Приглашаем посетить сайт

История французской литературы. К.Ловернья-Ганьер, А.Попер, И.Сталлони, Ж.Ванье.
Историческое повествование: первые прозаические хроники. (XIII) в.

Историческое повествование: первые прозаические хроники. (XIII) в.

Со времен Карла Великого и на протяжении почти всего Средневековья история обычно излагалась на латыни; таковы «Великие французские хроники», которые писались в аббатстве Сен-Дени. Это символический пример: впервые переведенные на французский в конце XIII в., они дописывались затем уже на этом языке (вплоть до XVI в.). С другой стороны, следует отметить интерес к истории в светских произведениях на народном языке, прежде всего в жестах (хотя национальная история, ставшая древностью, полностью преобразилась в легенду) или в стихотворных произведениях, представленных как «исторические» (например, произведения серединв XII в. о прошлом Англии – «История англичан» Гэмара. «Роман о Бруте» и «Роман о Роллоне» Васа, «Хроники герцогов Нормандских» Бенуа де Сент-Мора). Но на самом деле жанр исторического повествования зарождается и развивается в хрониках XII - XIII вв. (рассказы очевидцев или участников описываемых событий).

Некоторые авторы пишут в стихах по образцу жест: таковы появившаяся в конце XII в. «История о священной войне» (повествование о Третьем крестовом походе, созданное неким жонглером, который находился на службе у короля Ричарда Львиное Сердце); в начале XIII в. это «Песнь о Крестовом походе против альбигойцев» на провансальском языке; или написанная около 1226 г. «История о Гийоме ле Марешале» (прославившаяся благодаря Жоржу Дюби). Но самыми значительными и известными являются прозаические произведения о Четвертом крестовом походе, закончившемся в 1204 г. взятием Константинополя.

Жоффруа де Виллардуэн (около 1159 – около 1213?) создал хронику «Взятие Константинополя» (написана приблизительно в 1208 – 1213 гг.), имеющую огромное значение для истории литературы – это первый прозаический текст на французском языке – и представляющую большой интерес для историков как свидетельство очевидца событий: Виллардуэн лично принимал участие в этом крестовом походе, находясь в свите Тибо III Шампанского, и сыграл в нем важную роль в качестве военачальника и дипломата, за что был удостоен почестей – назначенный маршалом Шампани в 1205 г., он организует охрану Константинополя в 1212 г. Точные дата и место его смерти неизвестны. В своем изложении фактов он пристрастен, но чистосердечен; его рассказ сопровождается политическими и нравственными размышлениями о Крестовом походе, отклонившемся от намеченной цели.

Робер де Клари (около 1170-после 1216), менее известный автор другой «Хроники» того же времени, равным образом принимал участие в Крестовом походе, но он был простым рыцарем из незнатного рода, и его точка зрения предстает совершенно иной, а само изложение отличается прямолинейным стилем и некоторой бессвязностью.

В самом начале XIV в. Жан де Жуанвиль (1226 -1317), друг и доверенное лицо Людовика IX , составляет для его сына (будущего Людовика X) «Жизнеописание Людовика Святого», являющееся в какой-то мере также автобиографическим, поскольку рассказчик часто выводит на сцену самого себя; живое и яркое «Жизнеописание» создает впечатление реальности происходящего. Жуанвиль стремится также изобразить образцового государя и монархию. Наконец, это ценное историческое свидетельство, в частности, о Седьмом крестовом походе, в котором автор принимал участие.

© 2000- NIV