Приглашаем посетить сайт

История французской литературы. К.Ловернья-Ганьер, А.Попер, И.Сталлони, Ж.Ванье.
Fin' Amors

Fin' Amors

Новое искусство любви, возникающее сначала в поэзии трубадуров, потом в поэзии труверов и в достаточно разнообразных формах в куртуазных романах, тесно связано с куртуазной идеологией, развивающейся в это время при сеньориальных дворах Юга, а потом и Севера Франции. Часто Fin' Amors описывают одним расплывчатым термином «куртуазная любовь». Этот идеал любви очень требовательной, он предназначен для элиты. Для «куртуазных» дам и рыцарей.

Вначале правила куртуазной любви расплывчаты, строгих правил не существует, можно выделить лишь несколько характерных мотивов и терминов. Воспеваемая возлюбленная – дама, донна (от латинского domina – «госпожа») , далекая и практически недоступная. Чаще всего она стоит на более высокой социальной ступени и замужем за другим – такая любовь в принципе несовместима с браком. Возлюбленный находится по отношению к даме-госпоже на более низкой ступени общественной иерархии; он служит ей как вассал служит своему сюзерену в ожидании даров, которыми она пожелает наградить его: взгляд, благожелательное слово или более важный дар – дар милосердия (жалость, побуждающая даму даровать свою любовь), часто скрепляемы поцелуем.

Любовь должна оставаться тайной. Дама разделена с возлюбленным-поэтом препятствиями внешними («ревнивцами», сплетниками и завистниками, врагами любви и любовников или расстоянием) или внутренними (сопротивление или пренебрежение дамы). Но это не ослабляет любовь, а наоборот лишь разжигает ее, поддерживает влюбленного в состоянии болезненной экзальтации: «радости», граничащей с наслаждением, способной дойти до мистического экстаза, неотделимой от страдания.

Fin' Amors не является платонической любовью; желание, воспеваемое трубадурами (по крайней мере, первыми), часто является плотским, но оно не может найти полного удовлетворения, разве что в мечтах, под угрозой смерти. Fin' Amors является культурой желания, любовью ради любви.

© 2000- NIV