Приглашаем посетить сайт

История французской литературы. К.Ловернья-Ганьер, А.Попер, И.Сталлони, Ж.Ванье.
Фенелон (1651 – 1715)

Фенелон (1651 – 1715)

Франсуа де Салиньяк де Ламот Фенелон родился в 1651 г. в фамильном замке в Дордони. До 1663 г. мальчик обучался на дому, а в 1663 – 1675 гг. получает высшее образование в иезуитском коллеже в Кагоре, затем в Париже в семинарии Сен-Сюльпис. В 1675 г. Фенелон рукоположен в священники; ведет проповедническую и миссионерскую деятельность. В 1685 – 1687 гг. исполняет миссию по обращению протестантов в Сентоже. В 1687 г. выходит его «Трактат о воспитании девиц». В 1688 г. знакомится с мадам Гюйон, которая обращает его в «квиетизм», а в 1689 г. по рекомендации мадам де Ментенон становится наставником герцога Бургундского, внука короля. В 1693 г. Фенелон принят во Французскую академию, а в 1695 г. назначен архиепископом Камбрэ. В 1697 г. Фенелон вступает в спор с Боссюэ по поводу квиетизма, выходит его «Объяснение максим святых». После этого по приказу короля он сослан в Камбрэ. В 1699 г. выходит роман «Приключения Телемака», усугубивший опалу Фенелона и стоивший ему пенсиона, затем «Четыре диалога мертвых», «Басни» (1700). В 1704 – 1710 гг. Фенелон ведет набожную и благочестивую жизнь. В 1711 г. выходят «Заповеди герцога Шона» - план воспитания герцога бургундского, ставшего наследником престола. В 1712 г. умирает дофин: все надежды на милость короля потеряны. В 1714 г. опубликовано «Письмо г-ну Дасье о занятиях Французской академии». В 1715 г. Фенелон умирает в Камюрэ.

Христианский педагог.

Творчество Фенелона относится скорее к богословию, чем к литературе. Его главные произведения («Трактат о существовании Бога», «Максимы святых», «Трактат о пасторской службе», «Диалоги мертвых») являются составной частью пасторальной жизни, которую он ведет с рвением и чистосердечием. «Письмо о занятиях Французской академии» (опубликовано посмертно в 1716 г.) демонстрирует его склонность к критике и приверженность к классическому вкусу по образцу Древних, простой риторике, стремлению к цельности и истине.

Тем не менее «Трактат о воспитании девиц», написанный по просьбе герцога и герцогини де Бовилье (имевших восемь дочерей), увлекает его на путь педагогики, который он проиллюстрирует также «Баснями», предназначенными для воспитания его ученика герцога Бургундского, и особенно неожиданным романом «Телемак», который принесет ему признание потомков.

«Приключения Телемака» (1699).

Произведение было написано в 1695 г. и опубликовано, анонимно и без согласия Фенелона, в 1699 г. Основным его предназначением было формирование ума непоседливого герцога Бургундского. Роман имел большой успех, спровоцировавший скандал, который обернулся против Фенелона, чье авторство было установлено довольно быстро.

Роман претендует на продолжение «Одиссеи». Сын Улисса, ведомый своим наставником, мудрым Ментором, отправляется на остров Калипсо, который Улисс уже покинул. Богиня требует, чтобы молодой человек рассказал о своем путешествии по Греции, Египту, Тиру. Повествование прерывается на похождениях на Крите, завершившихся благополучно благодаря мудрым законам Миноса. В шестой книге (произведение состоит из восемнадцати книг) Калипсо влюбляется в Телемака, который влюблен в нимфу Евхарию. Телемаку приходится бежать через Бетику, идеальную страну, и укрыться в Саленте, где путешественников принимает царь Идоменей, изгнанный с Крита: Ментор доказывает свою мудрость, разрешая конфликт и делая жизнь в городе более справедливой и добродетельной. Телемак вступает в войну, в которой демонстрирует свои таланты, затем спускается в тартар, чтобы найти отца. Вернувшись в Саленту, он влюбляется в Антиопу, дочь Идоменея, и готовится стать царем. Он может возвращаться на Итаку.

Приключенческий роман. «Эта странная книга», как называл ее Вольтер, представляет собой простую и незамысловатую историю, согласно намерению автора, изложенному в его «Письме Академии»: «Все, что я ценю, не является ни сложным, ни редким, ни чудесным». Итак, роман должен непременно заключать в себе очарование и неожиданность, чтобы привлечь внимание юного герцога Бургундского, но обязан избегать неправдоподобия и напыщенности прежних литературных конструкций. Превосходный знаток античности, Фенелон с наслаждением имитирует Гомера, вводит в роман ученые ссылки, по заслугам оцененные образованными читателями. Любовные перипетии, описания экзотических пейзажей, эпические эпизоды добавляют книге тонкое романтическое очарование.

Учебник по воспитанию. Признанным коньком автора несомненно является педагогика: «Я всегда помышлял, - пишет он Ле Телье в 1710 г., - лишь о том, чтобы развлечь герцога Бургундского этими приключениями и, развлекая, воспитывать его». Произведение насыщено уроками на тему морали, философии, политики, чувств. Ментор (воплощение богини мудрости Минервы и двойник Фенелона) дает советы, направляет своего подопечного и на собственном примере учит образу жизни, полной мудрости, добродетели и вкуса. Поскольку будущий правитель не должен оставаться нечувствительным к литературным и художественным красотам, его просвещают по этому поводу посредством многочисленных аллюзий и парафраз.

Политический урок. «Телемак» стоит на одном из первых мест в истории Утопии. Последовательные (и взаимодополняемые) описания Крита, Бетики, Саленты образуют модель идеального города, описанного в традициях, идущих от Платона и продолженных Томасом Мором («Утопия») и Томмазо Кампанеллой («Город Солнца»). Политические идеи Фенелона берут свое начало в осторожной мудрости, достойной мифического золотого века: приоритет сельской деятельности, уважительное отношение к природе, миролюбие, осуждение роскоши и богатства, возвращение к общинным отношениям…. Людовик XIV, который узнал себя в царе Идоменее, монархе деспотичном и надменном, не мог стерпеть столь дерзкую критику. Для нас «Телемак» - это предвестие «философского романа», получившего развитие в эпоху Просвещения.

© 2000- NIV