Приглашаем посетить сайт

История французской литературы. К.Ловернья-Ганьер, А.Попер, И.Сталлони, Ж.Ванье.
Дидро (1713 - 1784).

Дидро (1713 - 1784).

Дени Дидро родился в Лангре в семействе мастера-ножовщика в 1713 г. С 1723 г. Учится у иезуитов, чтобы стать священником. В 1728 г. Юноша поступает в коллеж д'Аркур в Париже, затем в университет; получает степень магистра искусств (1732). 1733 – 1743 гг. – плохо изученный период богемной жизни, когда Дидро был прокурорским писцом, воспитателем, переводчиком. В 1742г. Дидро знакомится с Руссо. В 1743 г. Дидро заключает брак с Антуанеттой Шампьон, из-за чего происходит его ссора с отцом. В 1745 г. Дидро выпускает вольный перевод «Опыта о достоинстве и добродетели» Шефтсбери, после чего он нанят книгоиздателем Ле Бретоном для перевода «Энциклопедии» Чемберса. В 1746 г. Дидро общается и дружит с Кондильяком, Гриммом, д'Аламбером; выходят в свет его «Философские мысли» - первое авторское произведение, осужденное Парламентом. В 1748 г. Вышел в свет эротический роман «Нескромные сокровища». В 1749 г. После выхода в свет «Письма слепых в назидание зрячим» Дидро на три месяца заключен в Венсенский замок. В 1751 г. Он посещает парижские салоны; становится членом Берлинской академии; выходит первый том его «Энциклопедии», над которой он работает более пятнадцати лет. В 1753 г. Опубликованы «Мысли об объяснении природы». В 1756 г. Дидро встречается с Софи Волан, в 1757 г. Он ссорится с Руссо; публикует мещанскую драму «Побочный сын». В 1760 г. Дидро работает над романом «Монахиня», опубликованным в 1796 г. В 1765 г. Он продает российской императрице Екатерине II свою библиотеку; выпускает «Эссе о живописи», продолженное «Салонами». В 1769 г. Дидро вступает в связь с мадам де Мо. Выходит в свет «Сон д'Аламбера». В 1773 г. Дидро публикует «Добавление к “Путешествию Бугенвиля”». По пути в Санкт-Петерсбург он завершает роман “Жак-фаталист» и трактат «Парадокс об актере». В 1776 – 1780 гг. Дидро делит жизнь между Парижем, Севром (живет у Беля), Гранвалем (гостит у Гольбаха). В 1778 г. Он завершает философскую повесть-диалог «Племянник Рамо». В 1784 г. Дидро умирает в собственном особняке на улице Ришелье.

Беспокойный гений.

Монтескьё строг и сдержан, Вольтер язвителен и блистателен, Руссо глубок и сумрачен; Дидро, четвертый великий мыслитель своего века, плодовит , универсален, весел, неуловим, трудолюбив, верен дружбе, разрушителен в мысли, падок на новое, склонен к крайностям и к мистификациям, чувствителен и великодушен... Подобный темперамент прекрасно согласуется с кипучим XVIII в. и подтверждает определение «Энциклопедии»: «Объем ума, сила воображения и деятельность души, вот что такое гений» (статья «Гений»).

Многообразное творчество.

Для Дидро характерна жизненная сила, проявляющая себя и в творчестве, в котором, за исключением поэзии, представлены все литературные жанры: 

  • -философия, преобладающая часть его творчества. Отнюдь не склонный к метафизике, «человек, который ничего не знает» («Мысли об объяснении природы»), враждебно относящийся к религии, он интересуется прежде всего человеком, которого изучает в трех аспектах – научном, политическом и моральном. «Письмо о слепых...» ограничивает его материализм, который получит уточнение в «Сне д'Аламбера», где рассматривается прагматическая мораль, основанная на чувственности и детерминизме; 
  • -критика, позволяющая ему комментировать различные области искусства: литературу и театр («О драматической поэзии», «Беседы с Дорвалем», «Парадокс об актере»), музыку и особенно живопись. В «Салонах» (за 1765-й или 1767-й гг.) он определяет свою эстетику чувственностью, превозносит патетическую живопись Греза и волнующие пейзажи Верне и Юбера Робера; 
  • -театр, который он желает избавить от классических условностей с помощью новой формы – драмы. Сюжет пьесы становится современным, персонажи – представителями разных социальных слоев общества, финальный урок – назидательным («Побочный сын», «Отец семейства»). Эта часть его творчества сегодня устарела, но оказала влияние на драматическое искусство XIX в.; 
  • -роман и повесть, наиболее яркая и актуальная часть его творчества. В соответствии со своим материалистическим «гуманизмом» он предпочитает показывать индивидуумов, отдающихся своей свободе и зову своего тела. Повесть и роман позволяют описать, часто с сатирическим реализмом, подлинные эмоции, присущие повседневной жизни. Романы и повести «Монахиня» (1760), «Племянник Рамо» (1762), «Жак-фаталист» (1773), «Два друга из Бурбонны» (1770), «Добавление к “Путешествию Бугенвиля”» (1774) свидетельствуют о его интересе к повествовательным формам, которые он умело использует.

Стоит также упомянуть о его переписке, не столь изящной и обильной, как у Вольтера, но весьма насыщенной. В шестнадцати томах этой корреспонденции Дидро предстает человеком привлекательным, несмотря на все свои противоречия. «Непостоянство флюгера», в котором он обвиняет Лангруа (письмо у Софи Волан от 10 августа 1759 г.), с некоторыми оговорками можно отнести и к нему самому. Но Дидро обожаетт парадоксы, выраженные в излюбленной форме диалога, именно потому, что они согласуются с движением его диалектической и динамичной мысли. Плохо понятое в свое время (многие произведения были опубликованы лишь посмертно), его творчество уважается сегодня за свою виртуозность и современность.

«Сон д'Аламбера» (1769)

Произведение является продолжением первого диалога под названием «Разговор д'Аламбера с Дидро», после чего выйдет «Продолжение». Выдвинутые Дидро дерзкие тезисы стали причиной того, что в конце концов автор уничтожил рукописи: тексты опубликуют лишь в 1830 г. По сохранившимся копиям.

Диалог ведется между тремя персонажами: мадемуазель де Лепинас, знаменитой писательницей, великим врачом Бордё, другом Дидро, и знаменитым математиком д'Аламбером, у постели которого они собрались. Д'Аламбер рассказывает гостям о своих ночных кошмарах. Во время беседы врач (выразитель мнения Дидро) высказывает удивительные философские суждения и пророческие научные гипотезы.

Эта книга, сбивающая с толку, столь же новая по своей форме, как и по содержанию, позволяет автору высказать некоторые революционные предвидения. 

  • Сила материи. «Человек есть лишь мгновение, случайный миг в громадном становлении материи». 
  • Предвидение эволюции. «Все существа превращаются одно в другон, поэтому и все виды... Все беспрестанно меняется... Всякое животное есть более или менее человек; всякий минерал есть более или менее растение; всякое растение есть более или менее животное». 
  • Примат вида и отрицание понятия «индивидуум». «Есть только один великий индивидуум – целое».

«Племянник Рамо» (1762).

Это произведение, как и многие вещи Дидро, не было опубликовано при жизни автора, а поскольку у нас нет оригинальной рукописи, его сложно датировать. В 1804 г. Гёте делает перевод копии «Племянника Рамо» на немецкий, с которого вновь переводят на французский, и произведение выходит во Франции в 1821 г. Два года спустя дочь Дидро обнаруживает оригинальную рукопись, которую публикует с различными изменениями. Только в 1890 г. Выходит достойное доверия издание авторской копии.

Речь вновь идет о диалоге – между Жаном-Франсуа Рамо, племянником музыканта (Он), и Дидро (Я). Встреча происходит в кафе «Режанс». Собеседники касаются многих тем, например артистического гения, паразитов – образчиком которых является сам Рамо, представитель праздной богемы, - образования, счастья, музыки, наследства, социальной комедии. Многочисленные интермедии, иногда очень яркие (например, пантомимы), прерывают разговор и предохраняют его от монотонности. 

  • Этот любопытный «роман», прежде всего, является сатирой в смысле полемического и комического описания, но также и в этимологическом смысле слова «смесь» (satira по-латыни). Дидро, желающий ответить врагам «Энциклопедии», насмехается над своими современниками, например Фрероном и Палиссо. Но за грань. Сведения счетов, ведущихся в строго продуманном беспорядке, в диалоге рассматриваются различные критические сюжеты: продвижение по службе людей посредственных, место и роль паразитов, эстетические противоречия (знаменитый «спор шутов» между сторонниками французской и итальянской музыки). 
  • Кроме того, книга интересна двойственным образом писателя, поскольку оба участника диалога могут рассматриваться как две ипостаси самого Дидро. «Он» - это независимая и богемная часть автора, отвергающая всякое принуждение, несколько развращенная, отчасти циничная, всегда оптимистичная. «Я» - это зрелый и степенный философ, стремящийся жить в добродетели и подчиняющийся общественной дисциплине, смирившийся с конформизмом. 
  • Свободная форма (рассказ-диалог), верный тон (разговорный), реализм (декор, поступки, персонажи) придают произведению жизненную правдивость, превращающую его в настоящий театральный спектакль.

«Жак-фаталист и его хозяин.» (1773).

Этот роман, начатый шестидесятилетним писателем в Гааге, на пути в Санкт-Петербург, куда он едет по приглашению императрицы Екатерины, является его последним крупным произведением и неоднократно переделывается. Опубликованный уже после смерти писателя, сначала на немецком, он выходит во Франции только в 1796 г.

Жак, славный деревенский юноша, в прошлом солдат, желая скрасить верховое путешествие, которое совершает со своим хозяином, рассказывает ему историю о своих амурных похождениях с девушкой из трактира. Рассказ без конца прерывается непредвиденными событиями, философскими рассуждениями рассказчика, комментариями и откровениями хозяина, «вставными эпизодами». Такова история мадам де Помрэ, которая мстит своему любовнику, маркизу дез Арси, подсунув ему в жены шлюху; приключения монаха-расстриги или господина Деглана. После многочисленных перипетий (из-за одной Жак даже попадает в Тюрьму) рассказ внезапно обрывается. 

  • Роман вначале представляется имитацией авантюрных романов – или даже пародией на них. Взявза образец «Тристрама Шенди» Стерна, Дидро с целью снизить тон повествования использует темы плутовского романа. Жак, дальний родственник Панурга, напоминает Жиль Блаза, Кандида, будущего Фигаро, но его создатель посредством частых отступлений последовательно разрушает романическую иллюзию, отдавая дань вымыслу в своеобразном «романе в романе». 
  • Произведение содержит также философское послание, заявленное в его названии, фатализм. Все происходящее, считает Жак, вписано в «свиток судьбы». «Он считал, что все дело в счастливом или несчастливом рождении». Благодаря такому детерминизму, заимствованному у Спинозы и привитому Жаку его бывшим командиром, слуга бездушно идет по жизни и даже, в главе о благоразумии, дает уроки фатализма своему хозяину. 
  • Литературный успех этого произведения достигается благодаря искусству рассказчика – его свободному стилю и композиции. Все позволено автору, который не гнушается пикантными описаниями, умело использует повествовательные эффекты, чередуя живой реализм и романическую патетику, виртуозно обрисовывает характеры персонажей и сопровождает эту оригинальную вереницу лиц и событий глубокими рассуждениями на темы философии и морали.
© 2000- NIV