Приглашаем посетить сайт

История французской литературы. К.Ловернья-Ганьер, А.Попер, И.Сталлони, Ж.Ванье.
Адам де ля Аль и светский театр в XIII в.

Адам де ля Аль и светский театр в XIII в.

Адам ле Боссю (таково настоящее имя его отца, богатого торговца, от которого он унаследовал прозвище де ля Аль – «Рыночный»), родился, вероятно, в Аррасе, в период между 1240-1250 гг. В родном городе он провел большую часть своей жизни; здесь он женился в 1270 г., довольно рано прославился как поэт и представил зрителям (в 1276?) «Игру в Беседке», в которой заявил о своем намерении отправиться учиться в Париж и оставить свою жену. Неизвестно, отправился ли Адам в Париж, но, во всяком случае, он получил звание магистра искусств (и стал «мэтром Адамом»). Около 1280 г. он поступил на службу к Роберу II д'Артуа, потом к Карлу I Анжуйскому, королю Неаполя, города, в котором Адам представил свою «Игру о Робене и Марион» (в 1283 или 1284). Дата его смерти спорна (в 1288 г. в Италии (?) или после 1306 г., по возвращении в Аррас (?)).

Знаменитый поэт и музыкант, Адам де ля Аль оставил нам множество коротких пьес – песен, игр, ронде де кароль (коротких танцевальных пьес), мотетов и полифонических рондо, один «сказ» (ди) и один «уход» (прощание с Аррасом, который ему пришлось покинуть по причине конфликтов в 1272-1280 гг.). Вклад Адама де ля Аля в сценическое искусство весьма значителен: именно ему принадлежат первые дошедшие до нас театральные произведения на французском языке, если не считать нескольких коротких пьес наподобие «Мальчика и слепого», комической «игры» (после 1266), предвещающей появление фарса, а также ряда сочинений, которые с трудом поддаются классификации: «Окассен и Николетт», «Куртуа из Арраса», драматическое фаблио начала XIII в. и жонглерские монологи, такие, как «Ди о Травах» Рютбёфа (1260-1270).

«Игра о Робене и Марион» является театрализованным вариантом поэтического жанра пастурели, в которой действует неловкий влюбленный рыцарь, пастушка Марион, столь же благоразумная, сколь хорошенькая, ее дружок Робен и другие пастухи. Диалоги прерываются песнями, танцами и играми. Зато «Игра в беседке» отличается большой оригинальностью.

«Игра в беседке» (вторая половина XIII в.)

Адам де ля Аль выводит на сцену самого себя в обличье клирика, свою семью и соседей, всех жителей Арраса (представленных в сатирической и карикатурной манере), а также трех фей. Адам хочет проститься со своим городом, чтобы продолжить обучение в Париже, но вместе с другими жителями идет в таверну, где их застает ночь, и в конце концов ему не удается уехать.

Это пьеса, где сатира сменяется бурлеском и важное место отведено безумию (одно из значений слова «feuillée», которым называли также зеленую беседку на Аррасском рынке: в ней стояла статуя девы Марии и происходили представления; в пьесе она также используется), является несомненным шедевром Адама де ля Аля: драматург подвергает критическому осмыслению современное ему общество, свой родной город и самого себя.

© 2000- NIV