Приглашаем посетить сайт

История французской литературы. К.Ловернья-Ганьер, А.Попер, И.Сталлони, Ж.Ванье.
Комический жанр: фаблио.

Комический жанр: фаблио.

Фаблио, по формулировке Жозефа Бедье, можно определить как смешные рассказы в стихах (восьмисложные с попарно чередующимися рифмами, как в других коротких повествовательных жанрах, с которыми они сходны размером в несколько сотен стихов). До нашего времени дошло около ста шестидесяти фаблио, анонимных и приписанных различным авторам (иногда известным в другом качестве, как, например, драматург Жан Бодель или поэт Рютбёф). Все они были созданы между 1170 г. (когда появилось первое из них, «Ришё», где рассказывается история бывшей монахини, ставшей гулящей девкой) и началом XIV в.; по происхождению по большей части относятся к северу Франции. Истоки фаблио проследить трудно: сюжеты чаще всего принадлежат к почти универсальному комплексу народных сказаний, наподобие тех «мотивов», которые классифицируются фольклористами.

Некоторые фаблио, например «Разделенный чепрак» Бернье (XIII в.) представляют собой скорее нравоучительные рассказы, близкие к fables – басням (откуда пошло их название, используемое авторами во многих рукописях); другие имеют откровенно скатологический или непристойный смысл («Крестьянский пердёж» Рютбёфа, «Рыцарь, щекотавший мохнатки», «Фаллическая мечта»). Во многих фаблио на сцену выведен треугольник: муж – жена – любовник, и почти во всех рассказывается о каком-нибудь надувательстве. Жанру сложно дать точное определение в силу некоторой терминологической неустойчивости, как это часто бывает в период, когда литературные жанры еще не были строго кодифицированы. Описываемая среда, народная и большей частью городская, является оборотной стороной куртуазного мира, а тональность фаблио, куда более реалистичная и зачастую грубая, противопоставляется тональности куртуазной. Следует ли из этого, что фаблио предназначались для «простонародья» (Ж. Бедье)?

Напротив, похоже, они были адресованы и аристократическим любителям куртуазной литературы, которых приглашали посмеяться над персонажами, чаще всего воплощающими карикатурные типы: рогатые и нелепые «мужики», глупые монахи, похотливые и хитрые женщины…Предназначенныя прежде всего для развлечения, фаблио позднее найдут отражение в новеллах, сказках и фарсах.

© 2000- NIV