Приглашаем посетить сайт

История французской литературы. К.Ловернья-Ганьер, А.Попер, И.Сталлони, Ж.Ванье.
Бурлескная литература.

Бурлескная литература.

Литературное брожение XVII в. порождает противоречивые течения. В ответ на прециозную поэзию и героико-галантный роман развивается буржуазная литература, которую в те времена называли «комической», а сегодня иногда квалифицируют как «реалистическую». Желание изображать вещи в пародийном и порой тривиальном свете, буффонное или сатирическое остроумие, философская фантазия объединили под одним названием «бурлеск» (от итальянского слова, означающего шутку) писателей совершенно различного темперамента: Шарля Сореля, Поля Скаррона, Фюретьера и Сирано де Бержерака.

Шарль Сорель (1599 - 1674)

Сорель – близкий к либертенам плодовитый и недооцененный писатель, которого можно считать предвестником современного романа. В его обширном творчестве (более сорока произведений различных жанров: поэзия, история, мораль) нас более всего интересуют романы, например, «Сумасбродный пастух» (1627), разновидность пародии на модные пасторали, и особенно одна из наиболее печатавшихся книг века «Правдивое комическое жизнеописание Франсиона», смесь романа воспитания, философской повести и бурлескной сатиры.

«Правдивое комическое описание Франсиона» (1623).

Мы попадаем в различные места: провинцию, Италию, наблюдаем разные жизненные перипетии. В конце романа Франсион удачно женится.

Поль Скаррон (16610 – 1660).

Скаррон, как и Сорель, которому он подражает, - неутомимый и разносторонний автор. Церковная «должность» не мешает ему вести веселую, разгульную жизнь, по крайней мере до 1638 г., когда ревматическое заболевание превращает его в инвалида. Тем не менее он женится на Франсуазе д'Обинье, будущей мадам де Ментенон (впоследствии тайной супруге Людовика XIV), и держит весьма популярный салон. Его творчество характеризуется ярко выраженным пристрастием к пародии: он перелагает «Энеиду» в пространной эпической поэме «» (1648 – 1652), имитирует трагедию в пьесе «Дон Яфет Армянский» (1652) и высмеивает прециозный стиль в «Комическом романе».

«Комический роман « (1651 – 1657).

Юный аристократ Дестен (чье имя означает «судьба») и его невеста Звезда присоединяются к труппе странствующих комедиантов, чтобы скрыться от могущественного завистника. Роман повествует о «комических» (т. е. театральных) перипетиях труппы, привлекая внимание читателя к нескольким интересным встречам, например с персонажем по имени Коротышка, уродливым адвокатом, комедиантом Злобой, судьей Ла – Рапиньером. Основной сюжет прерывается многочисленными отступлениями.

«Комический роман» можно считать шедевром реалистической и бурлескной литературы. Живое, ритмичное повествование содержит талантливое описание мира комедиантов, язвительные наблюдения о провинциальных посредственностях, условности романного жанра (похищение, дуэли, сентиментальные сцены) и яркие пассажи, в которых Скаррон пародирует все литературные крайности.

– 1688)

Антуан Фюретьер – одновременно налоговый инспектор, аббат и поэт – стал академиком в 1662 г. В 1685 г. он был исключен из Академии за попытку издать в одиночку словарь, конкурирующий со словарем Академии, работа над которым шла слишком медленно. Он пишет «Сатиры», «Пасквили» (на тему своего скандального дела). Но более всего он известен как автор таких бурлескных произведений, как «Энеида наизнанку» (1649) и «реалистический» пародийный «Мещанский роман».

«Мещанский роман» (1666).

Это не столько роман, сколько сборник независимых историй, о разрозненности которых сам автор заявляет в «Слове к читателю»: «Заботу о связности я оставляю тому, кто перечтет сию книгу». Главная интрига строится вокруг любовных похождений Жавотты, дочери прокурора Воллишона, отказывающей предназначенному ей жениху и сбегающей со своим любовником.

Это странное произведение заключает в себе несколько забавных портретов, яростные нападки на некоторые институты власти, например правосудие, и ядовитое описание буржуазного общества. Роман также интересен современностью своей манеры: писатель отказывается воспринимать свое произведение всерьез и оспаривает его по мере того, как развивается интрига.

Сирано де Бержерак (1619 – 1655).

службой в гвардии, затем де Бержерак живет жизнью философа (эпикурейская школа Гассенди), ученого (он написал труд по физике), наконец, поэта и литератора, написавшего трагедию «Смерть Агриппины», комедию «Осмеянный педант» (подражание Мольеру) и два посмертных сочинения, в которых вольно выражается его бурлескная фантазия, его барочный пыл и либертинаж. Иногда оба эти произведения объединяют под заглавием «Иной свет».

«Иной свет, или Государства и империи луны» (1659), «Государства и империи солнца» (1662).

Эти два произведения устанавливают связь между утопическими сочинениями Томаса Мора и Кампанеллы, философскими повестями эпохи Просвещения и современными научно-фантастическими романами. Автор благодаря хитроумной машине переносится в далекие миры, где жизнь противоположна жизни на Земле. Богатое воображение помогает писателю описать такие авангардные изобретения, как дирижабль или ракета. Перипетии, приключения, встречи в романах столь же многочисленны, сколь неожиданны и забавны.

Интерес к книге выходит за рамки простого удовольствия от романа, велико его философское значение: во имя материалистической концепции происхождения Вселенной ставятся под сомнение религиозные догмы, оспаривается королевская власть, высмеиваются тщеславные человеческие притязания. XVIII век, особенно через посредство Свифта и Вольтера, много позаимствует из этих двух удивительных и блистательных книг.