Приглашаем посетить сайт

История французской литературы. К.Ловернья-Ганьер, А.Попер, И.Сталлони, Ж.Ванье.
III. Литературные формы и жанры.

III. Литературные формы и жанры

1. Оживление в поэзии.

XVII век начинается потоком поэтических произведений, и вплоть до Буало и Лафонтена поэзия будет находиться в фаворе. В этом изобильном творчестве можно выделить три течения: барочная поэзия – до 1630 г.; прециозная поэзия, наследовавшая поэзии барокко и очень распространенная на протяжении пятнадцати лет; и наконец, в период между 1645 – 1680 гг процветает поэзия, получившая название «классической», хотя эти разнообразные направления иногда смешиваются и взаимно проникают друг в друга.

Будь поэт дворянином, как Ракан, или простолюдином, как Малерб, жизнь его зависит от милости вельмож, на службу к которым он стремится поступить. Его произведения должны угождать придворному вкусу, прославлять различные события, приниматься «академиками». Барочные поэты любят воспевать красоту природы, ценность уединения, наслаждение жизнью у глуши; прециозная поэзия, взявшая за основу петраркистскую утонченность, воспевает любовь и женские прелести; поэзия классическая, более строгая, выражает себя в античных формах, обновленных в виде басни и трагедии, в которой блещет Расин, по праву считающийся величайшим поэтом своего времени.

.

В 1607 г. выходит в свет «Астрея», произведение, которое кладет начало современному роману. Успех этой монументальной и замысловатой книги сделает повествовательную литературу модной в XVII в. Жанр романа приобретает разнообразные формы, но популярности не теряет, поскольку умело приспосабливается ко всем вариациям и, не будучи еще систематизированным, удовлетворяет вкусам любой публики: и приверженцам возвышенного идеализма, и поклонникам бурлескного реализма. Для первых выходят романы-фантазии, часто героические, авторами которых являются д'Юрфе, мадемуазель де Скюдери, Ла Кальпренед. Вторым предлагается литература, основанная на повседневной реальности и пародии, в которой получают известность Сорель или Скаррон. Вне этих течений Сирано де Бержерак открывает новое направление, философско-утопический роман, которое продолжают два небольших произведения: «История севарамбов» Вераса и «Южная земля» Фуаньи, а также большой роман «Телемак» Фенелона. Но условная романная форма в последние годы XVII в. уступает место более продуманным и зачастую историческим жанрам. Новые тенденции обнаруживаются у Сегрэ («Французские повести», 1656), Сен-Реаля («», 1672), Гийерага («Португальские письма», 1669) и особенно у мадам де Лафайет («Принцесса Клевская», 1677).

3. Триумф театра.

XVII век является золотым веком драматического жанра. Для сцены пишут все писатели этой эпохи, и великие, и второстепенные. Прежде чем стать «классической», трагедия основывается на традиции пасторали. («Пирам и Фисба» Теофиля де Вио), использует исторические (пьесы Монкретьена, Арди, Мере, Тристана) или героические сюжеты (Шеландр, Ротру, Сирано). Комедия также ищет свой путь, используя возможности балета, театральную машинерию, феерии; иногда в ней творят те же авторы, что и в трагедии, иногда другие – Демаре де Сен-Сорлен, Рие, молодой Корнель.

представитель эстетики Великого века, перенесенной на театральную сцену.

Эволюция театра отражает социальный и литературный образ века: первый период – эйфория, плодотворное восстановление доминирующего и кодифицированного жанра трагикомедии, время зрелости и расцвета, когда окончательно формируется «классический» театр, способный использовать и преобразить предшествовавшие формы. Чтобы подчеркнуть социальную интеграцию театра, добавим, что этот жанр затрагивает все слои общества: высшую знать (начиная с короля), поскольку она является заказчиком и покровителем драматургов; аристократию, умеющую ценить театр и любящую там показываться; буржуазию и даже народ, весьма падкий на развлечения; и наконец, комедиантов, корпорацию развивающуюся, организующуюся, получающую некоторое признание. Можно сравнить французский театральный XVII век с елизаветинским периодом в Англии или Золотым веком в Испании.

4. Движение к литературе идей.

Декартом, янсенистская мысль – Паскалем; все это в дальнейшем окажет влияние на творчество других писателей. Движение литертенов, возглавляемое Гассенди, находит отклик в произведениях Сент-Эвремона, Франсуа де Дамот-Левайе, Габриеля Ноде. Во второй половине XVII в. появляются назидательные сочинения Боссюэ, Фенелона, Буало, Лабрюйера, критические, ученые и полемические труды Бейля, Фонтенеля, возвещающие закат абсолютистских ценностей и открывающие дорогу тому, что Поль Азар назовет «кризисом европейского сознания».