Приглашаем посетить сайт

История французской литературы. К.Ловернья-Ганьер, А.Попер, И.Сталлони, Ж.Ванье.
Бернарден де Сен-Пьер (1737 – 1814)

Бернарден де Сен-Пьер (1737 – 1814)

Жак Бернарден Анри де Сен-Пьер, который будет подписываться как бернарден де Сен-Пьер, родился в Гавре в 1737 г. В 17489 г. он совершает вместе с дядей путешествие на остров Мартинику. В 1750 – 1759 гг. Обучается математике. В 1759 – 1766 гг. Путешествует по Европе. В 1768 г. Бернарден отправляется в путешествие на остров Маврикий в качестве инженера-капитана, откуда возвращается разочарованным, но публикует «Путешествие на Иль-де-Франс» (1773). В Париже ведет трудную жизнь до 1784 г., когда «Этюды о природе» приносят ему успех. Наследует Бюффону на посту директора Ботанического сада, затем становится профессором в Эколь Нормаль. Умирает в 1814 г., достигнув благополучия и почестей.

Человек одной книги.

Бернарден де Сен-Пьер, ученик Руссо, с которым он дружил и которым восхищался, был расчетливым карьеристом и считал, что завоюет славу благодаря «Этюдам о природе». Но из этого огромного произведения – претенциозного, наивного и спорного – современники, и особенно потомки, запомнят лишь короткий рассказ из четвертого тома «Поль и Виргиния», произведение, которое познает успех, намного превосходящий его литературные качества.

«Поль и Виргиния» (1788)

В 1765 г. старик и острова Иль –де -Франс рассказывает автору историю двух молодых людей, Поля и Виргинии. Их матери укрылись на острове, спасаясь от бесчестья: они живут в полном согласии и гармонии с природой, воспитывая двух детей. Но когда Виргинии исполняется пятнадцать лет, тетя приглашает девушку во Францию, чтобы дать ей достойное образование. Молодые люди страдают в разлуке, Виргиния из Франции шлет Полю письма; спустя три года она возвращается. К несчастью, корабль, на котором она плывет, разбивается у берегов острова. Виргиния исчезает в волнах на глазах у Поля, который умирает от горя два месяца спустя.

  • От пасторали к утопии. Бернарден де Сен-Пьер сам определял свою книгу как «пастораль», модный в XVII-XVIII вв. жанр. Однако «Поль и Виргиния» - не пастушеская история в обрамлении сельских красот, хотя книга и соответствует этому жанру, представляя трогательную идиллию между простыми и чистыми персонажами, скрывающимися от соблазнов цивилизации. Но все-таки произведение можно скорее отнести к жанру «утопии», милому вымыслу, столь любимому в эту эпоху. Остров, хранимый от пороков внешнего мира с помощью благосклонной природы, является настоящим Эдемом до грехопадения: «Несчастье далеко от меня; вокруг меня одно счастье», - говорит мадам де ля Тур, мать Виржинии. Герои преисполнены доброты и заразительной чувственности, преобразующей обычную жизнь в небесный дар, а окружающую природу – в рай.
  • Гимн добродетели. Намерения автора становятся понятны со слов его альтер эго, старика: «Самому испорченному предубеждениями света человеку нравится, когда ему говорят о счастье, которое даруют природа и добродетель». Урок Руссо применяется с карикатурным рвением: счастье обретает свой источник в подчинении природе, в уходе от цивилизованного мира, отказе от теологии и лт стремления к пониманию, в первичности «чувственности», т. е. чувства: «Их богословие целиком заключалось в чувстве». Поддавшись ложным миражам успеха в обществе, торговли, жажды денег, обе семьи познают несчастье. Трагический эпилог является предупреждением Провидения.
  • «Лучший из слащавых романов». Выражение принадлежит Камю, который назвал книгу «просто удручающей». Действительно, «Поль и Виргиния» страдает слабостями тенденциозного романа и уступками моде того времени: схематизмом ситуаций, условным и напыщенным стилем, переполненным клятвами и морализаторскими афоризмами, идеологическим конформизмом и тенденциозной демонстративностью (особенно в том, что касается восхваления природы и добродетели). Тем не менее, несмотря на явные недостатки, эта книга с момента своего появления пользуется огромной популярностью. Она представляет собой заметную веху в истории литературы, поскольку дает начало одному из самых плодотворных повествовательных направлений XIX в. и, вслед за Руссо, способствует обновлению искусства и языка в описании природы. Став подлинным «мифом», роман служит также образцом для всей сентиментальной литературы.
© 2000- NIV