Приглашаем посетить сайт

История французской литературы. К.Ловернья-Ганьер, А.Попер, И.Сталлони, Ж.Ванье.
Дидро (1713 - 1784).

Дидро (1713 - 1784).

Дени Дидро родился в Лангре в семействе мастера-ножовщика в 1713 г. С 1723 г. Учится у иезуитов, чтобы стать священником. В 1728 г. Юноша поступает в коллеж д'Аркур в Париже, затем в университет; получает степень магистра искусств (1732). 1733 – 1743 гг. – плохо изученный период богемной жизни, когда Дидро был прокурорским писцом, воспитателем, переводчиком. В 1742г. Дидро знакомится с Руссо. В 1743 г. Дидро заключает брак с Антуанеттой Шампьон, из-за чего происходит его ссора с отцом. В 1745 г. Дидро выпускает вольный перевод «Опыта о достоинстве и добродетели» Шефтсбери, после чего он нанят книгоиздателем Ле Бретоном для перевода «Энциклопедии» Чемберса. В 1746 г. Дидро общается и дружит с Кондильяком, Гриммом, д'Аламбером; выходят в свет его «Философские мысли» - первое авторское произведение, осужденное Парламентом. В 1748 г. Вышел в свет эротический роман «Нескромные сокровища». В 1749 г. После выхода в свет «Письма слепых в назидание зрячим» Дидро на три месяца заключен в Венсенский замок. В 1751 г. Он посещает парижские салоны; становится членом Берлинской академии; выходит первый том его «Энциклопедии», над которой он работает более пятнадцати лет. В 1753 г. Опубликованы «Мысли об объяснении природы». В 1756 г. Дидро встречается с Софи Волан, в 1757 г. Он ссорится с Руссо; публикует мещанскую драму «Побочный сын». В 1760 г. Дидро работает над романом «Монахиня», опубликованным в 1796 г. В 1765 г. Он продает российской императрице Екатерине II свою библиотеку; выпускает «Эссе о живописи», продолженное «Салонами». В 1769 г. Дидро вступает в связь с мадам де Мо. Выходит в свет «Сон д'Аламбера». В 1773 г. Дидро публикует «Добавление к “Путешествию Бугенвиля”». По пути в Санкт-Петерсбург он завершает роман “Жак-фаталист» и трактат «Парадокс об актере». В 1776 – 1780 гг. Дидро делит жизнь между Парижем, Севром (живет у Беля), Гранвалем (гостит у Гольбаха). В 1778 г. Он завершает философскую повесть-диалог «Племянник Рамо». В 1784 г. Дидро умирает в собственном особняке на улице Ришелье.

Беспокойный гений.

Монтескьё строг и сдержан, Вольтер язвителен и блистателен, Руссо глубок и сумрачен; Дидро, четвертый великий мыслитель своего века, плодовит , универсален, весел, неуловим, трудолюбив, верен дружбе, разрушителен в мысли, падок на новое, склонен к крайностям и к мистификациям, чувствителен и великодушен... Подобный темперамент прекрасно согласуется с кипучим XVIII в. и подтверждает определение «Энциклопедии»: «Объем ума, сила воображения и деятельность души, вот что такое гений» (статья «Гений»).

Многообразное творчество.

Для Дидро характерна жизненная сила, проявляющая себя и в творчестве, в котором, за исключением поэзии, представлены все литературные жанры: 

Стоит также упомянуть о его переписке, не столь изящной и обильной, как у Вольтера, но весьма насыщенной. В шестнадцати томах этой корреспонденции Дидро предстает человеком привлекательным, несмотря на все свои противоречия. «Непостоянство флюгера», в котором он обвиняет Лангруа (письмо у Софи Волан от 10 августа 1759 г.), с некоторыми оговорками можно отнести и к нему самому. Но Дидро обожаетт парадоксы, выраженные в излюбленной форме диалога, именно потому, что они согласуются с движением его диалектической и динамичной мысли. Плохо понятое в свое время (многие произведения были опубликованы лишь посмертно), его творчество уважается сегодня за свою виртуозность и современность.

«Сон д'Аламбера» (1769)

«Разговор д'Аламбера с Дидро», после чего выйдет «Продолжение». Выдвинутые Дидро дерзкие тезисы стали причиной того, что в конце концов автор уничтожил рукописи: тексты опубликуют лишь в 1830 г. По сохранившимся копиям.

рассказывает гостям о своих ночных кошмарах. Во время беседы врач (выразитель мнения Дидро) высказывает удивительные философские суждения и пророческие научные гипотезы.

Эта книга, сбивающая с толку, столь же новая по своей форме, как и по содержанию, позволяет автору высказать некоторые революционные предвидения. 

«Племянник Рамо» (1762).

Это произведение, как и многие вещи Дидро, не было опубликовано при жизни автора, а поскольку у нас нет оригинальной рукописи, его сложно датировать. В 1804 г. Гёте делает перевод копии «» на немецкий, с которого вновь переводят на французский, и произведение выходит во Франции в 1821 г. Два года спустя дочь Дидро обнаруживает оригинальную рукопись, которую публикует с различными изменениями. Только в 1890 г. Выходит достойное доверия издание авторской копии.

Речь вновь идет о диалоге – между Жаном-Франсуа Рамо, племянником музыканта (Он), и Дидро (Я). Встреча происходит в кафе «Режанс». Собеседники касаются многих тем, например артистического гения, паразитов – образчиком которых является сам Рамо, представитель праздной богемы, - образования, счастья, музыки, наследства, социальной комедии. Многочисленные интермедии, иногда очень яркие (например, пантомимы), прерывают разговор и предохраняют его от монотонности. 

«Жак-фаталист и его хозяин.» (1773).

Этот роман, начатый шестидесятилетним писателем в Гааге, на пути в Санкт-Петербург, куда он едет по приглашению императрицы Екатерины, является его последним крупным произведением и неоднократно переделывается. Опубликованный уже после смерти писателя, сначала на немецком, он выходит во Франции только в 1796 г.

Жак, славный деревенский юноша, в прошлом солдат, желая скрасить верховое путешествие, которое совершает со своим хозяином, рассказывает ему историю о своих амурных похождениях с девушкой из трактира. Рассказ без конца прерывается непредвиденными событиями, философскими рассуждениями рассказчика, комментариями и откровениями хозяина, «вставными эпизодами». Такова история мадам де Помрэ, которая мстит своему любовнику, маркизу дез Арси, подсунув ему в жены шлюху; приключения монаха-расстриги или господина Деглана. После многочисленных перипетий (из-за одной Жак даже попадает в Тюрьму) рассказ внезапно обрывается.