Приглашаем посетить сайт

История французской литературы. К.Ловернья-Ганьер, А.Попер, И.Сталлони, Ж.Ванье.
Буало (1636 – 1711).

Буало (1636 – 1711).

Николай Буало-Депрео родился в Париже в 1636 г. В 1646 г. мальчик обучается в коллеже д'Аркур, затем в коллеже Бовэ, а с 1652 г. изучает право, чтобы стать адвокатом. В 1657 г. умирает отец и Буало отказывается от адвокатского поприща. К этому времени относят начало его поэтического творчества. В 1660 – 1666 гг. Буало посещает литературные салоны, знакомится с Мольером, Расином, Лафонтеном. Выходят в свет произведения Буало: «Сатиры» (I – VII) (1666), «Сатиры» (VIII, IX) (1668), разнообразные «Послания» (1669), продолжение «Посланий», «Поэтическое искусство», первая часть ироикомической поэмы «Налой» (1674). В 1677 г. вместе с Расином Буало назначен историографом короля. В 1683 г. выходят две последние песни «Налоя». В 1684 г. Буало избран во Французскую академию. В 1693 г. опубликовано «Рассуждение об оде», где в споре с Новыми Буало принимает сторону Древних. Выходят в свет новые «Сатиры» и «Послания», «Сатира XII» «О двусмысленности», направленная против иезуитов (1705). В 1711 г. Буало умирает в Париже.

Поэт-сатирик.

Невероятно знаменитый в свое время, Буало начиная с XIX в. пользуется репутацией столь же отвратительной, сколь и ошибочной. Традиция отводит ему роль догматика, литературного цензора, «законодателя Парнаса», готового порицать нарушения правил своими более одаренными современниками _- Расином, Мольером, Лафонтеном. Но Буало, требовавший, чтобы его называли Депрео, чтобы отделиться от многочисленной семьи, был слишком юн, чтобы играть эту роль, и по природе своей слишком весел и бескорыстен, дружелюбен и ироничен, чтобы примириться с ней.

Более верным было бы определение Буало, подчеркивающее его двойное призвание сатирика и поэта. Его творчество («», «Сатиры», «Поэтическое искусство», «Налой») почти целиком версифицировано и обнаруживает поэтические достоинства. В нем можно выделить мораль – мораль искренности и здравомыслия, философию – философию разума и природы, эстетику – эстетику хорошего вкуса и умеренного реализма, риторику – риторику просодической строгости, лиризма и поэтического изящества. В целом все эти характеристики присущи классицизму.

«Сатиры» (1666 – 1711).

В 1657 – 1705 гг. Буало пишет с небольшими промежутками двенадцать сатирических пьес в стихах, опираясь на античные образцы (Гораций и Ювенал) и современных поэтов (Матюрен Ренье). Принято разделять «Сатиры» с I по IX, написанные в 1657 – 1668 гг., и более поздние (X - XII), написанные в 1692 – 1705 гг.

затрагивает социальные проблемы: трудности парижской жизни (I), смешные сотрапезники (III), дурные аристократы (IV), столичные хлопоты(VI); а также моральные и философские проблемы: людское тщеславие (VII), догматический рационализм (IV), женщины и их пороки (X), ошибки иезуитов (XII); наконец. Литературные сюжеты: связь «рифмы» со «смыслом» - на примере Мольера (II), сатирический жанр (VII). качества «разума» (IX).

Первая роль сатиры – развлекать, подчеркивая слабости человека и недостатки общественной жизни. И Буало делает это с большим остроумием. Но сатира посредством своего морализаторства призвана также воспитывать и защищать хороший вкус, подтверждая некоторый эстетический выбор. Так, знаменитое похвальное слово Корнелю основывается на популярности его произведения у народа:

Весь Париж видит Химену глазами Родриго,

Академия подвергает его цензуре,

Публика упорно им восхищается.

«Поэтическое искусство» (1674)

Склонность к критике проявилась в Буало очень рано. Отталкиваясь от античной традиции, он пишет в 1669 г. «Поэтическое искусство», определяющее его личные взгляды в области литературы, и излагает суть направлений классического идеала.

Произведение состоит из четырех песен. Первая (232 стиха) формулирует основные требования к поэзии (сохранять простоту, стремиться к ясности, не допускать вульгарности, работать над стилем). Вторая песнь (204 стиха) разбирает малые жанры (идиллию, элегию, сонет, рондо, мадригал и т. д.) и напоминает поэту о необходимости быть скромным. Песнь III, (самая длинная и известная, 428 стихов) разбирает “большие жанры», каковыми являются трагедия, эпическая поэма, комедия. Для каждого из этих жанров существуют законы и правила. Последняя песнь возвращается к советам поэту: он должен избегать льстецов, приносить пользу, проявлять благородство, бескорыстие и признательность королю, чьи достоинства по этому случаю не забывал похвалить.

«» с момента своего появления получило всеобщее признание, опровергнуть которое мог бы лишь последний, притворно-скромный стих автора, уверяющего, что он «более склонен порицать, чем сведущ, как хорошо слагать». Тем не менее в этом труде всего лишь воспроизводятся широко известные и распространенные идеи, уже изложенные в различных, порой очень старых, трудах («Поэтика» Аристотеля).

Талант Буало проявился в том, что ему удалось сформулировать правила классического искусства в нескольких чеканных, легко запоминающихся александрийских стихах, которые поразили умы современников и способствовали созданию репутации Буало как непримиримого законодателя литературной деятельности. Многие из этих афоризмов (иногда весьма поэтичных) стали крылатыми выражениями:

Но если замысел у вас в уме готов,

Все нудные слова придут на первый зов (песнь I, стих 154-155)

Шлифуйте, чистите, пока терпенье есть:

Добавьте две строки и вычеркните шесть (песнь I, стих 172-173)

Чтоб зрителя пленить и тронуть – вот секрет:

И правда иногда на правду не похожа (песнь III, стих 48)

Наставницей избрать нам надобно природу (песнь III, стих 414).[1]