Приглашаем посетить сайт

История французской литературы. К.Ловернья-Ганьер, А.Попер, И.Сталлони, Ж.Ванье.
Карл Орлеанский (1394 – 1465).

Карл Орлеанский

(1394 – 1465).

Карл, сын Людовика Орлеанского (брата Карла VI) и Валентины Висконти, родился в 1391 г. В 1407 г. Людовик Орлеанский убит по приказу своего кузена, герцога Бургундского Иоанна Бесстрашного. В 1408 г. умирает мать Карла, в 140+ г. – его первая супруга Изабелла Французская. Карл женится на Бонне д'Арманьяк, отец которой становится главой антибургундской партии. В 1415 – 1440 гг. плененный в битве при Азенкуре, Карл Орлеанский становится узником в Англии. В заточении он начинает писать стихи. Вскоре умирает Бонна. В 1440 г. освобожденный за большой выкуп, Карл Орлеанский возвращается во Францию и женится на юной Марии Клевской, от которой у него будет трое детей (в том числе будущий Людовик XII). Почти сразу отказавшись от политической деятельности, он живет в своем замке в Блуа и целиком отдается поэтическому творчеству вместе с друзьями и случайными гостями (такими, как Рене Анжуйский, Вийон и т. д.). В 1450 – 1455 гг. он собственноручно составляет сборник своих произведений, дополняет и расширяет его. В 1465 г. Карл Орлеанский умирает.

Принц-поэт: любовь и беды эпохи.

Карл Орлеанский писал в основном короткие стихотворения, баллады и рондо (ему принадлежат только четыре «жалобы» и два повествовательных ди). В стихах, написанных в Англии, преобладают куртуазные мотивы, хотя порой слышатся отзвуки войны и сетования на положение поэта-узника («Глядя в сторону Франции…»). С 1437 г. он отказывается от служения любви и избирает для себя позицию Невозмутимости или Безразличия (которые, по его словам, являются «смешанным состоянием, ни добрым, ни злым…») с налетом некоторой меланхоличности.

«Цвет меланхолии»

Присущая эпохе (по мнению Ж. Серкиньлини) меланхолия является доминирующей чертой в поэзии Карла Орлеанского («В лесу Долгого Ожидания… ученик Меланхолии…»); это очень характерная для него тональность, в которой куртуазная утонченность сочетается с повседневной реальностью, часто связанной с оригинальными размышлениями о времени и о себе. Некоторые рондо Карла Орлеанского, невероятно простые по форме, изумительно легкие, изящные и музыкальные, сохранили популярность вплоть до нашего времени: «Зима, вы попросту мужлан…», «Время сбросило одеянье/Ветра, холода и дождей…». [1]

1. Перевод С. Вышеславцевой.

© 2000- NIV