Приглашаем посетить сайт

Иоаннисян А.Р. Коммунистический идеал Ретифа де ля Бретона.
Часть III

III

Уже в своих ранних произведениях, написанных в 70-х годах XVIII столетия. Ретиф пропагандировал уравнительные идеалы, связанные, прежде всего, с уравнительным перераспределением земли, с «черным переделом». В романе «Развращенный крестьянин», говоря от имени одного из своих героев о необходимости общественных преобразований, чтобы обеспечить счастье на земле, он писал: «Мы сделаем собственниками всех тех, кто обрабатывает землю для себя, и этим осчастливим народы... Мы будем стремиться уменьшить все огромные состояния и увеличить состояния крестьян, превращая их постепенно в собственников... Мы установим значительный налог на все, что является роскошью»28. В «Школе отцов» старик крестьянин, рассказывая о судьбе Нитри, приходит к следующему выводу: «Было бы весьма желательно, чтобы ввели в действие, хотя бы для наших сельских местностей закон евреев, который каждые пятьдесят лот аннулировал все приобретения и возвращал семьям их наследственные земли»29. В «Новом Абеляре» мы находим аналогичные мысли: «Истинный интерес государства (и даже монарха) заключается в том, чтобы имущества были распределены так, чтобы каждый человек был заинтересован в существовании государства, чтобы все были гражданами и чтобы общество не имело в своих недрах врагов, желающих его разложения». Для этого необходимо не только ликвидировать злоупотребления, являющиеся следствием феодализма, но и предотвратить образование больших состояний, вернуть часть богатств самым низшим классам, а также равномерно распределить труд. 30

Уравнительные идеи и требования «черного передела» Ретиф неоднократно выдвигал и в последующие годы. В «Ночах Парижа», опубликованных накануне революции, он вновь и вновь высказывался за немедленное всеобщее уравнительное перераспределение земли. Требуя упразднения громадных земельных наделов богачей, часто состоящих из необрабатываемой земли, бесполезных парков и угодий, он обращался с призывом увеличить число мелких собственников, дать народу маленькую собственность и «разделить равномерно земли»31 больше бездельников и нищих — все работают32.

Жорес, знакомый из произведений Ретифа лишь с «Развращенным крестьянином», ссылаясь в своей «Истории Великой французской революции» на высказанные там мысли о превращении всех крестьян в собственников, писал в этой связи, что до революции «аграрный закон отстаивался сколько-нибудь энергично и живо одним лишь Ретифом де ля Бретоном»33 Утверждение это, конечно, неверно. Накануне революции, особенно в 80-х годах, идеи «черного передела» пропагандировались отнюдь не одним Ретифом. К тому же сам Ретиф вовсе не ограничивался общими высказываниями о необходимости перераспределения земельной собственности, а разработал и детальный, аргументированный проект «черного передела».

Проект этот, названный им «Тесмографом», был закончен в 1788 г. 34 Индивидуальная собственность, писал Ретиф, обосновывая свой план, является причиной всех несчастий и всех пороков, обременяющих человечество, — судебных процессов, преступлений, воровства, убийств, тюрем, оков, виселиц, колесовании, постоянных распрей. Но, поскольку индивидуальная собственность допущена, поскольку люди не желают от нее отказаться, то необходимо хотя бы уменьшить неудобства этой собственности. Для этого необходимо ограничить ее в соответствии со здравым смыслом, разумом и добрыми нравами. Правительство должно стремиться, чтобы владения были разделены и раздроблены, насколько это только возможно, с тем чтобы всеобщность собственности сделала отсутствие общности почти неощутимой. Необходимо сделать всех частных лиц собственниками, так как это привяжет их к родине и превратит в граждан, а также увеличит производительность земли, поскольку мелкий землевладелец с большей тщательностью и большей пользой обрабатывает землю и получает со своего участка на треть больше, чем крупный собственник35.

— новый раздел земли. Все разночинцы (roturier) получают земельные наделы и становятся собственниками. Размер наделов определяется пропорционально величине семьи, но не может превышать 18 арпанов в местностях с хорошей землей, 36 арпанов земли среднего качества и 72 — плохой. Поскольку, очевидно, не все должны заниматься сельским хозяйством, граждане имеют право продавать свои земельные наделы, но лишь с обязательством употреблять с пользой вырученную сумму, чтобы заняться каким-нибудь ремеслом, искусством или торговлей. Церковное землевладение полностью ликвидируется — вся церковная собственность разделяется между гражданами. Что же касается дворянского землевладения, то оно сохраняется, но сильно ограничивается. Отдельные категории дворян остаются сюзеренами территорий определенного размера, владея на правах частной собственности лишь от 100 до 800 арпанов.

Право собственности теряется также, если оно противоречит общественным интересам. Собственник обязан, за некоторыми исключениями, подчиняться установленным в данной местности правилам севооборота, не имеет права отгораживать свою землю после урожая, оставлять землю необработанной или же отводить свои земли под лес. Особенно легко утрачивается в случае небрежности и необработки земли право собственности, приобретенное покупкой. Одновременно ограничивается свобода завещаний, причем наследниками объявляются все дети как законные, так и незаконные. Поскольку с течением времени, в связи с продажей земельных участков, может фактически свестись на нет земельный передел, в проекте предусматривается восстановление еврейского «юбилейного года». Через каждые 50 лет должен производиться новый земельный передел, восстанавливающий первоначальное положение, причем граждане, продавшие свои участки, вновь получают свои наделы, если только по состоянию своих дел не предпочитают плату за них деньгами. При этом, естественно, возникает вопрос об избыточном населении. Проект разрешает этот вопрос в смысле эмиграции молодежи в колонии.

Еще за два года до «Тесмографа», в 1787 г.. появился в свет известный проект Госселена36, в котором автор подробно развивал план уравнения земельных наделов путем распределения пустопорожних и заброшенных земель, земель духовенства и королевских доменов, а также путем выкупа и равного раздела владений частных лиц. «Тесмограф» является одним из подобного рода предреволюционных проектов, выдвигавших план уравнительного раздела земли. Проект этот — одно из выражений крестьянских чаяний «черного передела» 37. Недаром Ретиф, подобно Госселену (тоже ссылавшемуся на свое крестьянское происхождение), указывал, что он выдвигает свое предложение на основе личного жизненного опыта, что он видел то, чего не видели другие литераторы,— поля. Изложенная в «Тесмографе» идея земельного передела вместе с такими предложениями, как направленное против феодальной реакции второй половины XVIII столетия требование приравнения фактического, неоспариваемого ранее владения, хотя бы условного, к безусловной собственности, как требования принудительной сдачи в аренду и обработки пустопорожних земель, запрещения отведения земель под лес, запрещения огораживания,— непосредственно выражала настроения и чаяния французского крестьянства, с положением которого Ретиф был так хорошо знаком и горести и невзгоды которого так глубоко чувствовал и переживал. Именно как выражение революционных настроений крестьянства, стремившегося покончить с сеньоральными порядками и феодальным землевладением, борьбы крестьян за землю и ценны предложения и проекты Ретифа об уравнительном перераспределении земельной собственности, которые мы находим в его предреволюционных произведениях.