Приглашаем посетить сайт

История французской литературы. К.Ловернья-Ганьер, А.Попер, И.Сталлони, Ж.Ванье.
Гийом де Машо (около 1300-1377)

Гийом де Машо

(около 1300-1377)

Гийом де Машо родился около 1300 г. в простой семье, вероятно, в Машо, в Шампани. Он получил образование клирика (как минимум, до степени магистра искусств). 1324 годом датируется его первое известное музыкальное сочинение. Машо поступает на службу к знатным господам – сначала к Иоанну Люксембургскому, королю Богемии, при котором в течение пятнадцати лет исполняет обязанности капеллана, нотариуса, а затем секретаря, сопровождая его в поездках по Европе и Богемии. До 1342 г. Машо пишет «Суд короля Богемии», в 1337 г. получает пост каноника в Реймсе и живет там некоторое время, создавая поэтические и музыкальные произведения. В конце концов Машо поступает на службу к Бонне Люксембургской, дочери своего первого покровителя (она умрет в 1349 г.). около 1341 г. Машо пишет «Лекарство Фортуны», в 1349 г. – «Суд короля Наварры», написанный для Карла Наваррского, также «Дружеское утешение» (чтобы ободрить короля во время тюремного заключения в 1356-1357 гг). Переходит на службу к Иоанну Беррийскому, которому посвящено «Ди о Фонтане любви» (1361). В 1364 г. выходит «Правдивое ди», после 1369 г. – «Взятие Александрии». Машо умирает в Реймсе в 1377 г.

«Великий риторик новой формации».

Выше уже упоминалось, что Гийом де Машо прославился среди своих последователей как основатель новой поэтической школы. Он написал около четырехсот лирических пьес, почти все они куртуазные («Похвала дамам» - такой заголовок он дал сборнику своих стихов, не положенных на музыку). Он не изобретает новые формы, но совершенствует и оттачивает уже известные ему, используя все технические средства, особенно рифмы. К концу жизни он пишет «пролог» к своим произведениям, собранным его заботами в сборники, которые составили в целом нечто вроде собрания искусства поэзии. Кроме того, Машо был знаменитым музыкантом (помимо мелодий, сопровождающих множество его стихов, он написал мотеты и первую полифоническую мессу).

Персональные «ди» и выход на сцену поэта.

Машо является также автором десятка лирико-повествовательных ди или сказов (в восьмисложных стихах, часто с лирическими отступлениями); почти все они посвящены любви и куртуазности, большая роль отводится в них поэту-рассказчику. В двух «Судах», представляющих собой поэтические прения на тему любви, он выступает сначала свидетелем, а затем одним из участников спора. Доверенное лицо влюбленного сеньора в «Ди о Фонтане любви», автор становится протагонистом любовной авантюры в «Правдивом ди» (как это было и ранее, но не столь явно, в «Лекарстве Фортуны»).

«Правдивое ди» (1364).

«Правдивое ди» считается шедевром Гийома де Машо. Это история о любовном приключении между стареющим поэтом и юной дамой (которую в критике долгое время идентифицировали с некой Перронной д'Армантьер): обмен письмами (в прозе) и лирическими стихами (поэта и дамы), первые встречи, разлука; затем связь становятся достоянием гласности, и «разлученные» скорбят о своей потере. Это сентиментальное приключение является скорее поэтическим.

Последнее произведение Машо «Взятие Александрии» представляет собой хронику в стихах, посвященную Пьеру I Лузиньяну, королю Кипра и Иерусалима.

© 2000- NIV