Приглашаем посетить сайт

История французской литературы. К.Ловернья-Ганьер, А.Попер, И.Сталлони, Ж.Ванье.
Барочные поэты

Барочные поэты

Первую треть XVII века в поэзии неоспоримо преобладает провозвестник классицизма Малерб. Однако в этот период расцветает творчество многих поэтов, порой незаслуженно забытых (Пьер Мотен, Жан де Ла Сепэд, Арно д'Андийи, Пьер Матье, Пьер де Марбеф и др), тогда как признание получают другие. Это относится к великому сатирику Матюрену Ренье, двум ученикам Малерба Менару и Ракану, а также к некоторым противникам великого нормандца, например Теофилю де Вио, Тристану л'Эрмиту или независимому виртуозу Сент-Аману. Термин «барокко», дающий возможность объединить их всех в одну группу, используется в данном случае скорее в хронологическом, чем в стилистическом значении.

Матюрен Ренье (1573 – 1613).

Родившийся в Шартре в семье буржуа, Ренье, племянник поэта Депорта, был главным противником Малерба. Жизнь приводит его в Рим, куда он сопровождает кардинала де Жуайеза, затем в Лангедок, потом он окончательно оседает в Париже, где ведет беспутную жизнь в компании других шумных литераторов. В 1608 г. Ренье публикует «Рассуждение о короле» и десять «Сатир» - жанр, в котором в полной мере проявляется его талант. Незадолго до смерти выходит новое издание «Сатир».

В «Сатирах» высмеиваются нравы современников поэта – в традициях Горация и Ювенала (как это будет делать позднее и Буало). Самыми известными являются «Сатира II» («Поэты»), «Сатира III» («Придворная жизнь»), «Сатира VIII» («Докучный»), «Сатира IX» («Рапену», предназначенная сразить Малерба).

Матюрен Ренье желает отбросить слишком строгие правила, установленные Малербом, и, нападая на него и его последователей, упрекает мэтра:

Лишь они одни заявляют, будто нашли правильный метод,

(«Сатира IX»)

Ренье предпочитает реалистичную поэзию, яркую и живую, как та, что позволяет ему описать голодных поэтов:

Без башмаков, без пояса или веревки,

С диким смятенным взором, почти лишившись рассудка,

Они подступаются к вам, словно пьяницы….

(«Сатира II»)

Не отличаясь большой оригинальностью, Ренье тем не менее стоит в ряду поэтов-сатириков, которые учат нас веселости, здравому смыслу и свободе.

Франсуа Менар (1582 – 1646).

Менар, сын тулузского магистрата, долгое время занимал пост председателя суда в Орийяке, служил секретарем у Маргариты Валуа (первой супруги Генриха IV) и стал самым известным учеником Малерба. От своего учителя он наследует вкус к строгой, выверенной поэзии, очищенной от лексических или стилистических излишеств.

Франсуа Менар оставил нам несколько сатирических или бурлескных эпиграмм, а также чувствительные и гармоничные стихи, такие, как «Ода к Алкиппе» или элегия «Прекрасной старухе». Его лиризм порой достигает редкой изысканности, как, например, в этом сонете:

Душа моя, пора уходить. Моя сила в прошлом,

Недалек уж мой последний день….

Или же в чудном катрене из элегии «Прекрасной старухе»:

Я уступаю годам; а моя убеленная сединами голова

Напоминает мне о том, что пора прощаться с людьми и миром.

Моя кровь охладела. Мои силы убывают;

Ракан (1589 – 1670)

Другой «ученик» Малерба является настоящим аристократом. Оноре де Бюэль, маркиз де Ракан был королевским пажом и стал членом первой Французской академии. Разочаровавшись в карьере военного и политика, он большую часть жизни прожил в своем замке в Турени. Малерб считал его своим продолжателем, хотя Ракану не хватало изысканности и добротности Менара. Кроме биографии (не слишком верной) своего учителя (1651), Ракан знаменит в основном одами, например: «Приход весны», «Бальзаку», «Бельгарду», «Ришелье», стансами и драматической пасторалью в стихах «Пастушеские сцены» (1625), у которых он выражает свою трогательную любовь к природе.

Прекрасным достижением являются его «Стансы об уединении» (1618), традиционная тема которых заимствована у Горация:

Тирсис, пора подумать об уходе на покой:

Прожита уж большая часть наших дней.

Года неуклонно ведут нас к смерти….

Теофиль де Вио (1590 – 1626)

Тот, кого часто называют только по имени – Теофиль (доказательство незаслуженно забытой впоследствии популярности), являлся соперником Малерба, славы которого не признавал. Родом из Ло, воспитанный в протестантской семье, Теофиль де Вио после смерти Генриха IV попал ко двору, где прославился своими вольнодумными идеями и сомнительными знакомствами, что стоило ему нескольких лет тюрьмы.

В 1617 г. он пишет трагикомедию «Пирам и Фисба», с успехом поставленную. Он также создает произведения в прозе и в 1621 г. выпускает разнообразные поэтические сочинения, среди которых «Элегия одной даме», оды («Утро», «Одиночество»), стансы («Любовные разочарования», «Аполлон») и др.

Как многие современники эпохи барокко, Теофиль де Вио любит воспевать красоты природы, которые противопоставляет неумолимому бегу времени и в которых находит вдохновение для своего эпикурейства.

Вольные нравы и вкусы отдаляют его от Малерба, которого он считает слишком холодным и строгим. Свои предпочтения он выражает с юмором:

Я хочу писать стихи без всяких правил,

Занимать свой ум вещами не слишком серьезными,

Искать потайные места, где мне все нравится,

Размышлять на досуге, привольно мечтать….

(«Элегия одной даме»).

«Гротесках» (1844).

Сент – Аман (1594 – 1661.

– Аман родился в Руане в семье мореплавателей. Сам он страстно любил море и путешествия, посетил множество стран в Америке, Европе, Африке. Сент – Аман дружил с Теофилем де Вио и, подобно ему, был виртуозом поэзии. Его принимали при различных дворах, где он оказывал услуги важным персонам (Марии Гонзаго, Кристине Шведской, герцогу Монморанси, Герцогу де Рец). Это был человек добродушный и остроумный, гуляка и весельчак. Его поэзия, которой он занимался играючи, является отражением его темперамента: вольная, антиконформистская, живая, бурлескная. Но более всего талантливая и очень современная. Его героическая идиллия «» (1653) дает о нем вполне полное впечатление, но существует также несколько отдельных произведений, проникнутых подлинным лиризмом (ода «Одиночество») или фантастической атмосферой, как в «Видениях»:

Со взъерошенными волосами я проникаю

В сказочные сны колдунов, в ведьмовской шабаш:

Я блуждаю в аду, я брожу в небесах….

Он умел передать свой пыл и даже вызов в таких сонетах, как «», «Лентяй», «Обжоры», или предаться насмешливому эпикурейству в забавных сочинениях о «Сыре», «Сидре» или «Дыне»:

О, что за запах! Как она тяжела!

Тристан л’Эрмит (1601 – 1655)

Больше, чем все другие авторы своего времени, Тристан л'Эрмит известен своей бурной и скандальной жизнью. В автобиографии «Обездоленный паж» (1643) он сообщает нам о своем знаменитом происхождении (его предком был Пьер л'Эрмит, проповедник Первого крестового похода) и юношеских похождениях (дуэли, ссоры, ссылка, война), о своей службе при Гастоне Орлеанском, брате Людовика XIII (с 1622 г.). Позднее он переходит к герцогу де Гизу, у которого останется до конца своих дней. В 1649 г. Тистан л'Эрмит избран во Французскую академию.

«Марианна», «Пантея», «», «Парасит»), сегодня забытых, и поэтические сборники, которые сегодня вновь обретают свежесть и элегантность: «Любовные стихи» (1683), «Лира» (1641), «Героические стихи» (1648), «Амариллис», «» (1652). Прекрасная ода «Прогулка двух влюбленных», написанная в форме «галантного праздника», положена на музыку Клодом Дебюсси:

Подле этого темного грота,

Где воздух столь сладок,

А свет с тенью.