принятого в XVIII в. деления общества на богатых и бедных, он вкладывал в это понятие весьма конкретное классовое содержание.

Ретиф уже в своих ранних произведениях не только описывал и осуждал вопиющее социальное неравенство, но и указывал на состояние кризиса, в каком в результате этого неравенства находится общество. Констатируя наличие глубоких социальных противоречий, он заявлял, что «государство имеет в своих недрах столько же врагов, сколько имеется бедняков». В настоящее время «социальные узы совершенно ослаблены; каждый живет лишь для себя и хвастает этим; бесстыдный эгоизм шествует с высоко поднятой головой; в своем высокомерном шествии он подавляет всякую добродетель. Это состояние кризиса не может долго длиться, так как громадные состояния, которые умножились настолько, что готовы все поглотить, приводят к тому, что скоро множество ограбленных будет заинтересовано все ниспровергнуть»23.

По мере приближения революции Ретиф все более настойчиво предсказывал грандиозный социальный переворот, который должен покончить с общественным неравенством, низвергнуть паразитов и сделать хозяевами общества людей труда. Уже в 1781 г. он писал: «Она придет, быть может (и я желаю ее, несмотря на бедствия, которые будут ее сопровождать), она придет, быть может, эта страшная революция, когда полезный человек почувствует свое значение..., когда земледелец скажет сеньору: «Я кормлю тебя, я представляю собой больше, чем ты, богатый, бесполезный человек; подчинись мне, или умирай с голоду», когда сапожник будет смеяться в лицо птиметру, умоляющему обуть его, и заставит его говорить себе: «Монсиньор сапожник, умоляю вас, сделайте мне башмаки, и я вам хорошо заплачу». «Нет, ходи босой: я работаю теперь лишь на того, кто может доставить мне хлеб, одежду, материю, вино и прочее»»24«Бедняки! О, безумцы, заслуживающие своей участи, поднимите, поднимите руку на своих тиранов! Соберитесь вместе, поддержите друг друга... Я думаю, — добавлял он, — что это не преминет случиться в один прекрасный день, так как злоупотребления, которые я вижу, кажутся мне столь невыносимыми, что невозможно, чтобы одаренные разумом существа сносили их вечно»25«вы лишь ускорите гибельную для вас революцию». «Опасайтесь! Опасайтесь, как бы новый Иосиф не осуществил всеобщую, желательную для всех, реформу. И я вам предсказываю: зло достигло своего предела; необходимы крайние средства. Каждый раз, когда зло невыносимо, оно близится к своему концу. Оно является таким среди вас, о богатые! Ваша наглость, ваша роскошь, ваше преступное злоупотребление своими богатствами, преступления, которые они вам облегчают, — все это стало невыносимым, и я вижу Время, которое приближается с косой в руках, чтобы срезать с корнем, болезненно для вас, все злоупотребления»26. В 1788 г. Ретиф предсказывал, что вскоре все может перевернуться, и голова теперешнего общества окажется внизу, а ноги наверху. Он прямо угрожал общественным верхам войною жаков: «Помните ли вы о войне жаков? Она была ужасной... Вспомните о ней!»27

Конечно, предсказывая этот грядущий социальный переворот. Ретиф мечтал прежде всего о грандиозной аграрной революции, которая с корнем вырвала бы столь ненавистный ему феодализм. Угрожая богатым, он часто подразумевал под ними феодальных землевладельцев. Призывая бедняков поднять руку на своих тиранов, он рекомендовал нм захватывать «плоды садов», «урожай полей». Но мечта об этой антифеодальной аграрной революции сливалась у него с мечтой о полной ликвидации общественного неравенства и торжестве социальной справедливости, об упразднении всех богачей-паразитов и тех, кто владеет землей, и тех, кто владеет деньгами, о грядущем обществе, в котором хозяевами были бы не только крестьяне, но и все люди труда, где сапожники значили бы больше, чем бесполезные франты.