Приглашаем посетить сайт

История французской литературы. К.Ловернья-Ганьер, А.Попер, И.Сталлони, Ж.Ванье.
Корнель (1606 – 1684).

Корнель (1606 – 1684).

Пьер Корнель родился в 1606 г. в Руане в семье, принадлежащей к средней буржуазии. С 1615 г. мальчик обучается в коллеже иезуитов, где получает многочисленные награды за стихи на латыни. В 1622 – 1624 гг. Корнель получает адвокатскую стажировку в парламенте Руана. В 1628 г. Корнель приобретает две королевские адвокатские должности (в управлении Вод и Лесов и адмиралтействе Франции), которые сохранит до 1650 г. В 1629 г. создана «Мелита» - комедия, поставленная в Париже труппой Марэ, затем многочисленные комедии: «Клитандр», «Вдова», «Королевская площадь». В 1633 г. Корнель представлен Ришелье, который назначает ему пансион и включает в кружок драматургов, образовавших «Общество пяти авторов», в 1635 г. – «Медея», первая трагедия, в 1636 г. – «Комическая иллюзия», в 1637 г. – «Сид», что приносит Корнелю славу и порождает знаменитый «спор». В 1638 – 1640 гг. наступает период «молчания»; семейные и финансовые заботы. В 1640 г. написан «Гораций». Корнель вступает в брак с мари де Ламперьер, от которой у него будет шесть детей. В 1642 г. – «Цинна», в 1643 г. – «Полиевкт». После смерти Ришелье, затем Людовика XIII Корнель переходит под покровительство Мазарини. В 1644 г. происходит краткий возврат к комедии – «Лжец», в 1645 г. – «Родогуна». В 1647 г. Корнель избран во Французскую академию. В 1651 г. публика прохладно приняла «Пертарита», что отдаляет Корнеля от театра. В 1652 – 1658 гг. Корнель обращается к религии и пишет набожные произведения, а также теоретические эссе о театре, например «Рассуждения о драматическом искусстве». В 1659 г. создан «Эдип», награжденный Фуке. В 1662 г. Корнель перебирается в Париж вместе с братом тома, ведет светскую и горькую жизнь стареющего поэта. В 1666 г. – «Аттила», в 1670 г. создан «Тит и Береника» - безуспешное соперничество с «Береникой» Расина. В 1674 г. – «Сурена». 1674 – 1684 гг. стали годами умиротворения, омраченного лишь некоторыми финансовыми проблемами. В 1684 г. Корнель умирает в Париже.

Признанный писатель

Титул «принц», который даровали Корнелю, недвусмысленно говорит о том, каким уважением пользовался он на протяжении всего XVII века. За свою долгую карьеру (сорок пять лет театральной деятельности) драматург сумел благодаря придворному усердию («театр является феодом. С которого получаешь хорошие ренты», говорится в «Комической иллюзии»), а также мудрости и осторожности, проявленным в течение жизни (образцовый отец семейства, мирный буржуа, правоверный католик), не поддаться модным веяниям и стать драматическим эталоном своего века, с которым сможет конкурировать лишь один Расин.

Новаторское творчество.

Драматический талант Корнеля воплотился в тридцати трех пьесах, представляющих всю палитру театральных жанров:

-комедия: восемь главных, среди которых «Мелита», «Королевский суд», «Комическая иллюзия», «Лжец»;

-трагедия: около двадцати, из которых половина является шедеврами («Гораций», «Цинна», «Полиевкт», «Родогуна», «Никомед», «Сурена»);

- трагикомедии, лучшим примером которых является «Сид» и к которым близки «героические комедии», такие, как «Дон Санчо Арагонский», «Тит и Береника» и даже феерии, например «Андромеда» или «Золотое руно».

Эстетика барокко.

Подобное разнообразие обусловлено множеством перемен в обществе и литературе первой половины XVII в. В своих первых произведениях Корнель заимствует у модного «барочного» направления тему маскарада и нестабильности, пристрастие к живости и выставлению напоказ, легкий и реалистичный тон. Подобное смешение вымысла и правды выливается в фантастический мир, порождающий двойственность и фантасмагоричность. «Клитандр» в серьезном жанре, «Комическая иллюзия» и «Лжец» являются лучшими примерами этого течения, в котором чувствуется дух современности.

Величественный театр.

Но слава Корнеля неоспоримо связана с его успехом в трагедии. В «Рассуждениях о драматическом искусстве» автор определяет свои взгляды. История, рассказанная в пьесе, должна быть знаменитой, предпочтительно заимствованной из истории или мифологии, ибо эти «великие сюжеты…сильно возбуждают страсти и противопоставляют порывистость законам долга или сердечным слабостям». Персонажи, все знатного происхождения или избранные за высокие моральные качества, отличаются твердой волей, оставляющей мало места для чувств: хотя любовь «всегда приветствуется…, необходимо, чтобы она занимала в произведении лишь второе место». Долг, уважение, слава, почет являются основными ценностями, определяющими выбор героя и оправдывающими его жертву; зато честолюбие, гнев, мстительность ведут к низости и несчастьям. В этом случае театральное действо исполняет двойную функцию: нравиться («драматическая поэзия имеет своей целью единственно удовольствие зрителя») и воспитывать («хотя польза проявляется лишь в облике удовольствия, она совершенно необходима»).

«Комическая иллюзия» (1636)

Корнель уже успел прославиться как блестящий автор комедий, когда успех трагедии Мере «Софонисба» побуждает его попробовать себя в жанре трагедии: он пишет «Медею», которая проходит незамеченной. Вернувшись в следующем году к комедии, Корнель с блеском воплощает свой «каприз».

Старый Придаман спрашивает волшебника Алькандра о судьбе своего сына Клендора. По мановению волшебной палочки появляется молодой человек, поступивший на службу к фанфарону Матамору и ухаживающий за Изабеллой, которую ее отец прочит за Адраста. Соперники сходятся на дуэли, и Клендор убивает Адраста. Страшась ареста. Убийца обращается в бегство, увлекая с собой Изабеллу. Два года спустя Клендор оставляет Изабеллу и соблазняет супругу некоего принца, который приказывает заколоть его кинжалом. Горе Изабеллы, горе Придамана. Но вмешательство волшебника приводит к счастливому концу: Клендор и Изабелла превращаются в актеров – все это было сценической постановкой.

«Странное чудовище». Такое определение дол Корнель своей пьесе в предисловии, и следует признать, что эта комедия не подчиняется законам жанра из-за вольности тона и формы (отказ от единств, умножение сюжетных линий, смешение жанров, обращение к магии, неправильная структура).

Барочный спектакль. В этой комедии Корнель сочетает традицию Комедии дель арте со своими сюжетами (принудительный брак, любовное соперничество, переодевания) и персонажами (фанфарон, старик, юные влюбленные). Но сюда примешивается влияние барокко, проявляющееся в действии, сценических трансформациях, богатстве днкораций, веселости и пародии, особенно что касается Матамора, прототипа хвастливого и трусливого солдата:

Один звук моего имени сокрушает стены,

Громит эскадроны и выигрывает битвы.

(Акт II, сцена 2).

Театр в театре. Новаторство пьесы состоит в эффекте «погружения», достигаемом путем использования изначально созданной иллюзии. Поистине театр является волшебным искусством:

Из всех его любовных похождений

И всех его опасностей я сделаю вам речь,

- заявляет Алькандр, выражающий мнение самого драматурга (акт I, сцена 1). Каждый персонаж носит маску, а порой и две, изъясняется аффектированным языком, ввязывается в опасные приключения, которые на поверку оказываются мнимыми. Подобная двойственность действия, однако, помогает нам обуздать силу воображения и постичь истинную сущность людей.

«Сид» (1637).

В возрасте тридцати лет Корнель со своей пьесой поднимается на вершину славы: «Весь Париж видит Химену глазами Родриго», - пишет Буало. Трагикомедия на сюжет, заимствованный у испанца Гильермо де Кастро, впервые поставленная в театре Марэ, и по сей день входит в репертуар.

Действие происходит при кастильском дворе, где двое грандов – почтенный старец дон Диего, отец Родриго, и дог Гормас, отважный генерал, отец Химены, - спорят, кто из них достойнее занять место наставника инфанта. Ссора родителей становится препятствием для любви их детей, так как Родриго по просьбе своего оскорбленного отца вынужден сражаться на дуэли с отцом Химены. Обидчик убит, и его дочь, несмотря на свои чувства, требует королевского правосудия. Но виновный Родриго готовится защищать город от осаждающих его мавров. Став «Сидом» (господином), он соглашается на поединок, в котором должен доказать свою правоту, и, выйдя из него победителем, получает прощение короля. Со временем к нему вернется Химена.

Эта пьеса знаменует рождение «великого Корнеля», который не отвергая влияния барокко, заявляет о себе как мэтр серьезного театра.

Зрелищность и красноречие. Своим блеском и воздействием на зрителей произведение в первую очередь обязано умелому использованию актуальных сюжетных моментов при создании зрелища (популярность Испании и угроза испанского вторжения, запрет дуэлей, реставрация королевской власти) и большой виртуозности диалогов. Сцена вызова (акт II, сцена 2) – одна из самых знаменитых в истории театра, а произносимые в ней слова давно стали общеизвестными:

Таким, как я, не надо и показа:

Мы бьем уверенно и с первого же раза. [1]

Патетический монолог дона Диего (акт I, сцена 4), стансы Родриго (акт I, сцена 6), рассказ о битве (акт IV, сцена 3) давно вошли в литературные антологии.

Конфликт между честью и любовью. Но величайшей заслугой трагикомедии является то, что Корнель выразил в ней одну из главных движущих сил театра: конфликт. Действительно, сюжет приводит к столкновению двух противоречивых требований, откуда рождаются эмоции. В знаменитых «стансах» Родриго говорит:

Отмстив, я гнев ее стяжаю негасимый,

Презрение стяжаю, не отмстив.

Молодые люди оказываются перед дилеммой, противопоставляющей политику любви. Эпилог пьесы примиряет антагонистические ценности, когда Химена произносит: «За многие черты Родриго я люблю» (акт V, сцена 7).

Спор о «Сиде». Вызванное пьесой воодушевление породило зависть. Недоброжелатели Корнеля обвиняют его в плагиате, упрекают в пренебрежении законами классического театра, разрушении морали («Химена ведет себя недостойно, почти развратно», - пишет Скюдери), в политической неблагонадежности (изображение дуэлей, восхваление Испании). Автор довольно неловко отвечает: «Всей своей славой я обязан исключительно себе». Спор разгорается, Академия проявляет себя вяло. Потребуется вмешательство Ришелье, чтобы положить конец полемике.

«Гораций» (1640).

Стремясь посрамить критиков, Корнель три года спустя после «Сида» создает настоящую трагедию, более уважительно отнесшись к правилам и вдохновившись на сей раз римской историей.

Рим и Альба, два соседних города, заключают перемирие в ведущейся ими войне: исход конфликта они возлагают на поединок своих бойцов. В Риме избран Гораций и два его брата. Куриаций и его братья защищают Альбу. Но две семьи связаны между собой: Гораций женат на Сабине, сестре Куриация, а тот влюблен в римлянку Камиллу, сестру Горация. Победителем в бою становится Гораций. Разгневанная Камилла проклинает Рим и своего брата, который убивает ее. Царь прощает преступника за его воинский подвиг.

Политическая трагедия. «Гораций» прежде всего является пьесой, посвященной Ришелье. Автор демонстрирует бесполезность братских сражений (противопоставивших Францию и Испанию) и прославляет государственные интересы. Гораций, несгибаемый герой, подчиняется этим законам:

Ничто в священный час не может нас связать;

Вот Рим избрал меня, - о чем тут размышлять?[2]

(Акт II, сцена 3)

Это утверждение выходит за рамки психологического спора.

Идеал славы героя согласуется с подчинением сильной и авторитарной власти.

Но такой героизм рискует из-за своего переизбытка превратиться в фанатизм (убийство Камиллы), и в этом случае предпочтительнее покорное мужество Куриация, исполняющего свой долг, не отрекаясь от любви к страдающей Сабине.

«Цинна» (1642).

Сюжет второй римской трагедии Корнеля заимствован у Сенеки, из отрывка его трактата «О милосердии» (I,9), переведенного Монтенем.

Чтобы отомстить за смерть отца, Эмилия решает убить Августа, правителя Рима. Она доверяет дело Цинне, фавориту императора, которому обещает свою руку. Но август, утомленный властью, готов сложить с себя корону. Цинна, опасаясь, что ему не удастся совершить убийство, разубеждает его, но становится жертвой предательства Максима, соперника, который также добивается руки Эмили. Узнав о заговоре, император выбирает милосердие. Бунтовщики, тронутые прощением августа, раскаиваются.

Эта пьеса, один из несомненных успехов Корнеля, является еще одним вариантом конфликта, противопоставляющего героя и власть. Конфликт разворачивается на трех уровнях.

На психологическом уровне. Корнелевский герой, свободный от фатализма, полагается на свою свободную волю. Август, Цинна, Эмилия, Максим вольны сами избирать свое поведение и не поддаваться сбивающим с пути истинного страстям (мести, любви, ревности, тщеславию).

В длинном монологе Август определяет меру своей ответственности:

О небо, где же тот, кому теперь открою

Все помыслы души, все, что живет со мною? [3]

(Акт IV, сцена 3).

В каждом герое сокрыты величественные черты. Раскрывая их, они отрекаются от заблуждений и вступают на путь добродетели и благородства.

На драматическом уровне. Трагедия Корнеля развивается из последовательно преодолеваемых испытаний. Действие в ней оказывается весьма сконцентрированным во времени, поскольку пьеса начинается накануне убийства, и благодаря решению августа проконсультироваться со своими советниками весь ход действия меняется. Таким образом, каждый поворот определяется предыдущими событиями и в итоге приводит к единственному вопросу: простит ли Август? Трагедия может, таким образом, избегнуть кровопролития и приспособиться к драматическим правилам.

На политическом уровне. «Представляю вам, - пишет автор в посвящении, - картину одного из прекраснейших деяний Августа». Посредством образа римского императора автор восхваляет чувство меры, милосердие и политическую мудрость, устоявшую перед искушением отомстить. Если в «Горации» государство требует человеческих жертв, то здесь автор ожидает от представителей государственной власти большего великодушия. Между беспорядком тирании, к которой мог бы привести поступок Цинны, и беспорядком Республики, о которой мечтают другие («Всех хуже государство, где народ владыка», акт II, сцена 1), существует средняя позиция монархии, опирающейся на божественное право. По собственной воле («Собой владею я, и мир покорен мне», акт V, сцена 3) жестокий Октавий становится императоров августом. Смысл пьесы заключается в согласии между любовью и властью.

«Полиевкт» (1643).

«Цинна» - трагедия о подавленном насилии и восстановленном порядке заканчивается триумфом милосердия. «Полиевкт» - следующая пьеса Корнеля, навеянная историей христианского мученика III в., - приводит героя к благодати.

Живущий в Метилене знатный армянин Полиевкт, недавно обращенный в христианство и женатый на Паулине, решает креститься. В этот момент прибывает посланец Рима Север, бывший жених Паулины, которому губернатор Феликс желает воздать почести с помощью жертвоприношения. Полиевкт и его друг Неарх прерывают церемонию, разбив статуи римских богов. Неарх казнен, Полиевкт арестован. Паулина умоляет мужа отречься от веры, чтобы спасти свою жизнь, умоляет Севера вмешаться, чтобы содействовать примирению, но непреклонный Феликс обрекает Полиевкта на смерть. Потрясенная мученичеством мужа, его вдова Паулина обращается в христианство, также как и Север, готовый отныне защищать новую веру с мечом в руке.

Причина выразительности пьесы заключается в крайней сдержанности стиля. Это больше чем трагедия, это «драматическая симфония», которая находит неожиданную поддержку в строгом следовании правилам. Путь героя от крещения до мученичества совершается неотвратимо, никакие испытания не остановят его на этом пути. Поэтический язык также способствует разрешению конфликта, даруя Полиевкту пылкость посвященного: «Кто шагает уверенно, тот никогда не упадет» (акт V, сцена 2). Стансы IV акта являются вершиной этого обнаженного лиризма: «Мир, ты больше не существуешь для меня…» (сцена 2).

Главной темой пьесы является конфликт между любовью мирской и божественной. Паулина отталкивает бывшего возлюбленного Севера во имя супружеской верности и высказывает свои переживания в стансах, впоследствии названных расиновскими: «Не знаю, какое очарование до сих пор влечет меня к вам» (акт III, сцена 2). Полиевкт, ревностный неофит, выбирает страстную божественную любовь, возможно разрушительную, но высшую, поскольку она озарена верой. Политический спор бледнеет перед мистическим героизмом.

  1. Перевод М. Лозинского.
  2. Перевод Н. Рыковой.
  3. Перевод Вс. Рождественского.
© 2000- NIV