Приглашаем посетить сайт

Иоаннисян А.Р. Коммунистический идеал Ретифа де ля Бретона.
Часть IV

IV

Антифеодальный по своей сути «черный передел» отнюдь не являлся, однако, для Ретифа коночным общественным идеалом. Сам он в «Тесмографе» недвусмысленно указывал, что проект этот представляет лишь план частичного преобразования, в условиях индивидуальной собственности, если люди не пожелают от нее полностью отказаться. И тут же он подчеркивал, что именно индивидуальная собственность является основной причиной всех общественных зол. Придя к такому убеждению еще за много лет до этого, Ретиф уже накануне революции упорно и последовательно выдвигал как общественный идеал, как конечную цель преобразования общества, полную ликвидацию частной собственности и установление общественного строя, основанного на общности имуществ.

Коммунистические идеалы окончательно складываются у Ретифа уже к началу 80-х годов XVIII в. В 1781 г. он публикует роман «Южное открытие", в котором в форме утопии, седуя традиции, установленной во Франции Верасом д'Илле, описывает коммунизм как идеальный общественный строй.

В этом произведении38 мы находим очень резкую критику современного ему общества с царящим в нем неравенством, с его законами, предрассудками, религией, семейными отношениями, с его воинами и угнетением одних рас и народов другими. Общий вывод автора сводится к тому, что первопричиной всех несчастий человечества является частная собственность. «На самом деле, рассуждая здраво..., не было бы более просто для всеобщего счастья, чтобы все было общим? Если бы вы видели, дорогие братья, сколько душевных и телесных мук, жестокости и крови стоит собственность человеческому роду, вы бы ужаснулись. Люди изнуряют себя работой; их гложут и пожирают заботы; они выслеживают друг Друга и убивают, другие выслеживают этих убийц и приводят их скованными в города, где им ломают руки и ноги; они воюют друг с другом, режут, жгут, насилуют, они судятся и теряют, судясь, больше, чем то, за что они спорят, — словом, закон собственности, безумный, варварский, глупый, злой закон... является источником всех несчастий человека»39.

— народа, обитающего в южном полушарии. У мегапатагонцев существует лишь один закон, основные пункты которого следующие: «Все должно быть общим между равными. Каждый должен работать на общее благо. Все должны принимать одинаковое участие в работе». В стране мегапатагонцев вместо частной собственности существуют общность имуществ и одинаковая трудовая повинность для всех граждан. День делится на две равные части, 12 часов покоя и 12 часов деятельности. Первые 12 часов мегапатагонцы проводят в кругу своей семьи. «Другие 12 часов принадлежат обществу: они начинаются с 6 часов утра вместе с началом дня и закапчиваются вместе с ним в 6 часов вечера. Работа распределяется между всеми гражданами, соответственно силе и способности каждого, старшиной каждой четверти жилища. В каждом жилище проживает сто семейств... Когда каждый получил от старшины свое задание, то его тщательно, не торопясь, выполняют, вкладывая в дело все свое знание. Работа длится 4 часа. Вслед за этим собираются в общий для всего жилища зал на обед, который был изготовлен согражданами, чье занятие состояло в этом в течение 4 часов работы. После обеда отдыхают, что необходимо в этом жарком климате. Сои длится полтора часа; вслед за этим предаются различным увеселениям до ужина, по окончании которого каждый удаляется в свой апартамент со своей женой и со своими детьми. Граждан не принуждают брать всегда одну и ту же работу, наоборот, те, которые желают переменить род занятий, не встречают ни малейшего сопротивления со стороны старшин: граждан, наоборот, побуждают поступать так, и лишь те, которые категорически того просят, делают всегда одно и то же. На долю мужчин приходятся все работы вне дома и все тяжелые работы; на долю женщин — все домашние работы, за исключением работ, требующих силы, при которых нужно иметь дело с металлами, медью, платиной или камнем и деревом»40. «Когда все работают, работа является лишь удовольствием, потому что та часть работы, которая приходится на долю каждого человека, никогда не доводит до усталости: она лишь развивает и делает более гибкими члены, скорее содействует, чем вредит, развитию ума»41. Умственные работники не освобождены от физической работы: «Они, как и другие, выполняют ежедневную 4-часовую работу, и еще никто из них не пытался уклониться от нее; наоборот, они являются самыми усердными и самыми лучшими гражданами»42.

После отнятия от груди дети передаются общественным воспитателям, которые выбираются как среди мужчин, так и среди женщин из числа наиболее достойных этой самой почетной должности в стране. В часы занятий дети обучаются чтению, письму, грамматике, языкам соседей, морали, истории и физике. В часы отдыха их путем игр постоянно приучают к физическому труду.

не разрешают себе даже самое безобидное ее нарушение. «Равенство подрывает корни всех пороков: нет больше ни воров, ни убийц, ни бездельников, ни совратителей». Вследствие этого у мегапатагонцев нет ни процессов, ни судей, ни уголовных законов, ни преступлений. Все это — результат равенства: «упраздните этот божественный дар природы, отвергнутый северными народами, и все пороки возродятся в скором времени».

— это общинный коммунизм. Каждые сто семейств образуют коммунистическую общину, проживающую в едином обширном здании, в котором находятся как жилые помещения для отдельных семейств, так и общие залы. Безусловно интересной является мысль о необходимости частой перемены работы, чтобы превратить труд в удовольствие, мысль, столь детально развитая впоследствии Фурье.

Ретиф не ограничивается, однако, тем, что рисует коммунистическое общество мегапатагонцев. В своей утопии — ив этом ее основное отличие от других аналогичных утопий XVIII столетия — он описывает также и несколько менее совершенный социальный строй, являющийся как бы первым этапом на пути к идеальным общественным порядкам мегапатагонцев. Строй этот устанавливается на соседнем Острове Кристины, король которого Викторин узнает от своего внука Германтина о стране мегапатагонцев. Считая, что невозможно сразу же ввести все их обычаи, Викторин публикует новый кодекс законов, совершенствующий существующие на острове общественные порядки. Следует сказать, что уже до этого там царил эгалитаризм, — не было бедных и богатых, существовало полное равенство имуществ, не было праздных. Теперь же, согласно новым законам, на Острове Кристины также устанавливается общность имуществ и всем гражданам вменяется в обязанность работать по 6 часов в день. Но семьи продолжают жить отдельно в своих домах, которые остаются в их пользовании. Каждый гражданин, продолжая заниматься своей работой, сдает продукт своего труда общине, получая за это определенное количество денежных знаков, на которые приобретает из общественных складов необходимые ему и его семье предметы потребления. Вследствие этого на Острове Кристины между гражданами сохраняется известное различие в положении, продолжает существовать различие между простым рабочим (ouvrier) и квалифицированным мастером (artiste). Поэтому и одежда отдельных лиц продолжает оставаться различной, как различны сами их занятия, «до тех пор, пока различия не исчезнут совершенно, как у мегапатагонцев».

Утопия Ретифа особенно интересна именно тем, что в ней дано описание отдельных фаз развития совершенного общественного строя. Все это преподносится автором в виде абстрактных рассуждений и фантастических описаний, вне какой-либо конкретной связи с реальной действительностью. Но при всем том «Южное открытие» — наглядное свидетельство того факта, что еще за 8 лет до революции Ретиф рассматривал эгалитаризм, уравнительное перераспределение собственности не как конечную цель общественного развития, а лишь как первый шаг к осуществлению «совершенного равенства» — коммунистического общественного строя. Его общественным идеалом являлся уже коммунизм.