Приглашаем посетить сайт

История французской литературы. К.Ловернья-Ганьер, А.Попер, И.Сталлони, Ж.Ванье.
III. Литературные формы и жанры.

III. Литературные формы и жанры.

Литературную продукцию XVI в. составляют не только произведения на французском. До сих пор широко используется латынь – не только в философских и богословских сочинениях, но также в поэзии. Однако с течением времени французский язык завоевывает все более обширное пространство. Несомненно, что в этой эволюции большую роль сыграли усиление французской державы и использование родного языка реформистской церковью.

1. Поэзия.

Поэзия, вне всякого сомнения, является самым распространенным жанром XVI в. стихи звучат повсюду, исполняются под музыку, гравируются на фронтонах зданий или на декорациях, построенных в честь прибытия короля, переписываются на форзацах роскошных изданий, отпечатанных в типографиях. Как писал Монтень: «Восторг, охватывающий каждого, кто умел проникнуть в тайны поэзии, заражает и тех, кто слушает, как рассуждают о ней или читают ее образцы» (Эссе, I,37). «Это исконный язык богов, - писал он, - следует отдать (признать) ему главенство и превосходство в разговоре (языке)» (Эссе, III,9). Признанное достоинство поэта демонстрирует вкус просвещенного общества к языку, обладающему невероятным могуществом и с почтением культивируемому, тем более, что все те, кто пробует себя в поэзии, начиная с самого Франциска I, пишут исключительно шедевры – такова слава жанра.

Некоторые поэтические формы, бывшие в употреблении в XV в., сохраняются вплоть до 1549 г. Например, «Клеманова юность» (1532) Маро представляет собой сборник королевских песен, баллад, рондо и т. п. Когда Дю Белле публикует «Защиту и прославление французского языка», он относит эти старинные формы к разряду средневековых «пряностей» (приправ) и воздает хвалу сонету. Больше чем трактат о поэтическом искусстве, «Защита» являет собой полемический манифест, в котором молодые люди заявляют о своем желании дать Франции литературу, достойную античных и итальянских авторов, обогатив родной язык и утвердив его престиж. Хотя некоторые из их желаний не осуществились (они не подарят Франции эпопею, о которой так мечтали), многие их начинания соизмеримы с их воодушевлением.

В последнее десятилетие XVI в. их поэзия, которую считают слишком ученой, уступает место литературе, больше отвечающей придворным вкусам, более простой и менее эрудированной, как, например, в сочинениях Депорта, или литературе, пронизанной тревогами и конфликтами, - иными словами, литературе «барочной», отражающей нестабильность современного ей мира.

2. Театр.

В театре сохраняются средневековые жанры. По всей Франции показываются мистерии, вплоть до их запрещения в Париже (1548). Невероятным успехом пользуются фарсы: печатаются тексты пьес, игравшихся в XV в., пишутся новые, и Генрих IV со своим двором получает большое удовольствие, глядя на исполнение одной из них в 1606 г.

Параллельно с этим происходит обновление жанров благодаря знакомству с античным театром. После многочисленных переводов в 1551 г. выходит первая комедия в подражание античной – «Евгений». Во второй половине XVI в. сильно влияние итальянского театра. Первая трагедия «Клеопатра», сыгранная в 1553 г. и принадлежащая, как и «Евгений», Жоделю, задает тон всем последующим театральным пьесам: действие в ней сведено к минимуму, персонажи в основном предаются жалобам о постигших их несчастьях; речь идет не только о «классической» трагедии, сколько о музыкальном жанре ламенто или о больших оперных ариях. Протестанты предпочитают библейские сюжеты, просвещающие зрителей; в 1550 г. Теодор де Без пишет «Авраам, приносящий жертву».

В связи с отсутствием театров актеры редко когда являются профессионалами. Спектакли проходят на церковных папертях, в коллежах (где играются пьесы на латыни), на ярмарках, при дворе – всегда по случаю какого-нибудь праздника, неотъемлемым элементом которого они являются.

Начиная с 1571 г. во Францию приглашаются итальянские труппы, которым сопутствует неизменный успех, доказывающий необходимость театра в социальной жизни, по крайней мере для некоторых слоев общества, ибо все более глубокая трещина пролегает между спектаклями для образованной публики или двора и зрелищем, адресованным народу.

3. Повествовательные жанры.

Границы романа, достаточно четко очерченные в Средние века, размываются. К какому жанру, например, отнести повествование о деяниях и проделках Пантагрюэля и Гаргантюа, которое потомство признает одним из главных произведений XVI в.?

Любовь к рыцарским романам не исчезает, свидетельством чему являются многочисленные адаптации «на современный французский» средневековых текстов и перевод романа «Амадис» (1547), пользующийся большим успехом.

Повышенный спрос на сборники, объединяющие короткие рассказы, является доказательством того, что публика обожает читать «истории». Сегодня мы с трудом можем определить их жанр, поскольку в XVI в. не так просто было отличить новеллы от сказок и забавных описаний.

В последнее десятилетие века появляется новый жанр, «трагические истории», достаточно длинные и доставляющие читателю удовольствие, целиком основанное на переживаниях. Отсюда берет начало сентиментальный роман в период до появления «Астреи».

4. Другие прозаические сочинения.

Понятие литературного жанра теряет всякий смысл применительно к произведениям, которые отличаются пристрастием к гибкости форм и личным размышлениям, живо откликаются на разнообразие реального мира, непостижимого в своей целостности.

Большой популярностью пользуется вымышленный диалог; он открыт для любых сюжетов и тем: религия («Кимвал мира» Деперье), язык («Диалог итальянизированного француза» Анри Этьена), астрология («Мантисс» Понтюса Тийара), общество («Диалоги» Таюро), любовь («Спор Безумия и Амура» Луизы Лабе). Не являясь, как часто утверждают, жанром по преимуществу скептическим, диалог проливает свет на сложность поисков истины, часто в нем даются сатирические портреты и размышления.

В XVI в. также выходят сборники Наставлений, в которых объединяются забавные истории и самые разнообразные мнения, а также многочисленные комментарии, написанные на полях всевозможных произведений с целью облегчить чтение и одновременно дать ему верное направление.

Пытаясь осветить прошлое своей страны, Пакье пишет «Разыскания о Франции», где «отбросив все амбициозные построения, (он) предается ученому поиску деталей» (Сеар). Именно поэтому его произведение, написанное без соблюдения правил риторики, не подходило ни к одному литературному жанру, и для него Монтень, чтобы дать ему название, придумал слово «Эссе».

© 2000- NIV