Приглашаем посетить сайт

История французской литературы. К.Ловернья-Ганьер, А.Попер, И.Сталлони, Ж.Ванье.
II. Социальное устройство и мировосприятие.

II. Социальное устройство и мировосприятие.

1. Феодальное общество: три сословия.

Примерно к тысячному году складываются социальные структуры, на основе которых возникает общество, называемое обычно феодальным. Согласно клирикам того времени, оно делится на три сословия, отличающихся по своим функциям и взаимным обязательствам: «те, кто молится», «те, кто воюет», «те, кто работает». К первому относятся клирики, «люди церкви»: в Средние века это были не только священники и монахи (духовенство), но также все, кто так или иначе был связан с церковью, особенно обширная категория преподавателей и школяров. А с XIII в. и студентов университетов.

«Те, кто воюет» - это сословие рыцарей, конных воинов, которое, начиная с XI в., стремится слиться со знатью, землевладельцами и власть предержащими; группа разнородная, но объединенная общностью идеологии, доминирующей в ту эпоху.

Именно взаимоотношения внутри этой группы составляют сущность феодализма: через ритуал оммажа вассал переходит под защиту более сильного сеньора, которого признает своим сюзереном; сюзерен дает ему феод (чаще всего земельное владение) или принимает к себе на службу и содержит, тогда как вассал предоставляет ему совет и помощь (в частности, военную). Вассала и сюзерена связывает клятва верности («обет»).

Феодальные отношения образуют стройную систему, представляющую собой иерархическую пирамиду (разработанную в VII в. Сугерием, аббатом Сен-Дени), на вершине которой, по крайней мере теоретически, стоит король. В действительности же крупные феодалы не подчинялись королевской власти, и короли династии Капетингов постоянно боролись за признание своей власти, что давалось с большим трудом – как это видно на примере Плантагенетов в XII в. или позже, во время конфликтов с английскими королями (которые в принципе являлись вассалами Франции через земли на материке) или с герцогами Бургундии. В XIII в. Появляется новая разновидность знати – королевские чиновники, бальи и сенешали, воплощающие в жизнь политику укрепления власти монарха.

«Те, кто трудится», составляют большую часть населения (около 90%). Поначалу это в основном крестьяне, чьей обязанностью является кормить два других сословия. Но хотя сословное деление общества сохраняется на протяжении всего Средневековья (и даже позже, вплоть до 1789 г.), в самом третьем сословии происходят значительные изменения. С развитием городов, начиная с XII в., городские коммуны получают определенную автономию, увеличивают число «ремесел», торговцев и мастеровых, которые объединяются в братства, корпорации и гильдии. Подушные списки того времени в большинстве случаев отражают это разнообразие. В городах муниципалитеты формируются из богатых горожан, в основном купцов. Деньги начинают приобретать большее значение, чем феодальные ценности, что отражается в литературных произведениях.

Наконец, в заключение этого очень краткого обзора следовало бы упомянуть о тех категориях населения, которых летописцы в своих текстах обычно не принимали в расчет: речь идет о женщинах всех сословий и многочисленных «изгоях» средневекового общества – евреях и еретиках, прокаженных, колдунах, нищих – отношение к ним эволюционировало со временем и часто было неоднозначным.

2. Религия и искусство.

Религия играет большую роль в жизни средневекового общества (литургический календарь, уставные часы молитв, делящие день на части, ритуалы и таинства, знаменующие важные этапы жизни, значение паломничества). Пытаясь взять под контроль воинское сословие и несколько умерить жестокость рыцарства, церковь в начале XI в. провозглашает «Божий мир» (или «Божье перемирие»), вводит религиозные элементы в ритуал торжественного посвящения в рыцари, призывает к Крестовым походам (представляя их одновременно как паломничество и как «святую войну»).

Образование является монополией церкви вследствие того, что фактически монастыри оказались единственными островками культуры в мрачную эпоху вторжения варваров; школы открываются при монастырях, приходских церквах, кафедральных соборах, находящихся в подчинении епископа. Именно в этой среде развиваются первые крупные направления в искусстве: музыка (например, в монастырях Сен-Марсьял в Лиможе и в Сен-Бенуа-сюр-луар), романская архитектура и пришедшая ей на смену готическая (термин введен в XVII в. для обозначения всего средневекового искусства, считавшегося «варварским»).

Хотя сословие клириков – «тех, кто молится»- кажется вполне определенным, поскольку духовенство противопоставлено мирянам и занимает первое место в обществе, оно совсем не однородно. По строгой иерархии, унаследованной от поздней Римской империи, отдельно стоит «светское духовенство», а дистанция между епископами и деревенскими священниками осень велика. Начиная с VI в. возникают и развиваются монашеские ордена; в основном они следуют бенедиктинскому уставу (святого Бенедикта, 480-547)

Многочисленные монастырские реформы следуют одна за другой; самыми значительными из них были Клюнийская (по имени аббатства, основанного в 909 г., приобретшего очень большое значение в XI в.) и Цистерианская (по имени аббатства в Сито, основанного в 1098 г., которое особенно прославилось благодаря святому Бернарду Клервоскому). Ордена монахов-солдат возникают в эпоху Крестовых походов (самый известный – орден тамплиеров). В XIII в. В городской среде возникают новые ордена (доминиканский и францисканский).

Романское искусство зарождается и развивается в монастырях центра и юга Франции (Клюни, Везле). Его апогей приходится на 1100 г. Романская архитектура характеризуется использованием сводов (сначала на римский манер коробовых, затем крестово-коробовых), сводчатых арок (и довольно рано угловых арок), внутренним убранством (фрески, украшенные скульптурами капители) и внешним декором. Начиная с первой трети XII в. романская архитектура вытесняется новой формой – готической, в которой развивается иная техника строительства: стрельчатые соды, позволяющие поднять на большую высоту угловые арки.

Готическое искусство появляется на севере Франции (королевское аббатство Сен-Дени, затем большие соборы в других городах); этот «французский стиль» впоследствии завоюет всю Европу. Готическое искусство называют искусством света из-за обилия разноцветных витражей. Большое распространение получает скульптура, традиционным становится изображение человеческого тела. Возведение больших соборов резко прерывается в конце XIII в. Готическое искусство продолжает развиваться в декоре «пламенеющей готики» вплоть до конца Средневековья.

3. Мыслители и круг идей.

Как уже было сказано, преемственность в сфере знаний обеспечивалась церковью. Клирики, а также преподаватели и студенты университетов являются «интеллектуалами» Средних веков (Жак Ле Гофф). В XII в крупными интеллектуальными центрами становятся городские школы, особенно к северу от Луары; в начале столетия это прежде всего школа в Шартре, затем парижские центры, где преподают также и независимые учителя.

В средневековых школах изучались семь «свободных искусств» (филологические науки ими тривиум: грамматика, риторика и диалектика; точные науки или квадривиум: арифметика, геометрия, астрономия и музыка), прежде чем приступить к более специальным дисциплинам – праву, медицине и богословию – вершине наук. Преподавание велось полностью на латыни, которая была языком науки для всей Европы. Основным методом обучения считалось lectio – чтение «авторов» (слово auctous имеет два значения: «авторы» и «авторитеты») Античности и Отцов церкви; чтение комментированное, с обязательным толкованием и последующим обсуждением спорных вопросов (quaestiones). Данный метод развивается на протяжении XIII в. , когда появление латинских переводов Аристотеля дает мощный импульс к развитию идей. Переводится также много греческих и арабских трактатов (Коран переведен аббатом Клюни Пьером Достопочтенным в 1142 г.).

Пьер Абеляр (1079-1142), в наши дни известный в основном своими любовными похождениями, постигшими его несчастьями и перепиской с ученой и прекрасной Элоизой, является также одной из крупнейших фигур интеллектуального мира XII в. Он прославился своей оригинальной позицией, названной позже концептуализмом, в одном из великих философских споров Средневековья, «спором об универсалиях», посвященном реальности абстрактных понятий (противостояние утверждающих ее «реалистов» и «номиналистов», которые отрицали реальное существование универсалий, сводя их к наименованиям). В трактате на латинском языке «Да и нет» (1137) Абеляр применяет диалектический поход к Библии и произведениям Отцов церкви. Это сочинение было осуждено Бернардом Клервоским; тем не менее оно заложило основы схоластики.

XIII век – это век университетов, корпораций, объединяющих профессоров и студентов городских центров по образу других «ремесел» (Парижский университет основан в 1208 г., в 1219 г. он имел четыре факультета – свободных искусств, медицины, права, богословия; последний факультет станет Сорбонной, по названию коллежа для бедных студентов, основанного Роббером де Сорбоном в 1257 г.). В области идей это эпоха больших обобщений и энциклопедий, «Сумм» и «Зеркал».

Схоластическая философия является попыткой найти равновесие между верой и разумом, создать синтез философии Аристотеля и христианского мировоззрения. Это также и прежде всего метод, развивающий технику диалектики и полемического обсуждения; на этой основе возникают диспуты – ораторские и философские состязания, привлекающие многочисленную публику. Париж является активным центром интеллектуальной жизни.

Самой яркой иллюстрацией философии и схоластического метода является «Сумма теологии» Фомы Аквинского (святого Фоты, 1224-1274).

В конце Средневековья схоластика переживает последний этап своего развития; она коснеет и замыкается в формальной логике (которую будет высмеивать Рабле). Наряду с университетами, где еще встречаются крупные личности (например, Жан Жерсон, 1363-1429), интеллектуалы все чаще появляются в мирской среде, меньше связанной с теологией (хотя все они получают клерикальное образование); многие занимают важные должности на службе у короля или знатных сеньоров. Первые гуманистические течения возникают при дворе Карла VI в начале XV в. (Жан де Монтрей, братья Коль).

4. Рыцарство и развитие светской культуры

Начиная с XI в. развивается светская литература на народном языке, но авторами по-прежнему являются в основном клирики, и вся она пронизана христианской культурой, хотя в ней слышен отзвук и других идей, прежде всего класса рыцарей и аристократии; с подъемом городов светская литература обретает иные литературные формы. Жесты (песни о деяниях) в их письменном виде (с начала XII в.) пронизаны идеологией феодальной знати. При дворах крупных сеньоров в период процветания и относительного мира зарождается поэзия трубадуров, а также «куртуазный» роман, как называют его на севере. Благоприятные экономические условия, к которым, несомненно, следует также добавить проявившееся вместе с Крестовыми походами влияние Востока с его пышностью. Порождают искусство утонченной жизни, получившее название «куртуазность». Быть «куртуазным» - значит обладать всей полнотой физических и моральных качеств: элегантностью и достоинством манер и языка (что сохранилось и в современном значении этого слова), красотой, мужеством (доблестью),верностью, «широтой» (щедрость могла доходить до настоящего мотовства). Наконец, куртуазность подразумевает огромное значение женщины и любви; куртуазная любовь века начинает ассоциироваться практически исключительно с идеальной любовью, возникающей вначале в поэзии трубадуров, Fin' Amors (см с 23). Это аристократический идеал: «куртуазный рыцарь» противопоставляется «виллану» (крестьянину, а затем – по аналогии – всему неблагородному и низкому в плане физическом или моральном).

Некоторые аристократические дворы сыграли очень важную роль в развитии светской литературы и культуры. В XII в. особенно сильно влияние дворов Алиеноры Аквитанской и ее мужа Генриха II Плантагенета, являвшихся активными центрами литературного творчества, как в Пуатье, так и в Англии.

Роман в основном обращается к рыцарству. Он адаптирован к его вкусам и чаяниям и свободен от влияния церкви, хотя вскоре она усиливает свое влияние и в этом жанре. Роман также отражает напряжение, возникшее внутри рыцарства. Позднее в нем отразится кризис рыцарских ценностей.

© 2000- NIV