Приглашаем посетить сайт

Иоаннисян А.Р. Коммунистический идеал Ретифа де ля Бретона.
Часть V

V

Ретиф, еще до революции, не только провозглашал коммунизм общественным идеалом, но и пытался наметить пути ликвидации общественного неравенства и упразднения частной собственности.

Он, также, как и многие другие представители коммунистической мысли, исходил из примера общин и выступал как один из авторов проектов ассоциаций.

Еще в 1775 г., в приложении к своему роману «Развращенный крестьянин», Ретиф опубликовал проект сельской общины в целях предохранения навеки сельских жителей «от неизбежной заразы городов, а также от нужды, которую слишком часто испытывают в деревне»44.

Статут этой «общины» или «ассоциации» состоит из 10 разделов и 45 параграфов. Ассоциация основана на общности имуществ. Каждый член общины имеет в собственности лишь свою мебель, свое белье и свои платья, которые одинаковы для всех; предоставляется лишь выбор цвета и фасона. Каждый член общины получает для обработки часть пахотной земли, виноградника и луга и, кроме того, имеет право выпаса (после покоса) на всех общинных лугах. Домашние животные принадлежат всей общине, но распределены для пользования среди отдельных членов.

Все члены общины одновременно и в равной мере трудятся — занимаются земледелием, виноградарством, в дождливые дни чинят сельскохозяйственные орудия, изготовляют жерди для лоз, зимой молотят зерно. Ленивые унижаются и наказываются, а трудолюбивые и искусные отличаются и награждаются. Всякий член общины, плохо обработавший отведенный ему участок, подвергается общественному порицанию и, наоборот, прилежнее других работавшие и собравшие хороший урожай, получают общественные почести. День жителей общины строго регламентирован. Они одновременно встают, в определенные часы работают и одновременно ложатся спать. Питаются члены общины все вместе. Женщины и девушки по очереди готовят пищу. Жители проводят вместе свободное время, совместно развлекаются.

Посреди деревни находится обширное здание. В нем помещается общинная пекарня, рядом большой зал на 1000 человек — общинная столовая. С противоположной стороны — комната для правосудия. К столовой примыкает общинная рига, куда свозится зерно после уборки урожая. Наверху, над столовой и ригой, находятся амбары для пшеницы, ржи, ячменя, овса, гороха и чечевицы. Что же касается сена и соломы, то они на месте распределяются после покоса, за исключением части, выделяемой для нужд всей общины.

Кроме общественного фонда, делающего всех жителей равными, каждый имеет свой личный доход (pecule), состоящий как из наград, так и из тех денежных сумм, которые образуются в результате продажи хлеба и других продуктов — после вычета государственных налогов и общинных расходов. Эти суммы разделяются поровну между всеми членами общины, если только кто-нибудь не лишается своей доли полностью или частично в результате того или иного проступка. Этот свой личный доход члены общины используют на покупку книг, мебели и других необходимых им вещей, а также земельной собственности вне предела общины. Они могут также вкладывать его в торговлю.

Во главе общины стоит старший в роде, власть которого после его смерти переходит к его старшему сыну. Два синдика следят за сельскими работами, за трапезой, за распределением личных доходов и выполняют полицейские функции. У них имеются помощники, следящие за домашними работами, за чистотой улиц и дорог и ведающие общественными развлечениями. Кроме того, общую инспекцию осуществляют все старики, не имеющие, однако, административных прав. Большую роль играют священник и учитель, избираемые населенном. Они председательствуют в общинном суде, разбирающем все проступки членов общины, в том числе нерадивое отношение к работе. В случае же совершения преступления, преступник выдается королевскому правосудию.

Община рассчитана на сто семейств. Новые семейства, возникающие в результате роста населения, не остаются в составе общины, а выделяются из нее и организуют поблизости новые аналогичные общины, основанные на тех же началах.

«Было бы желательно, — указывал он, — чтобы чтение этого плана побудило подражать Уденской общине45, более совершенной, чем общины овернские и окрестностей Орлеана». Как видим, пропагандируя идею сельских ассоциаций, Ретиф ссылался на известные уже нам овернские общины. А в «Школе отцов» мы находим и описание этих общин. В этой связи Ретиф заявлял: «Это не фикции, эти товарищества французских крестьян существуют в наше время: было бы прекрасно умножить эти ассоциации и превратить каждое селение в одну семью»46.

Сведения об овернских общинах, почерпнутые Ретифом из современной ему литературы47, были, конечно, использованы им при разработке своего плана сельской ассоциации. Несомненно, однако, что, выдвигая свой проект, Ретиф опирался в первую очередь на собственный жизненный опыт. Мы имеем в виду сохранившиеся в его родной деревне Саси общинные распорядки, с которыми он был хорошо знаком еще с детских лет и которые подробно описывал48. Действительно, при ознакомлении с проектом Ретифа нетрудно убедиться, что в его основе лежат общинные начала, сохранившиеся во французской деревне эпохи старого режима. Его проект сельской общины — это проект закрепления в расширенном и идеализированном виде общинного землевладения и старых общинных начал. Отсюда предусматриваемые проектом общинные распорядки в отношении обработки земли, сроке сельскохозяйственных работ и т. п., а в конечном счете и последовательная общинная регламентация труда и быта и даже общинно-коммунистическая организация потребления (общие трапезы). Стремясь избавить крестьянство от нужды, предотвратить его дифференциацию и предохранить деревню от роковых последствий развивающихся капиталистических отношений, Ретиф думал достигнуть этого путем превращения деревни «в одну семью», путем распространения и закрепления общинного землевладения.

«торговли», Ретиф стремился пресечь этот процесс путем укрепления общинных начал, используя, однако, эту же «торговлю» в целях материального благосостояния и преуспевания объединенных крестьянских хозяйств. Поэтому его сельская община (которую он недаром именует также ассоциацией) носит уже во многих отношениях характер сельскохозяйственного паевого товарищества. Такой характер придает его проекту производство на рынок с распределением между членами ассоциации чистой прибыли, личные доходы членов товарищества от совместного сбыта на рынке сельскохозяйственной продукции, доходы, которыми они могут располагать по своему усмотрению. Проект сельской ассоциации Ретифа носил, таким образом, как и другие проекты ассоциаций этой эпохи, двойственный характер, представляя своеобразное переплетение, амальгаму старых общинных идеалов и новых кооперативных идей. Подобный двойственный характер проекта Ретифа неизбежно вел к целому ряду внутренних противоречий, в частности, к противоречию между общинно-уравнительными идеалами, общинно-коммунистической организацией потребления и системой личных доходов членов товарищества.

Ретиф не ограничился, однако, проектом сельской ассоциации. Вскоре он разработал проекты ассоциаций и для городских жителей. Такие проекты мы находим в его произведениях «Новый Абеляр», «Современницы», «Ночи Парижа»49. Все эти три проекта схожи друг с другом и построены на одинаковых принципах. Группа городских жителей объединяется, делая общим свое имущество и поселяясь вместе. Члены ассоциации продолжают индивидуально заниматься своей профессией, будь то торговля, ремесло или умственный труд, доходы же вносят в общий фонд для ведения совместного домашнего хозяйства. Эти ассоциации являются, следовательно, только потребительскими товариществами. Если и упоминается об общем руководстве делами, то под этим подразумевается лишь обязанность каждого члена товарищества предоставить отчет о состоянии своих дел.

«каждый живет лишь для себя» и когда господствует «бесстыдный эгоизм». Особенно наглядно эта социальная цель выявлена в проекте, опубликованном в «Современницах», предусматривающем объединение ремесленников, мелких торговцев и лиц умственною труда. Она ясно указана самим автором, отмечающим, что цель ассоциации — предохранение ее членов путем взаимной поддержки от жизненных превратностей, обусловленных общественным устройством. Проект «Ночей Парижа» тоже провозглашает целью объединение против жизненных зол.

Эти городские проекты ассоциаций Ретифа также носят двойственный характер. Являясь типичным идеалом потребительских общин, они предусматривают общинно-коммунистическую организацию потребления, вплоть до самой строгой регламентации еды, одежды и т. д. Но в то же время некоторые из них наделяются уже чертами паевого товарищества. Если в проекте «Современниц», наиболее близком к старым общинно-коммунистическим идеалам, торжественно провозглашается нерасторжимость ассоциации, то в проекте «Нового Абеляра» прямо указывается, что члены ассоциации имеют право выйти из нее, получив обратно свой пай, за исключением одной трети, которая, однако, также возвращается в дальнейшем их детям вместе с процентами.

«Современницах», Ретиф прямо ссылался на общины гернгутеров, как на образец, с которого скопирована предлагаемая им ассоциация. На «моравов» он ссылался и в других своих произведениях. Ссылки эти были, разумеется, не случайными. Не один Ретиф приводил, как мы знаем, наряду с овернскими общинами, и пример моравских общин, как образец, достойный подражания.

Проект сельской ассоциации Ретифа и его проекты городских ассоциации предусматривали, таким образом, создание отдельных производственно-потребительских или даже просто потребительских общин в условиях существующего общественного строя. Но эти проекты послужили для Ретифа исходным пунктом при разработке общего плана переустройства общества на новых началах. Придя вскоре к коммунистическим идеалам, мечтая об осуществлении коммунизма, он именно в производительно-потребительских товариществах стал видеть путь к коммунистическому переустройству общества.