Приглашаем посетить сайт

История французской литературы. К.Ловернья-Ганьер, А.Попер, И.Сталлони, Ж.Ванье.
I. История.

Шестнадцатый век

I. История.

1. Век борьбы.

Французский XVI век, начавшийся с правления Людовика XII (1498-1515), увидит расцвет Ренессанса при его преемнике, Франциске I (1515 – 1547), которого называли «отцом литературы и искусств», однако его правление было омрачено бесконечными войнами с императором священной римской империи Карлом Пятым. Франциску наследует Генрих II (1547 – 1559 0, который вынужден продолжать эту войну, а кроме того – заниматься восстановлением единства королевства, оказавшегося под угрозой раскола под влиянием реформистской церкви, организованной в Женеве Кальвином. Посвятив себе решению этой задачи, Генрих II кладет конец конфликту с императором, но умирает во время празднеств, устроенных по случаю заключения мира. Религиозные распри, имеющие так же политический подтекст, перерастают в вооруженный конфликт, в котором сталкиваются католики и протестанты, причем каждую партию поддерживают иностранные державы. Генриху II наследуют сыновья: Франциск II (1559 – 1560), Карл IX (1560 – 1574), но по причине слишком юного возраста королевством на деле управляет их мать Екатерина Медичи. Их брат Генрих III (1574 – 1589) не может положить конец гражданской войне; он умирает от руки убийцы. Корону наследует Генрих Наваррский, протестант, который завоевывает свое королевство с оружием в руках и в конце концов переходит в католичество, чтобы короноваться в Шартре в 1594 г. Нантский эдикт (1598) кладет конец сорока годам кровавого противостояния двух партий; однако убийство Генриха IV (1610) показывает, насколько хрупко равновесие, достигнутое столь дорогой ценой.

Летописи придворной жизни и невероятный взлет искусства и литературы, с одной стороны, нескончаемые войны и убийства – с другой, соседствуют на протяжении всего века. Это время кризиса, время контрастов, предвещающих ту эпоху, которую историки называют Новым временем.

2. Франция в Европе.

Когда в 1494 г. Карл VIII (1483 – 1498) решает заявить права своей династии на королевство Неаполитанское, он поступает скорее как читатель рыцарских романов, чем как государственный муж. Та же химера владеет умами его наследников, Людовика XII и особенно Франциска I, юного победителя битвы при Мариньяно (1515). Но французские короли-рыцари сталкиваются с силами короля Неаполя и Арагона и испанского короля, сюзерена герцогства Миланского, двумя дедами будущего Карла Пятого (1500 – 1558). Когда Карл Пятый становится во главе Священной Римской империи (1519), честолюбивые устремления императора и французского короля сталкиваются в непримиримом противостоянии.

На европейской шахматной доске фигурируют также Папа Римский, защитник католической веры, Англия, всегда готовая после разрыва с Римом в 1534 г. поддержать противников папства, и немецкие князья, в числе которых есть довольно могущественные противники Карла Пятого. В результате возникают многочисленные войны, заключаются союзы, меняющиеся в зависимости от интересов каждой из сторон, ни одна из которых не может добиться окончательной победы. Борьба завершается в 1559 г. подписанием договора в Като-Камбрези, который кладет конец многолетним честолюбивым устремлениям французов в Италии и обеспечивает возврат Франции города Кале. Однако это стоит жизни королю Генриху II, погибшему во время рыцарского турнира по случаю празднеств, знаменующих бракосочетание его дочери с королем Испании – союзом, предусмотренным договором и предназначенным укрепить дружбу двух королевств.

3. Вопросы религии до 1559 г.

Параллельно и часто в тесной связи с вышеизложенными событиями внешней политики внутри французского королевства усиливается влияние протестантизма. В политике Франции XVI в. отношения трона и церкви занимают центральное место. Хотя король тесно связан с церковью миропомазанием, Франциск I не отличается послушанием.

В 1516 г. он подписывает с Папой конкордат, управляющий отношениями между Францией и святым престолом вплоть до Великой революции, согласно которому король лично назначает епископов, аббатов и раздает бенефиции (доходы от церковных должностей). Сюзерен может таким образом вознаграждать тех, кто верно ему служит. Это является для него одним из инструментов унификации королевства, устранения остатков феодализма и создания сильного централизованного государства.

Король демонстрирует независимость в борьбе с теми, кто требует реформирования церкви.

Однако последователи Лютера не желают отступать (см далее). В 1534 г. в ночь с 17 на 18 октября в разных местах королевства расклеиваются воззвания, озаглавленные «Злоупотребления папской мессы». Демонстративный характер этого события вынуждает короля перейти к более строгим мерам. Множество людей, подозреваемых в протестантизме, высылаются из Франции. Среди них Кальвин, который публикует в 1536 г. «Наставление в христианской вере» - фундаментальный труд основателя французской протестантской церкви, которая очень быстро обретает собственный культ и своих пасторов.

В 1547 г. к власти приходит Генрих II, полный решимости «истребить…еретиков, осужденных церковью»; сама церковь в ответ на Реформу собирает Тридентский собор (1545 – 1563). Многочисленные королевские эдикты предписывают крайние меры, касающиеся в том числе знатных персон: например, в 1559 г. Анна Буржская, предварительно задушенная палачом, была сожжена на Гревской площади.

4. Вопросы религии после 1559 г.

первое место занимают Гизы, яростные сторонники риской ортодоксальности, готовые предъявить свои права на французский трон.

Екатерина Медичи, бывшая регентшей при малолетнем Карле IX, продолжает играть важную роль, когда король достигает совершеннолетия. Она пытается сохранить единство королевства, демонстрируя то веротерпимость, то жесткое неприятие инакомыслящих. Ее поддерживают сторонники политики репрессий по отношению к еретикам и не менее решительные сторонники торжества «истинной религии».

Массовая резня протестантов в ночь святого Варфоломея с 23 на 24 августа 1572 г., совершенная по приказу Карла IX, становится символом убийств, вызванных острым конфликтом партий, сформировавшихся в это время во Франции. Иностранные государства тайком вмешиваются в дела королевства, предоставляя денежные субсидии и оказывая дипломатическую поддержку: Испания – католикам, Англия – протестантам.

В 1584 г. становится ясно, что корону наследует Генрих Наваррский, видный протестант: тем самым вскрывается политический масштаб войн, именуемых «религиозными». Начавшись в 1562 г., они заканчиваются только в 1589 г. после драматического события 1589 г., убийства Генриха III. Его преемник отрекается от протестантизма и получает право короноваться в Реймсе.

В 1598 г. Нантский эдикт подтверждает сосуществование двух религий, и Генрих IV начинает проводить укрепление и реорганизацию своего королевства, пока не погибает в свою очередь от руки убийцы в 1610 г.

На протяжении всего века короли Франции уделяют пристальное внимание литературе и искусству, которые также являются средством поддержания их престижа.

Франциск I объявляет французский официальным языком в юридических и нотариальных документах (ордонанс, или приказ, Вилье-Котре, 1539). Он основывает будущий Коллеж де Франс (1530), покровительствует многим ученым и писателям, вводит закон, обязывающий издателей отдавать королевскому библиотекарю один экземпляр их печатной продукции. Так создается коллекция книг, стоявшая у истоков национальной библиотеки.

Ж. А. де Баиф основывает академию поэзии и музыки (1570), которой покровительствует Карл IX. Генрих III учреждает в 1574 г. Дворцовую академию.

Придворная жизнь развивается и дает писателям повод продемонстрировать свою преданность королю. В присутствии монарха они читают свои поэмы, прославляя его самого, его фаворитов, великие и малые события его правления. Их вынуждает к этому необходимость заботиться о хлебе насущном: авторских прав еще не существует, и писатель может жить лишь на назначенный ему пенсион или дарованную собственность.

(поэты не становятся священниками, но получают доступ к церковным бенефициям – так обстоит дело с Дю Белле и Ронсаром). Тем не менее поэты не чувствуют себя униженными, поскольку они обеспечивают славу своим покровителям бессмертным искусством, что оценивается тугим кошельком, полным экю.

поэмы, небольшие пьесы, живые картины на мифологические сюжеты объединяют все виды искусств и предлагают взору зрителей целый пласт культуры, которую невозможно запереть в библиотеках.

Строительство замков также поддерживает королевский престиж. Франциск I украшает долину Луары прекрасными замками; он начинает строительство Лувра, которое закончится только при Генрихе IV. Чтобы обустроить Фонтенбло, он приглашает великих итальянских художников; подхватив эту инициативу, Генрих IV создает замок Сен-Жермен-ан-Ле.

Французские короли коллекционируют произведения великих художников и ювелирных дел мастеров; символична смерть Леонардо да Винчи в одном из луарских замков, предоставленных в его распоряжение Франциском I. Среди крупной знати начинается настоящее соревнование, которое приводит к появлению замков Шантильи, Экуан и т. д.

Сегодня мы способны оценить всю важность политики утверждения престижа, которая на многие века вперед ориентировала французскую культуру, что заставляет нас забыть о бесконечных войнах и несчастьях живших в то время людей.