Приглашаем посетить сайт

История французской литературы. К.Ловернья-Ганьер, А.Попер, И.Сталлони, Ж.Ванье.
Бомарше (1732 – 1799).

Бомарше (1732 – 1799).

Пьер Огюстен Карон, сын часовщика, родился в Париже. К 1745 г. после короткого периода обучения становится подмастерьем часовщика, затем мастером. В 1754 г. Карон представлен ко двору, покупает должность чиновника, женится (1756) на вдове, которая приносит ему землю и имя Бомарше. В 1759 г. Бомарше – учитель музыки дочерей Людовика XV. В 1760 г. он становится участником финансовых махинаций банкира Пари-Дюверне. Вскоре произведен во дворянство. В 1764 г. Бомарше едет в Испанию, чтобы помочь сестре, затеявшей судебный процесс, и завязать торговлю с Луизианой. В 1767 г. выходит в свет « Евгения», мещанская драма, спектакль почти провалился. Текст драмы предваряет «Эссе о серьезном драматическом жанре». В 1770 г. появляется драма «Два друга, или Лионский купец», и снова провал. В 1773 – 1774 гг. При ведении дела Гузмана происходит столкновение Бомарше с нечистоплотным судьей. Вскоре Бомарше пишет четыре тома «Мемуаров», делающих его знаменитым. В 1775 г. он создает комедию «Севильский цирюльник». Бомарше становится тайным агентом правительства, затем продавцом оружия. Он основывает «Общество драматических авторов». В 1784 г. выходит комедия «Женитьба Фигаро», поставленная с огромным успехом, в 1787 г. – «Тарар», философская опера, в 1792 – 1793 гг. – «Преступная мать», слезливая драма. Бомарше заключен в тюрьму в Париже, он вступает в контакт с революционерами, эмигрирует за границу. В 1796 г. возвращается во Францию, участвует в новых интригах. В 1799 г. Бомарше умирает от апоплексического удара.

Литератор и делец.

Творчество Бомарше обширно: обильная корреспонденция, различные статьи и теоретические сочинения, бесчисленные полемические «Мемуары», самые знаменитые из которых направлены против Гузмана, шесть «парадов» (народных феерий), три мещанские драмы, одна опера и две комедии, пользовавшихся невероятным успехом: «Севильский цирюльник» и «Женитьба Фигаро». Но литература – лишь одна из граней его колоссальной деятельности: «Я являюсь драматическим автором ради удовольствия», - говорит он о себе. Поочередно часовщик, судья, полицейский и шпион, продавец оружия, финансист, сомнительный торговец, он меняет профессии с такой же легкостью, как и его Фигаро («Севильский цирюльник», актI, сцена 1).

француза-фрондера и забияки, хитреца и соблазнителя, и возвещает приближение свободы и Революции.

«Севильский цирюльник» (1775).

Многочисленные перипетии своей полной интриг жизни Бомарше превращает в материал для драматического творчества. После неудач в комическом жанре «парада» и серьезном «мещанской драмы» он, предприняв ряд переделок, призванных угодить цензуре и обуздать собственное многословие, выносит на суд публики комедию в четырех актах, сыгранную 26 февраля 1775 г. Успех пришел сразу и надолго.

В Севилье молодой граф Альмавива пытается похитить юную Розину, в которую он влюбился в Мадриде. Встреченный случайно бывший слуга графа, а теперь цирюльник Фигаро, берется помочь делу, задурив голову опекуну Розины Бартоло (смешной старик) и его союзнику, глупому и расчетливому музыканту Базилю. После многочисленных театральных эффектов, переодеваний и недоразумений граф, переодетый Линдором, получает от Бартоло руку его подопечной в обмен на солидное вознаграждение.

В своей первой значимой комедии Бомарше демонстрирует невероятную виртуозность.

Искусность построения. Используя банальную интригу (подобную интриге «Школы жен» Мольера), драматург создает комедию, где в невероятном темпе сменяют друг друга переодевания, театральные эффекты, недоразумения: это так называемая «путаница» («l'embrouille» от итальянского imbroglio, переведенного автором.

Обогащение характеров традиционных персонажей. Старик Бартоло в придачу к традиционным качествам (эгоизм, жадность, дряхлость) получает недостатки скверного врача и боязливого ретрограда. Базиль, клеветник, является жадным мошенником; юные влюбленные громко заявляют о своем праве на счастье. Довершает этот ансамбль Фигаро, сочетающий в себе хитрость Скапена, живость «пикаро», оптимизм философа: «Я тороплюсь смеяться, потому что боюсь, как бы мне не пришлось заплакать! [1] (акт I, сцена 2).

Сатирическая сила. Под маской невинной стилизации в испанском духе пьеса содержит опасные атаки на пороки французского общества: развращенность нравов, продажность властей, беззаконие судей, угнетение слабых, диктат с позиций возраста или богатства... Здоровый юмор Фигаро, свежесть чувств влюбленных, похоже, способны преодолеть эти социальные недуги, или, по крайней мере, противостоять им. Цирюльник становится выразителем мнения автора, выступающего против пороков агонизирующего режима: «... если начальник не делает нам зла, то это уже немалое благо» (акт I, сцена 2).

«Женитьба Фигаро» (1784)

После успеха «Севильского цирюльника» Бомарше хочет написать продолжение, которое заменило бы «шестой акт», изначально запланированный им в пьесе. Однако новая комедия, в которой все дерзости тщательно дозированы, задерживается с выходом: потребуется заступничество высокопоставленных особ и шестилетний перерыв (пьеса была завершена, вероятно, в 1778 г.), прежде чем она впервые будет представлена публике 27 апреля 1784 г. Успех еще более грандиозен, чем успех «Цирюльника». Два года спустя Моцарт напишет оперу на сюжет пьесы.

Этому препятствуют три обстоятельства: виды графа на Сюзанну, претензии Марселины на бывшего цирюльника, проделки Керубино, юного протеже графини, в котором Альмавива видит соперника. Что бы преодолеть все препятствия, Фигаро, Сюзанна и графиня объединяются и благодаря различным уловкам т неожиданностям (Марселина оказывается матерью Фигаро), возвращают графа его супруге, а Фигаро женится на Сюзанне.

«Безумный день». Этот подзаголовок «Женитьбы Фигаро» достаточно ясно говорит о желании автора придать своей комедии живость и веселость. Насчитывающая девяносто две сцены (в «Цирюльнике» было только сорок четыре), шестнадцать действующих лиц (почти в два раза больше, чем в «Цирюльнике»), десяток статистов, имеющая несколько взаимосвязанных сюжетов (четыре или пять), сочетающая различные стили и жанры пьеса представляет собой забавное и ослепительное зрелище, которое обновляет язык драматического искусства.

Крамольный дух. В заканчивающем пьесу «водевиле» Фигаро поет символическую фразу: «Все решает ум один». [2] «» может рассматриваться как попытка противопоставить изящество «ума» тщеславному консерватизму власти. Лукавый слуга и его союзники могут нарушить установленный порядок вещей: знать не является больше неприкасаемой, старинные прерогативы («право сеньора») – утеряли свою силу, сановное высокомерие не внушает былого уважения»: «Вы дали себе труд родиться, только и всего», - возмущается Фигаро (акт V, сцена 3). Правосудие коррумпировано, знать развращена, успех приносят лишь интрига и лесть: «Раболепная посредственность – вот кто всего добивается» (акт III, сцена 5).

Двусмысленное послание. Не следует преувеличивать революционное значение пьесы, сыгранной за пять лет до взятия Бастилии. Было бы ошибкой принимать остроумные высказывания автора за призыв к переменам в политике. Последние слова Фигаро отдают пресностью буржуазной морали: «Красивая жена и состояние...» (акт V, сцена 19). Идиллия тихого счастья, на котором, похоже, остановился Бомарше, плохо согласуется с идеалами, которые приписывают его пьесе. Тем не менее благодаря своей дерзости, воззванием к истине, дыханию свободы пьеса до сих пор сохраняет неизменные очарование и силу.

  1. Перевод Н. Любимова.