Приглашаем посетить сайт

Иоаннисян А.Р. Коммунистический идеал Ретифа де ля Бретона.
Примечания.

Примечания.

1 О жизни и литературной деятельности Ретифа см. А. Р. Иоаннисян. Ретиф де ля Бретон. Вступительная статья к книге: Ретиф де ля Бретон. Южное открытие. М.. 1936. О Ретифе как писателе см. А. Р. Иоаннисян. Ретиф де ля Бретон и французский реализм XIX века — «Литературный критик», 1936. № 7.

2 L'Ecole des Peres par N. E. Restif de la Bretone», t. I. MDCCLXXVi p. 308—376.

3 М. Ковалевский. Происхождение современной демократии, т. I. СПб., 1912, стр. 64—65, 304. См. наказ деревни Саси в «Bulletin des sciences historiques et naturelles de l'Yonne», v. 39. Auxerre, 1885, p. 45—48.

4 О положении типографских рабочих в XVIII в. см. L. Morin. Essai sur la police des compagnons imprimeurs sous l'ancien regime. Lyon, 1898.

5 В типографии Кийо, например, где он одно время работал, было 66 рабочих.

6 «Monsieur Nicolas, ou Ie coour humain devoile». Paris, 1883, t. VII, p. 72; t. IX, p. 132, 136.

7 «Le Nouvel Abeilard, ou Lettres de deux amanis, qui ne se sont jamais vus», t. III. Neulchatel, MDCCLXXV, p. 243.

8 «Les Nuits de Paris, ou le Spectateur nocturne», t. VI. Londres. 1783, p. 2621.

9 Ibid., t. VI, p. 2661—2662.

10«Monsieur Nicolas», t. IX, p. 240.

11 См. например, ссылку на «политические труды аббата Мабли» в «Le Nouvel Abeilard», t. lll, p 397. О Мабли Ретиф упоминает и в других произведениях (см. «Les Francaises», t. lll. Neufchatel 1786, p. 85).

12 «L'Andrographe...». La Haie, 1782, p. 11.

13 «Le Pornographe ou Idees d'un honnele-homme sur en projet de reglemenli pour les prostituee». Londres — La Haie, MDCCLXXIX. p. 131.

14 «L'Ecole des Peres», t. II, p. 92.

15 «La Mimographe». A Amsterdam. A La Haie, MDCCLXX, p. 403.

16 «Le Paysan perverli, ou les Dangers de la ville; histoire recente, mise au jour d'apres ler veritable,lettre des personnages», t. III. A La Haie. 1776, p. 169, 267, 275—276.

17 «L'Ecole des Peres», t. 1. p. 478—480

18 «Les Nuits de Paris», t VI. p. 2733-2734.

20 «Le Paysan et la Paysanne pervortis ou les Dangers de la ville». Par N. E. Retif de la Bretonne, t. II. A Ja Haie. 1787, p. 453- 455.

21 «Le Pornographe», p. 123.

22 «La Mimographe», p. 403.

23 «Le Nouvel Abeiiard», t. I, p. 82.

24 «Les Contemporaines». t. II. Leipsick, 1781. p. 391—392.

25 «La Decouverle auslrale par un Homme-volan ou le Dedale français», t. III. Leipsick, 1781, p. 66.

26 «Les Françaises, ou XXXIV exemples choisies dans Ies moeur; actuelles», t. II. A Neutchatel, 1786, p. 139—140.

27 «Les Nuils de Paris», t. VII, p. 2908—2909.

28 «Le Paysan perverti», t. III. p. 273—276.

29 «L'Ecole des Peres», t. 1,p. 341

30 «Les Nouvel Abeilare», t. 1, p. 75, 81—86.

31 «Les Nuits de Paris», t. I, p 20; t. V. p 2045

32 Ibid., t. V, p. 2203—2209.

33 Ж. Жорес история Великой французской революции, т. II, 1920, стр. 250 - 251

34 «Le Thesmographe, ou d'lin homiete-homme sur un Projet de Beglemeni, propose a toutes les Nations de l'Europe, pour operer une Reforme generale des Loix; avec des Notes historiques". A la Haie. 1789.

35 Этот довод о лучшей обработке мелких участков по сравнению с крупными владениями взят Ретифом непосредственно у Мабли. Ср. Mably. De la legislation, ou principcs des lojx. Premiere partic. A Amsterdam, 1776, p. 159—162.

36 «Reflexions d'un citoyen adresses aux notables sur la question pro-posee par un grand roi: En quoi consiste Ie bonhour des penples et quols sont les nioyens de Ie procurer? ou sur cette autre; D'ou \iont la mii-ere et quels bont tos moyens d'y remedier». Paris, 1787.

37 Тот факт, что в «Тесмографе», по тактическим соображениям, предусматривается наделение дворян несколько большими, но тоже строго ограниченными земельными наделами, не меняет, конечно, основной сути этого проекта — всеобщего уравнительного распределения земельной собственности с повторными регулярными перераспределениями через каждые 50 лет.

38 «La Decouverte auslrale par un Homme-volant em Ie Dedale français. Nouvelle tres philosophique. Suivi de la Lettre d'un Singe, etc», t. I—III. Leipick (et se trouve a Paris), 1781.

—49.

40 Ibid., t. Ill, p. 499—501.

41 Ibid., t. Ill, p. 497.

42 Ibid., t. III, p. 515.

43 Ibid.. t. III. p. 503, 506-507.

44 «Le Paysan porverti», t. IV, p. 193--211.

45 Статут сельской общины излагается Ретифом как статут общины, организованной будто бы жителями его родной деревни Саси на территории соседней фермы Уден.

46 «L'Ecole des Peres», t. I. p. 474.

47 Насколько сведения об этих общинах, приводимые Ретифом, носили характер прямого литературного заимствования, видно при внимательном сравнении соответствующих страниц «Школы отцов» со статьей

«Моравы» в «Энциклопедии». Ретиф в своем произведении не только заимствовал из «Энциклопедии» содержавшиеся там сведения о моравских братьях и оверн-скнх общинах, по и прямо списал соответствующие места статьи Фегэ с некоторыми сокращениями, вставками и стилистическими исправлениями. Ср. «L'Ecole de Peres», t. I, p. 469—474 и «Encyclopedic...», t. X, p. 705—706.

48 См. об общинном землевладении и общинных распорядках в Саси в «La Vie de mon Pere», Sec. partie, p. 53—55.

49 «Le Nouvel Abeilard», t. Ill, p. 283—407; «Les Contemporaines», t. II, p. 389—455; «Les Nuits de Paris», t. Ill, p. 966—968.

50 «L'Andrographe, ou Idees d'un Honnele homme sur un Projetc de Reglement, propose a toutes les Nations de l'Europe. pour operer une Reforme generale des moeurs et par elle, le bonheur du Genre-humain». Recueillies par

N. E. Betif-de-la-Bretonne, editeur de l'ouvrage. A La Haie, MDCCLXXXII.

51 «Le Thesmographe», p. 113.

52 «Le Drame de la vie». Cinquieme partie. Paris 1793, p. 1336.

53 Именно поэтому в «Андрографе» Ретиф вновь ссылается, наряду с общинами гернгутеров, на овернские крестьянские общины («L'Androgrdphe», p. 472).

54 Проблема идейной близости Ретифа и Фурье, выдвинутая более ста лет назад Пьером Перу, подробно рассмотрена в пашей монографии «Генезис общественного идеала Фурье», стр. 91—124, 184—215.

55 «L'Andrographe». P. 11—13.

56 Эта рецензия перепечатана Ротифом в приложениях к одному из томов «Современниц» (см. «Les Contemporaines», t. XXXI, Leipsick, 1783, приложения, без нумерации страниц).

—64). Оно также напечатано Ретифом среди приложений к т. 31 «Современниц».

58 «Les Contemporaines», t. XXIV (приложение, без нумерации страниц).

59 «Les Dangers de la Ville, ou histoire effrayante et morale d'Ursule, dite la Paysanne pervertie», t. IV. A La Haie, 1784, p. CCXLIII.

60 «Les Française», t. IV, p. 115.

61 «Les Nuits de Paris», t. I, p. 197 (примечание); t. VII, p. 3202.

62 Ibid., t. II, p. 854.

63 «Le Paysan et la Paysanne pervertis», t. IV, p. 501—502.

64 «Les Nuits de Paris», t. 1, p. 194—195.

65 Ibid. t. VI, p. 2734.

66 Ibid.. t. II, p. 500-503.

67 «Les Nuits de Paris», t. VII, p. 2963.

68 Ibid, t. VII, p. 2904-2905.

69 «Le plus fort des pamphlets. L'ordre des paysans aux Etat-geueraux». Noillac. 26 Fevrier 1789 (Нац. библ., Lb 39 1235).

70 Основное политическое требование, которое в нем выдвихается: чтобы в Генеральных штатах было представлено и четвертое сословие — крестьян, полностью совпадает с требованием, выдвшаемым и аналогичным образом обосновываемым Ретифом в «Тесмографе», также со ссылкой на шведскую конституцию. В памфлете, как и в «Тесмографе», ставится вопрос о возможном представительстве и от «пятого сословия» — сословия женщин или матерей, хотя автор и не настаивает на этом предложении. Принадлежность этою памфлета Ретифу признает и ученый библиограф Лакруа (Жакоб). См. P. L. Jacob. Bibliographic et icoiiographie de tom les ouvra-ges de Reslit de la Bretonne. Paris, 1875.

71 «Le plus fort des pamphlets», p. 8. «Андрограф» Ретиф называл иногда «Антропограф».

72 Ibid., p. 13.

73 «Le plus fort des pamphlets», p. 49.

74 Ibid, p. 51.

75 «Le Coup de Grace. Ceremonies aux Etats-Generaux». 1789 (Нац. библ., Lb).

76 «La Semaine nocturne». Paris, 1790.

«Угнетенный народ, — говорит один из героев пьесы, — поднимается, подобно страшному извержению Везувия или Этны». «Да погибнет деспотизм».«Благословляйте революцию», — такими возгласами полна вся пьеса, заканчивающаяся появлением освобожденного из Бастилии старца («Theatre do N. E. Restif de la Bretonne», t. Ill ou V. Neufchatel, 1790. p. 101 sqq.).

78 «La Semaine nocturne», p. 5.

79 «Le Thesmographe», p. 427—428.

80 «La Semaine nocturne», p. 168.

81 Ibid., p. 161.

82 «Le Thesmographe», p. 207.

83 «Le Thesmographe», p. 6—8.

84 Ibid., p. 377.

85 Ibid., p. 586—587.

86 Ibid.. p. 455—456, 477—481.

87 Ibid., p. 515—556.

88 CM. «Theatre de N. E. Restif de la Bretonne», t. Ill ou V, p. 1—56.

89 «Le Thesmographe», p. 409—410, 412—417,

90«Le Thesmographe», p. 408—409.

91 Ibid. p. 423.

92 Ibid. p 388, 399, 405, 418.

93 Ibid. p. 420—421.

94 Ibid.. p. 410, 414—415.

95 Ibid., p. 268—269.

96 Ibid., p. 201—202.

«Discours qui a remporte lo prix a la Societe royalo d'agriculture de Soissons en l'annee 1779, sur cette question propose par la'meme Societe royale les moyens de detruire la niendicite, do reinire ]еч Pauvres valides utilps, et de leg secourirdans la ville de Soisons». Par Mr. l'abbee de Montlinot. lille, 1779. (Нац. библ., 4336).

98 «Observations sur Ins enfaiUs-. trouves do la generalite de Soissons». P,n M. de Montlinot. Paris, MDCCXC (Нац. библ., Rp. 585).

99 «Etat actuel du depot de Soissons, precede d'un Essai sur la meudicile», V Compte. Annee 1786. Soissons MDCCLXXXIX (Нац. библ.. R. 8047).

100 «Mes inscripcions. Journal intime de Restif de la Bretonne (1780-1787)». Paris. 1889, p. 85, 87. 105, 112 sqq.

101 В его рукописном дневнике периода революции мы встречаем многочисленные записи вроде следующих.

27 августа 1790 г.: «Видел Монлино»; 28 августа: «Обедал у Монлино»; 29 сентября: «Ужинал у Монлино»; 5 октября: «Монлино»; 21 июня 1791 г.: «Видел Монлино»; 22 июня: «Монлино» и т. д. См. Отдел рукописей Национальной библиотеки. N. а. Г. 22772, лл. 28. 29 об., 36 и др.

102 «Le Thesmographe», p. 557—580. Он, впрочем, не хотел присвоить себе работу Монлино. В своей автобиографии, перечисляя свои работы, он укалывал, что в «Тесмографе» в числе прочих материалов им был помещен и «Мемуар о нищенстве» Монлино. См. «Monsieur Nicolas», t. XIV, p. 124.

103 Читая эти строки, невольно вспоминаешь известные слова Бабефа в изданном в том же 1789 г. «Постоянном кадастре» о нуждающемся, которого зажиточные посылают работать: «Его посылают работать, но где ему взять эту работу?»

104 «Les Niiits de Paris», t. IV, p. 1526—1527.

105 Следует сказать, что в тех же «Ночах Парижа» мы находим одновременно и резкие выпады против «чрезмерной» заработной платы рабочие, делающей их будто бы заносчивыми и приучающей их к безделью и пьянству. Подобные заявления Ретифа, на первый взгляд, странно противоречат его сочувственному отношению к страданиям и горестям рабочих, к числу которых он сам себя неоднократно прячистял. Это объясняется, очевидно, его боязнью накануне революции, что «дух неподчинения», распространяющийся среди рабочих, может привести к кровавым событиям.

106 «Le Thesmographe», p. 510—514.

108 См. Е. В. Тарле. Рабочий класс во Франции в эпоху революции. — Сочинения, т. II. М., 1957. стр. 111—114.

109 См. Grace M. Jafre. Le mouvement ouvrier a Paris pendant, la Revolution francaise. 1789—1791. Paris, 1924. p. 103. Этот регламент недавно полностью опубликован в книге: P. Chauvet. Les ouv'riers du livre on France. Paris, 1956.

110 «Club typographique et philantropique. Feuille hebdomadaire, dedie a M. M. les contribuablos», № XXX. Du mardi, 24 Mai 1791, p. 240 (Нац. библ, Lc 2 2438).

111 «Club typographique et philantropique». JV» XXI, Du mardi 22 Mars 1791, p. 167.

112 «Theatre de N. E. Restif de la Bretonne». Paris, 1793. Nouvel avis, у 2.

113 «Les Nuits de Paris», t. XVI, p. 429.

114 «Monsieur Nicolas», t. XI, p. 170.

115 Ibidem.

116 Ср. запись от 12 нюня 1793 г. в его дневнике (Нац. библ., Отдел рукописей N. a. f. 22772, л. 45). О посещениях Конвента он упоминает и в «Ночах Парижа». «Les Nuits de Paris», t. XVI, p. 531.

«Les Nuits de Paris», t. XVI, p. 279, 281. 292, 302, 332, 350, 372, 416, 471, 509, 522, 537, 544, 546 и др.

См. также ежедневные записи и рукописном дневнике Ретифа. Кафе Манури было одним из центров, где собирались литераторы и ученые. См. об этом кафе: F. Tosea. Histoire des cafes de Paris. Paris. 1934, p. 45 sqq. См. также: Г. Кунов. Политические кофейни: парижские силуэты времен Великой французской революции.

118 «Monsieur Nicolas», t. XI, p. 154.

119 «Le Drame de la vie, contenant un homme tout-entier». Cinquieme partie. Imprire a Paris, a la maison, 1793, p. 1181—1186 (Нац. библ., Hes. Y2 3376).

120 Ibid., p. 1241—1242.

—43.

122 Ibid.. p. 1243—124.

123 Ibid. p. 1234—1235.

124 Ibid., p. 1275—1326.

125 Ibid., p. 1327—1396. Начиная со стр. 1341 сразу перескакивает на стр. 1394.

«Les Nuits de Paris, ou Ie Spectateur nocturne». Tome huitieme. Seizieme partie. Paris, 1794, p. 555—556, 564.

127 «Monsieur Nicolas». t. XIV, p. 168—169.

128 Ibid., t. XI, p. 188.

129 Ibid., t. XI, p. 187-188.

130 Возможно, об этом его выступлении в защиту Ролана и идет речь в записи от 26 декабря 1792 г. в «Ночах Парижа»: «В остальную часть дня не случилось для меня ничего примечательного, если не считать, что я выступил в моей секции в защиту хорошего гражданина, на которого подло нападали клеветники». — «Les Nulls de Paris», t. XVI, p. 413.

132 «L'Annee des dames nationales», Juin. Paris, 1794, p. 1647.

133 Ibid., p. 1909; «Les Nuits de Paris», t. XVI. Р-492

134 «L'Annee des dames nationales, Decembre. Paris, 1794, р. 2827 -1862.

135 «Les Nuits de Paris», t. IX, p. 45.

137 Ibid., p. 284.

138 Ibid., p. 329.

139 Ibid., p 377,385.

140 «Monsieur Nicolas», t. IX, p. 45.

«L'Annee des dames nationales», Novembre. Paris, 1794, p. 3510—3522.

142 Это отрицательное отношение к христианской религии и духовенству Ретиф сохранил до конца своих дней. В 1798 г. в рецензии на книгу Сен-Ламбера «Всеобщий катехизис» он писал: «Католическое христианство менее всего подходит как основа морали. Эта религия имеет тот большой недостаток, не говоря о других, что спустя 1800 лет она превратилась в диаметрально противоположное тому, чем была в момент своего установления... Любовь к богатству и сами богатства заменили рекомендованную бедность; деспотизм, неравенство, суверенитет заменили основополагающее равенство» («Le Bien Informe», № 436. 7 Frimaire, An VII, p. 3).

143 «Les Nuits de Paris», t. XVI, p. 447—448

144 Ibid, p. 360.

145 Ibid, p. 424.

«Avis aux confederes des LXXXIII departements. Sur les avanlages et les dangers du sejour a Paris» (Нац. библ. Lb 39 9104).

147 Нац. библ., Отдел рукописей. N. a. f. 22772, л. 31.

148 Ibid., p. 42.

149 «Les Nuits de Paris», t. XVI, p. 460—461. r:1 «Le Drame de la vie», Cinquieme partie. p. 1335.

151 «Les Nuits de Paris», t. XVI, p. 490—491.

о Ретифе и связи с выборами в Конвент (A. Tabarant. Le vrai visage do Restif de la Bretonne. Paris, 1936, p. 398).

153 «Les Nuits do Paris», t. XVI, p. 491.

154 «L'Annee dcs dames nationals», Juillet. Paris, 1794 (Приложение, без нумерации страниц).

155 «Monsieur Nicolas», t. XI, p. 115.

156 «Monsieur Nicolas, ou Ie Coeur-humain devoile». Quatorzieme-Dixseptieme partie. Quinzieme-Dixhuitieme partie. Imprime a la maison et se trouve a Paris, MDCCXCVII (далее ссылки на части и страницы даются в тексте).

—403.

158 Национальная библиотека приобрела недавно экземпляр автобиографии Ретифа, где в конце последнего тома имеется приложение под названием «Мое завещание», помеченное 6 вандемьера VI года. т. е. 26сентября 1797 г. В нем Ретиф писал: «Я страстно любил революцию... но я ненавижу гнусных террористов, однако гораздо меньше террористов Конвента, чем теперешних подлых убийц, представителей гнусного аристократизма... Сторонники знаменитого Комитета общественного спасения не были анархистами, как их любят называть реакционеры..., а настоящими анархистами являются ати негодяи «порядочные люди»... Вот кто являются общественными врагами» («Monsieur Nicolas ou la Coeur-humain devoues. Tome Huitieme. Seizieme-Dixneuvieme partie. MDCCXCVII, p. 4. 841— 4843.—Нац. библ., Bes. Y2 2369 (8)).

159 Каждой из этих «аморальностей» автор посвящает даже особый очерк.

160 «Philosophic de Monsieur Nicolas. Par I'auteur du Coeur-humain devoile». A Paris. De l'Imprimerie du Cercle Social. 1796. L'an V de la Republique Française, t. Ill, p. 264—265.

161 Ibid., t. Ill, p. 212.

—215.

163 lbid, t. ll, p. 97—99.

164 «Monsieur Nicolas», XIV, 3969.

165 «Monsieur Nicolas», XV, 4370.

166 Нац. архив, В II, 61, № 44. Имеются и две более краткие выписки из тех же протоколов, также подписанные Делавинем.

«Трибун народа» (P. Jacob. Op. cit, р. 296). Он, однако, ничем не подкрепляет свое утверждение.

168 «Mes inscripcions», p. 81, 123, 305, 309 и др.

169 См. запись от 9 февраля 1792 г. (Нац. библ., Отдел рукописей. N. a. Т22112, л. 38 об. и др.).

170 «Les Antiquites d'Herculanum», t. VII. Paris, 1780, p. 96 (прим.).

171 M. Dommanget. Op. cit., p. 135.

«Lettres inedites de Restif de la Bretonne pour faire suite a la collection do ses oeuvres». Nantes, 1883, p. 23, 29, 58.

173 «Philosophie de Monsieur Nicolas», t. II, p. 96—97.

174 «Monsieur Nicolas», XIV, 3960, 3974; XV, 4386.

175 «Les Posthumes. Lettres recues apres la mort du Mari par sa Femme, qui Ie croit a Florences. Par feu Cazotte. Imprime a Paris a la maison. 1802, t. Ill, p. 302—307, 315 sqq.

176 Ibid, t. II, p. 353, 355.

— «Revue des livres anciens», t. I, fasc. 1, 1913, p. 87-94.

178 В опубликованном недавно одним парижским антикварным магазином ката тоге произведении Ретифа значится его письмо от 22 вандемьера IX года, адресованное некоему «гражданину и другу», в котором содержится изложение этого произведения («Retif etson oeuvre». Paris (2°) Rousseau—Girard. Libraire-expert, 7 Rue de la Bourse, p. 38—40). Мы не знаем, приобретено ли кем-либо это письмо, оцененное в 8500 новых франков.

179 «Mais Ie Communisme les retenait dans l'egalite».— «Les Posthumeo», t. IV, p. 314.

180 «Monsieur Nicolas», XV, 4346.

181 Ibid., 4326—4327.

«экономического декрета» мы читаем: «Граждане каждой общины делятся на классы. Существует столько классов, сколько полезных промыслов... У каждого класса имеются должностные лица, назначаемые лицами, которые этот класс составляют. Эти должностные лица руководят работами, следят за тем, чтобы они были равномерно распределены...» (Ф. Буонарроти. Заговор во имя равенства, именуемый заговором Бабефа, т. II. М.—П., 1949, стр. 310—311). http://vive-liberta.narod.ru/doc/buon1.pdf.

183 К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинение, т. 19, стр 193.

184 См., например: Ch. Fourier. Oeuvres completes, t. Ill, p. 181 и др.

Предыдущая страница Содержание