Приглашаем посетить сайт

История французской литературы. К.Ловернья-Ганьер, А.Попер, И.Сталлони, Ж.Ванье.
Моралисты

Моралисты

К середине XVIII в. морализаторские нравоучения, получившие особое распространение в эпоху Людовика XIV, отодвигаются на второй план развитием философской мысли. Анализ человеческой души и ее порывы не слишком интересуют писателей эпохи Просвещения, за исключением Руссо, предпочитающих им достоверное описание человеческого поведения и общественных реалий или критические размышления по абстрактным проблемам. И лишь три писателя по-прежнему пишут на темы морали – Вовенарг, Шамфор и Ривароль.

Вовенарг (1715 – 1747).

Аристократ, потерпевший неудачу на военной службе, Люк де Клапье, маркиз де Вовенарг, является автором «Введения в познание человеческого разума» (1746), «Размышлений» и «Максим» (1746) – произведений, в которых он развивает идеалы добродетели и стоицизма, согласующиеся с его отрицанием метафизики, недоверием к разуму и апологией чувств. Некоторые из его «мыслей» легко запоминаются и возвещают о грядущих успехах чувственности («Великие мысли идут от сердца») или действенной морали («Только тот способен на великие деяния, кто живет так, словно он бессмертен»),

Шамфор (1740 – 1794).

и кончил жизнь трагически, покончив с собой. Он оставил нам изданный посмертно труд «Максимы, мысли, характеры и анекдоты» (1795) – творение разочарованного моралиста, который спасается с помощью язвительного смеха. Например: «Во Франции оставляют в покое тех, кто вызывает гнев, и преследуют тех, кто звонит в набат». Возможно, к нему самому можно было бы применить сентенцию, написанную им о других: «Можно иметь в голове множество идей и быть при этом неумным человеком, как можно командовать множеством солдат и быть при этом плохим генералом».

Ривароль (1753 – 1801).

Итальянец по происхождению, Антуан Ривароль в первой половине своей жизни был знаменитым мастером устного слова, прославившимся остротами и «», в которых сказано: «Что не ясно, то не относится к французскому языку». С 1789 г. он направляет свой сатирический пыл против Революции в многочисленных статьях, которые публикует в своей газете «Журналь политик э насьональ», а затем в язвительных «». Едкий ум, делающий его опасным, в полной мере выражен в «Максимах», написанных в изгнании (с 1792 г. в Бельгии, Англии и Германии). Знаменито его высказывание: «Ужасно приятно ничего не делать, но не стоит этим злоупотреблять».